А были ли бомбы?

Автор: Maks Мар 21, 2019

Советский Союз оставил нам в наследство немало секретов и загадок. Одна из них — история с разбившимся на Дальнем Востоке в 1976 году стратегическим бомбардировщиком, с места крушения которого американские боевые пловцы («морские котики») украли две ядерные бомбы. Или не украли?

В 1969 году американцы попытались припугнуть СССР за поддержку Северного Вьетнама. По личному приказу президента США Ричарда Никсона, в ходе операции «Гигантское копье», были подняты в воздух 18 стратегических бомбардировщиков В-52 с ядерным оружием на борту и направлены к границам Советского Союза. Предполагалось, что решимость главы Белого дома повлияет на руководство Кремля, которое будет вынуждено прекратить поддержку Ханоя.

Трагедия у Сахалина

Однако СССР проявил тогда твердость, и его стратегические бомбардировщики Ту-95 с атомными бомбами тоже стали вылетать на боевое дежурство, готовясь при необходимости нанести по США ответный удар. «Гигантское копье» не помогло, операцию отменили.

Вьетнамская война закончилась победой коммунистов. Напряженность в мире сохранилась.

Весной 1976 года Ту-95 с двумя атомными бомбами на борту отправился на очередное боевое задание, взяв курс к восточным рубежам СССР. Японцы с острова Хоккайдо первыми заметили, как этот самолет неожиданно исчез с экранов радаров. Их разведчики сообщили командованию американских ВМС в Токио о том, что они опознали стратегический бомбардировщик и зафиксировали его падение примерно в 20 милях восточнее Сахалина, в заливе Терпения. Информация ушла выше, а японцы и американцы стали наблюдать, что последует за этим событием.

Одновременно проводилась разведывательная работа по другим каналам, целью которой было выяснить дальнейшие действия советской стороны по поиску самолета. Когда американцам стало ясно, что СССР прекратил поисковые работы, в разведуправлении министерства обороны США было принято решение — попробовать самим отыскать разбившийся Ту-95 и снять с него все, что может быть интересно военным.

«Котики» в деле

Учитывая то, что разбившийся самолет находился в территориальных водах чужого государства, к операции привлекли подводную лодку специального назначения «Грейбэк» и подразделение SEAL («морские котики», или «тюлени»). Этим бойцам было не привыкать выполнять подобные задания, достаточно вспомнить, что в 1967 году боевые пловцы с этой субмарины украли с советского морского полигона две секретные морские мины, которые впоследствии с гордостью продемонстрировали в Нью-Йорке. Тогда многие из «котиков» были удостоены высоких наград. Отличиться хотелось и теперь.

Выйдя с военно-морской базы Йокосука, что в Японии, «Грейбэк» довольно быстро достигла нужного района и выпустила боевых пловцов: капитана Майкла Гранта, лейтенанта Дрю Вуда и мастер-сержанта Дэвида Пирсона.

Обломки самолета были разбросаны на площади в полмили. В любой момент здесь могли появиться советские пограничники или военные моряки. Но главной опасностью стало другое — «котики» обнаружили атомные бомбы. Причем из-за полученных при падении повреждений они фонили. Командир группы капитан Грант, измерив счетчиком Гейгера радиацию, понял, что в опасной зоне они могут находиться не более часа. Тогда он жестом приказал подчиненным остаться, а сам принялся обследовать остальные обломки самолета. Обнаружив вторую бомбу, спустя полчаса вернулся.

Когда они поднялись на борт «Грейбэк», выяснилось, что все трое приняли приличную дозу радиации, и впоследствии им пришлось серьезно лечиться. Однако полученная информация оказалась очень важной для руководства. Впервые в истории у американцев оказалась возможность заполучить образцы ядерного вооружения СССР и проникнуть в их секреты. Спецсубмарина имела ракетные контейнеры, в которых можно было бы перевести опасный груз. Главным было его поднять и доставить на борт.

