12 сыновей Августа

Автор: Maks Янв 19, 2022

Немецкий писатель Август Коцебу в свое время был популярнее Шиллера и Гёте. Он погиб из-за симпатий к России, а его дети верой и правдой служили нашей стране.

ЛЮБИМЕЦ ПУБЛИКИ

Август фон Коцебу появился на свет 3 мая 1761 года в Веймаре — в городе-княжестве, где жил, творил, а кроме того, был первым министром автор «Фауста» Иоганн Вольфганг Гёте.

Разница в возрасте у них была всего 12 лет. Происходили они из одной среды — зажиточных бюргеров, хотя семья Коцебу и приписывала себе шотландские дворянские корни.

В те годы по популярности Август далеко обскакал Гёте. Его пьесы игрались по всей Европе. И пусть интеллектуалы морщили носы, сетуя на засилье «коцебятины», публика валом валила на произведения, представлявшие собой коктейль из мелодрамы, комедии и триллера.

Перу Августа Коцебу принадлежат 211 драматических произведений, 10 романов, 3 сборника рассказов, 2 сборника стихотворений, 5 исторических трудов, 4 автобиографических опуса и 9 сочинений полемического характера.

В молодости он занимался адвокатурой в родном Веймаре, потом был сотрудником прусского посольства в Петербурге и там же — своего рода худруком немецкого театра. В 1783 году переехал в Эстляндскую губернию (современная Эстония), довольно быстро выбившись в президенты Ревельского магистрата, то есть в мэры губернского центра — Ревеля (современного Таллина).

Край управлялся немецкими дворянами, которые составляли влиятельную группировку в армии и чиновничестве Российской империи. Коцебу тоже приобщился к этому клану, вступив в брак с генеральской дочерью Фредерикой Эссен. Однако в 1790 году она умерла, и Август вернулся в Веймар.

Здесь он ввязался в полемику между последователями двух философских школ, написав памфлет. Но один из задетых в памфлете чиновников поднял скандал, подпортивший репутацию Коцебу.

Зализывая раны, драматург вернулся в свое эстонское имение Фриденталь под Нарвой, где женился на другой местной уроженке — Кристине Гертруде фон Крузенштерн, родственнице знаменитого мореплавателя.

Неожиданно в это захолустье прибыл посланец австрийского императора Франца I, который был поклонником писательского таланта Коцебу и предлагал ему должность придворного поэта с пенсией в тысячу флоринов, взамен же просил лишь одного — права приоритетной постановки каждой новой пьесы на венской сцене.

Согласившись, Коцебу начал курсировать между Россией, Австрией и Германией, наслаждаясь гонорарами и плодами своей литературной известности. Однако взошедшему на престол Павлу I такое катание показалось подозрительным, и драматурга арестовали как вероятного якобинца. А затем отправили в город Курган Тобольской губернии.

На свободу он вышел, написав пьесу «Лейб-кучер Петра III» о верном слуге папаши Павла I. Царь пожаловал драматургу четыре сотни крестьянских душ, чин надворного советника и должность директора немецкого театра в Петербурге.

Коцебу во второй раз стал вдовцом, но весьма быстро женился на еще одной представительнице семейства Крузенштернов — Вильгельмине Фредерике.

АГЕНТ ВЛИЯНИЯ

Август КоцебуПериод 1806-1814 годов был самым спокойным в его жизни, хотя последний акт Наполеоновских войн растормошил всю Европу.

После разгрома Наполеона между союзниками стали проскакивать черные кошки. Австрийский и прусский монархи достаточно твердо придерживались дружественного России курса в рамках Священного союза, однако передовая общественность их стран считала монархию Романовых слишком реакционной и поглядывала в сторону Англии.

Коцебу был для Петербурга ценным агентом влияния, а его публичные пророссийские выступления поощрялись финансово, причем вполне официально. Живя в Германии, он состоял при российском МИД и получал весьма солидное жалование — 15 тысяч рублей в год.

Немецкие либералы возненавидели Коцебу, видя в нем вдохновителя всех реакционных мероприятий прусского правительства. Кончилось все плохо. В немецкой прессе опубликовали обсуждаемую в кулуарах Священного союза служебную записку на тему упразднения автономии немецких университетов.

Написал ее русский дипломат Александр Стурдза, но автором сочли именно Коцебу.

23 марта 1819 года студент Карл Занд вошел в дом драматурга и, найдя его в одной из комнат, ударил кинжалом в грудь со словами: «Вот изменник отечества!».

В этот момент в комнату вбежала 6-летняя дочь драматурга Вильгельмина. Конечно, она тут же разрыдалась. Занд, находясь в состоянии стресса, ударил себя кинжалом в грудь, затем, пошатываясь, вышел на улицу и еще раз ударил себя кинжалом, после чего был схвачен прохожими.

Занда приговорили к смертной казни. Для немецких студентов он стал героем: каждый год они устраивали поминки на месте его казни, которое называли местом его вознесения. А в России Александр Пушкин посвятил убийству Коцебу пару строф в стихотворении «Кинжал».

