Бизнес на костях

Автор: Maks Июл 25, 2022

С первых дней христиане поклонялись останкам святых и мучеников и предметам, которыми они обладали. Верующие считали, что Бог использует их как орудие для сотворения чудес. Эти святыни были в большой цене. Неудивительно, что в темные Средние века в Европе расцвела пышным цветом торговля мощами святых и мучеников. При этом подавляющее большинство реликвий было фальшивками.

КАЖДОМУ АЛТАРЮ ПО РЕЛИКВИИ

Поклонение священным реликвиям было закреплено в законодательствах многих королевств. Карл Великий, например, приказал, чтобы в алтаре каждой франкской церкви имелась своя реликвия. Он также обязал клясться в церквях не только над Священным Писанием, но и над этими бесценными сокровищами.

Мощам святых и мучеников поклонялись все европейцы, независимо от социального статуса. Наибольшим спросом пользовались кости и части святых тел. В одной из церквей с гордостью выставляли мозг святого Петра до тех пор, пока к нему кто-то случайно не прикоснулся и не обнаружил, что это… кусок пемзы.

Самыми ценными и почитаемыми считались реликвии, связанные с Иисусом Христом и Девой Марией. Среди них пальму первенства по сей день уверенно держит Туринская плащаница, в которой был похоронен Иисус.

ПРОВЕРКА ОГНЕМ

Спрос рождает предложение: увы, но в большинстве своем священные реликвии являлись подделками, На это явно указывает тот факт, что одних и тех же мощей на рынке было представлено слишком уж много. Известно, например, о девяти (!) головах Иоанна Крестителя.

Французский богослов и реформатор церкви XVI века Джон Кальвин считал поклонение реликвиям извращенной формой религии. Он заявил, что если все мощи собрать в одном месте, то у каждого апостола окажется как минимум четыре тела, а у каждого святого или мученика — не меньше двух-трех. Однажды он пошутил, что из обломков креста, на котором был распят Иисус, можно сделать целый корабль.

У средневековых борцов с подделками не было возможности исследовать ДНК останков или подвергать их радиоуглеродному анализу. Потому в 592 году собор в Сарагосе постановил проверять реликвии на подлинность при помощи огня. В конце X века архиепископ Трира Эгберт заподозрил, что кусочек пальца, якобы принадлежавший святому Цельсию, фальшивка. В самый разгар мессы он завернул косточку в тряпицу и бросил на раскаленные угли. Согласно легенде, реликвию огонь не тронул. Потому ее признали подлинной, а опасения священника развеялись.

ЛОКОМОТИВЫ ЭКОНОМИКИ

Поклонение святым мощамНаибольший размах торговля священными реликвиями приобрела в IX веке в Священной Римской империи. Истинная цена мощей определялась способностью творить чудеса. На значимость святыни влияли и обстоятельства ее обретения. Считалось, что чем труднее ее было добыть, тем она дороже. Особенно ценились реликвии, привезенные из Святой земли, потому что поездки в Палестину в те времена были сопряжены с громадными трудностями и опасностями. Впрочем, рядом был Рим с его многочисленными кладбищами и развалинами, центр христианской религии и пещера Аладдина, полная священных реликвий на любой вкус. Некоторые папы пытались ограничивать торговлю артефактами, потому что римляне были недовольны тем, что чужаки увозят их культурное наследие.

В дни религиозных праздников в соборах и церквях собирались толпы паломников. Они порой преодолевали сотни километров, чтобы взглянуть или прикоснуться к наиболее известным сокровищам. И каждый надеялся стать свидетелем чуда. Паломники оказывали огромное влияние на экономику тех мест, где хранились реликвии. Неудивительно, что города в Средние века прилагали громадные усилия, чтобы заполучить фрагменты мощей наиболее значимых святых и тем самым привлечь как можно больше пилигримов, и средства при этом не выбирали, не гнушаясь даже кражами приглянувшихся реликвий.

СЕМЕЙНЫЙ ДОХОД

Кражи реликвий в Средние века были процветающим и налаженным ремеслом. Одним из самых известных «профессионалов» на этом рынке был римский диакон Деусдона, живший в IX веке. Вместе с братьями Лунисом и Теодором, а также сообщником Саббатино он руководил семейным бизнесом, специализировавшимся на похищении мощей и святынь.

С технической точки зрения кражи не представляли особой трудности. Получив заказ от священника или какого-нибудь вельможи, Деусдона с помощниками обыскивал склепы и гробницы вдоль Аппиевой, Соляной и Лабиканской дорог. Самым трудным этапом была, конечно, доставка заказа, потому что большинство клиентов Деусдоны жили в Германии и Франции.

Выгодным бизнесом промышляли десятки жуликов, но шайка Деусдоны была вне конкуренции. Наиболее известной сделкой Деусдоны считается продажа мощей святых Марцеллина и Петра Эйнхарду, секретарю императора Людовика I Благочестивого, сына Карла Великого.

Сделка с Эйнхардом была, конечно, далеко не единственным успехом Деусдоны. Его шайка продала монастырю бенедиктинцев в немецком городе Фульда кости как минимум пятерых святых.

Никаких документов и записей о том, что кто-то из членов шайки Деусдоны или он сам был схвачен властями, нет. Выходит, бизнес процветал до самой смерти воришек.

Последователи Деусдоны сорвали джекпот приблизительно через три столетия, в 1204 году, когда крестоносцы разграбили Константинополь.

Тридентский собор (1545-1563) вновь подтвердил культ святых и реликвий. Святые отцы постановили, что гробницы ранних мучеников помогают «слепым и калекам восстановить зрение и здоровье, мертвым воскреснуть к жизни, а также изгоняют демонов из живых людей».

Официально католическая церковь прекратила приобретать реликвии для алтарей лишь в 1969 году…

Сергей ЛАВИНОВ

КОГДА В КАРМАНЕ НЕТУ МАНИ

В начале IX века папа Евгений II, имевший политическую и финансовую поддержку императора Лотаря I, внука Карла Великого, ослабил ограничения на торговлю реликвиями. Это позволило высокопоставленным церковным иерархам заказывать бесценные реликвии за деньги. Так, например, аббатство Эберсберг в Верхней Баварии приобрело в 931 году мощи святого Себастьяна, обеспечив себе бесперебойный, продолжающийся по сей день приток паломников. Но тем аббатам, у которых не было золота, приходилось обращаться к услугам людей, специализировавшихся на поисках и кражах мощей. Благодаря шайке воров в 1087 году итальянский город Бари заполучил мощи святого Николая из византийского города Миры (сегодня — Демре в Турции).

  Рубрика: Невероятные артефакты 147 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:49. Время генерации:0,238 сек. Потребление памяти:9.37 mb