Опасная находка

Советский стратегический бомбардировщик Ту-95В связи с опасностью облучения личного состава новую экспедицию «Грейбэк» готовили более тщательно. Для изъятия и доставки на подлодку советских спецбоеприпасов американцы выделили 10 (по другим данным, 40) самых крепких боевых пловцов. Учитывая опыт предыдущей группы, все они поверх резиновых гидрокостюмов надели свинцовое защитное снаряжение. У них также имелись специальные буксировщики и гидравлические подъемные устройства.

«Подводная братва» отыскала и забрала обе бомбы, а заодно прихватила и найденный среди обломков авиационный блок опознавания «свой — чужой».

С риском для жизни (радиация, да и сами боеприпасы могли рвануть) «котики» транспортировали свою добычу на субмарину, а «Грейбэк» без приключений доставила их на базу.

За успешное проведение операции, которую романтичные американцы назвали «Голубое солнце», 67 из 73 членов экипажа (моряки и боевые пловцы) специальной подводной лодки были впоследствии награждены командующим американским Тихоокеанским флотом.

Эта операция вошла в анналы истории американской разведки, о ней подробно поведали в своей книге «Военно-морской шпионаж» американец Питер Хухтхаузен и француз Александр Шелдон-Дюпле.

Конечно, есть скептики, которые сомневаются в реалистичности всего вышеописанного.

В XXI веке к теме погибшего у Сахалина бомбардировщика вернулись. Местный частный предприниматель Вячеслав Федорченко, убежденный, что ядерные бомбы все еще находятся на дне недалеко от острова, начал активную переписку с целью заставить военных убрать из акватории залива Терпения опасный груз. По его мнению, американцы украли только блок «свой — чужой», не решившись трогать фонящие боеприпасы. В доказательство своей версии в 2013 году он предъявил представителям прессы спутниковые снимки, на которых в заливе Терпения виден белый след (по убеждению Федорченко, от радиации).

На его многочисленные петиции отреагировали сахалинские депутаты, озаботившись проблемами экологии, однако со стороны военных особой реакции на это не последовало. Минобороны РФ придерживается версии Минобороны СССР, что такой катастрофы вообще не было.

Правда, прошла информация, что осенью 2017 года в залив Терпения должно было отправиться гидрографическое судно «Пегас», но о результатах его похода (если таковой состоялся) ничего не сообщалось.

Правда или вымысел?

Во всей этой истории есть несколько интересных моментов. Во-первых, если американцы действительно украли бомбы из-под носа советских военных, почему они до сих пор не продемонстрировали столь впечатляющий «улов», как это было сделано с морскими минами? Может быть, прав Федорченко, и они сняли лишь блок опознавания?

Во-вторых, что с самим самолетом? Была ли катастрофа, если ее так упорно не признают военные? Здесь тоже не все так просто, потому что есть информация, что в 1970-х годах наши «стратеги» на боевое дежурство со спецбоеприпасами не вылетали. Тогда СССР главный упор в ядерном противостоянии делал на баллистические ракеты.

Ту-95 был выпущен не очень большой серией, и отследить судьбу этих машин в принципе возможно. Если взять статистику катастроф данных самолетов в 1976 году, то есть информация о четырех подобных случаях. Из них только погибший Ту-95 1023-го тяжелого авиационного бомбардировочного полка, базировавшегося под Семипалатинском, теоретически мог оказаться над акваторией Охотского моря. Но он разбился не весной, а осенью, и никаких других подробностей его катастрофы нет.

И в-третьих, экологическая подоплека рассматриваемой темы приобрела остроту после аварии на атомной электростанции «Фукусима-1» в 2011 году, когда ее последствия очень обеспокоили соседние с Японией страны. Может, это просто совпадение, а может — информационный вброс, отвлекающий внимание от фукусимской проблемы?

В любом случае, разгадка всей этой истории — на дне Охотского моря…

Леонид ЧЕРНОВ



, , ,   Рубрика: Военная тайна

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,239 сек. Потребление памяти:8.68 mb