ТРИЖДЫ ВОКРУГ СВЕТА

Август Коцебу отличался плодовитостью не только в творческой, но и в семейной жизни. В трех браках у него родилось 17 детей!

Поскольку причиной гибели литератора стала его симпатия к России, царское правительство сочло себя обязанным помочь детям Коцебу устроиться в жизни. И они предоставленными возможностями с удовольствием воспользовались.

Старший сын драматурга — Вильгельм Фридрих — в Отечественную войну 1812 года уже служил в русской армии, сражаясь в том числе и против своих соотечественников. Он умер в 1813 году в Полоцке от последствий ранений.

Второй сын — Отто — приобрел широкую известность как путешественник. Первоначально был устроен в Петербургский кадетский корпус, но пройти полный курс не успел, поскольку родственник матери — Иван Крузенштерн — согласился взять юношу в первое русское кругосветное плавание. Участие в этом путешествии предопределило дальнейшую карьеру Коцебу.

По возвращении в Петербург юнга-доброволец получил офицерское звание, а поскольку дальнейшая его служба проходила под крылом все того же Крузенштерна, Отто Евстафьевич (таким отчеством его наградили в России) быстро выбился в капитан-лейтенанты.

Более того, по рекомендации все того же Крузенштерна ему поручили в 1815 году руководство новой кругосветной экспедицией, снаряженной для поиска Северо-Западного прохода, связывающего Тихий и Атлантический океаны.

Коцебу на бриге «Рюрик» сначала проследовал до берегов Англии, далее совершил плаванье с севера на юг Атлантического океана, преодолел пролив Дрейка и сделал в Тихом океане первую остановку на острове Пасхи.

Далее на карту были нанесены ранее неизвестные атоллы — Румянцева, Спиридова, Рюрика, Крузенштерна, Кутузова и Суворова. В Петропавловске «Рюрик» дополнительно обшили медью. Теперь ему предстояло пройти полярными водами из Тихого океана в Атлантический, вдоль северного побережья России.

Берингов пролив экспедиция преодолевала дважды (в 1816 и 1817 годах), но из-за суровой ледовой обстановки далее северо-западного побережья Аляски не заходила. Тем не менее, результаты экспедиции оказались достойными, особо впечатлили научное сообщество и широкую публику останки найденного в вечной мерзлоте мамонта.

Третье кругосветное путешествие Отто Коцебу совершил в 1823-1826 годах на построенном под его руководством 24-пушечном шлюпе «Предприятие». На этот раз, правда, было не до географических открытий — задача заключалась в доставке грузов на Камчатку и борьбе с контрабандистами.

По возвращении Коцебу командовал кораблем «Император Петр I». Из-за подорванного в плаваниях здоровья вышел в отставку сравнительно молодым — в 43 года. Оставшиеся 16 лет жизни провел в своем имении под Ревелем.

Его имя носят улица в Таллине, залив с городом на Аляске и одна из пород аляскинских ездовых собак (маламутов).

ЛИХИЕ ВОЯКИ

Следующий сын драматурга — Маврикий — вместе с Отто учился в Петербургском кадетском корпусе и участвовал в плавании Крузенштерна. Однако морская служба его не прельщала, и он предпочел армию.

Участвуя в Отечественной войне, Маврикий попал в плен, из которого освободился только после вступления союзников во Францию. Пребывание в плену он описал в книге, изданной на немецком языке в Лейпциге. Наверное, отцовские гены давали о себе знать, но двигаться далее по литературной линии Коцебу не стал, напросившись служить на Кавказе.

Вместе с наместником Алексеем Ермоловым он ездил в Персию. Потом под началом следующего наместника Ивана Паскевича — воевал с персами в 1826-1828 годах и подавлял в 1831 году польское восстание. Оставшись в Царстве Польском, был комендантом Ивангородской крепости. Дослужился до генерал-лейтенанта. Скончался в 1861 году в должности сенатора.

Аналогичный боевой путь проделали еще два сына драматурга (правда, уже от второго брака) — Август и Павел.

Август дослужился до полковника, получив в 1847 году за участие в штурме аула Салты орден Св. Георгия 4-й степени.

Достижения Павла Евстафьевича оказались более впечатляющими. Службу он начал в 1819 году колонновожатым в свите его императорского величества. В 1826-1831 годах последовательно воевал против персов, турок и поляков, удостоившись ордена Св. Георгия 4-й степени и золотого оружия с надписью «За храбрость». В 1837 году вернулся на Кавказ начальником штаба Кавказского корпуса. За аул Салты (где отличился и его брат) пожалован в генерал-адъютанты.

Занимая штабные должности, Павел Евстафьевич старался, чтобы награды мимо него не проходили, но при необходимости вполне успешно, не прячась от пуль, командовал на поле сражения.

В феврале 1855 года занял пост начальника штаба всех войск, расположенных в Крыму. Спасти Севастополь он так и не смог, но выделялся храбростью, заслужив орден Св. Георгия 3-й степени.

Поражение в Крымской войне потрясло современников, причем среди виновников неудач часто называлась и фамилия Коцебу. Однако в 1860-х годах в стране начались «великие реформы», которые потребовали хороших исполнителей. Павла Евстафьевича назначили новороссийским и бессарабским генерал-губернатором. По части административных достижений Коцебу, конечно, не превзошел своего знаменитого предшественника Михаила Воронцова, но память о себе в Одессе оставил вполне хорошую.

В 1874 году Павел Евстафьевич переместился в Варшаву на должность генерал-губернатора, да еще и с присвоением графского титула. При Александре III по причине возраста и изменившейся политической ситуации начал отходить от активной деятельности. Умер в 1884 году, похоронен в Ревеле.

ОТЦОВСКИЕ ГЕНЫ

Супругой Павла Евстафьевича была представительница аристократического семейства фон Мантейфель. Младшая из их четырех дочерей вышла замуж за барона Федора Карловича Пилар-фон-Пильхау — правнука фельдмаршала Кутузова по женской линии. Поскольку сыновей у Павла Евстафьевича не было, дочери и зятю разрешили именоваться графами Коцебу-Пилар-фон-Пильхау.

Однако вернемся к детям драматурга Коцебу. От третьего брака у него было семь сыновей. Адам Фридрих Людвиг умер в младенческом возрасте. Еще четверо — Карл Фердинанд, Фридрих Вильгельм, Георг Отто и Эдуард, идя по военной линии, особых вершин не достигли.

Литературные отцовские гены с наибольшей силой пробились в Вильгельме (Василии Евстафьевиче). Он, кстати, как и Пушкин, закончил Царскосельский лицей, только на 15 лет позже. И службу начал, как Пушкин, в Министерстве иностранных дел. Правда, своими обязанностями там не пренебрегал.

Служил Коцебу в основном при российских посольствах в немецких государствах. Вершина карьеры — должности посланника в королевстве Саксония (1869-1878) и в Швейцарии (1878-1879).

Женат он был на княжне Аспасии Егоровне Кантакузиной, владевшей обширными поместьями в Молдавии и возводившей генеалогию к византийским императорам.

Временно находясь в отставке (для приведения в порядок поместий жены), увлекся румынской народной поэзией и перевел на немецкий сборник песен. Снискав похвальные отзывы критиков, написал несколько стихотворений и повестей, преимущественно на румынско-молдавские темы. Одну из книг он посвятил своему отцу, назвав ее «Август Коцебу. В приговоре современников и сегодня».

ЛУЧШИЙ ИЗ БАТАЛИСТОВ

Еще одного сына Августа Коцебу (всего их было 12) звали Александр Евстафьевич. Учеба в Петербургском кадетском корпусе, казалось, предопределяла его будущее. Став офицером, он получил назначение в лейб-гвардии Литовский полк, но, посетив одну из выставок в Академии художеств, увлекся батальной живописью. В 22 года начал учиться на художника, демонстрируя очевидные успехи. Например, за картину «Взятие Варшавы» (в штурме участвовали четверо его братьев) удостоился Большой золотой медали.

Продолжив обучение за границей, он написал ряд работ из эпохи Семилетней войны, а его картина «Битва при Нарве» вызвала восторг Николая I, тут же заказавшего художнику полотно с Полтавским сражением. Другая примечательная работа — «Битва при Клястицах» — посвящена сражению на подступах к Петербургу, где бился самый старший из его братьев.

Вообще в рамках батального жанра Александр Евстафьевич добился максимальных успехов. Эмоциональность его картин сочетается с точным изображением всех военно-исторических элементов — не зря автор все-таки был офицером.

Из дочерей драматурга Августа Коцебу стоит упомянуть разве что Вильгельмину, на глазах которой отец был зарезан. Она вышла замуж за одного из Крузенштернов, чем упрочила связи между двумя семействами.

Уже в третьем поколении (считая от драматурга) семейство Коцебу стало как-то теряться на сцене общественно-политической жизни. Хотя были среди них и придворные, и военные, вплоть до генералов. Но современникам они не запомнились. Возможно, причина в том, что Ревель и Эстляндию семейство явно предпочитало Петербургу. Кроме того, вращаясь преимущественно в среде немецких дворян, Коцебу не русифицировались, а, напротив, сохраняли свою «немецкость». Варшавского генерал-губернатора Павла Евстафьевича, например, поругивали за высокомерие и предвзятое отношение к русским сослуживцам. А многие его братья по служебным и личным причинам жили в Германии едва ли не больше, чем в России.

После развала Российской империи уцелевшие в революционном вихре Коцебу перебрались в Германию. Там их следы затерялись.

Олег ПОКРОВСКИЙ

  Рубрика: Без рубрики 82 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,206 сек. Потребление памяти:9.04 mb