Плохой хороший человек Иуда

Автор: Maks Июл 25, 2022

В мае 2006 года состоялось «второе пришествие Иуды»: увидел свет древний манускрипт, пролежавший больше 1700 лет в египетской пустыне, в этой «машине времени», идеально подходящей для хранения папирусных свитков. СМИ и ученые обещали миру настоящую сенсацию, способную вызвать «раскол церкви», «поколебать основы веры христиан» и главное — «реабилитировать предателя Иуду»… С тех пор прошло 15 лет. Страсти вокруг Иуды улеглись, и сегодня можно смело говорить о том, оправдались ли эти прогнозы.

КОРОБКИ ИЗ-ПОД ОБУВИ

История обретения старинной рукописи вполне могла бы стать основой захватывающего триллера. Кодекс, состоящий из 62 переплетенных в кожу папирусных листов, был найден в начале 1970-х годов в районе города Эль-Минья (Египет). Как он оказался в руках нечистоплотного египетского антиквара по имени Ханна, неизвестно. По одной из версий, торговец выкупил манускрипт у крестьянина, занимающегося поиском древностей. По другой — рукопись совершила изрядное путешествие по черному антикварному рынку, прежде чем попасть к Ханне.

Как бы там ни было, ей не повезло: она угодила в руки предприимчивому дельцу, который хотел лишь одного — выгодно сбыть свой товар. И с этой целью в мае 1983 года он анонимно обратился к ученым Мюнстерского университета (Германия). Тогда аспирант, а ныне профессор Стивен Эммель с двумя своими коллегами прибыл в Женеву, дабы проверить подлинность документов, написанных на коптском языке. Специалистов препроводили в гостиничный номер, где египтянин и грек-переводчик предложили им в течение получаса ознакомиться с содержимым трех коробок из-под обуви.

«В них лежали папирусы, завернутые в газету, — вспоминает Эммель. — Фотографировать и делать записи нам запретили». Папирус, по оценке ученого, был в замечательном состоянии, но уже начал крошиться — возраст давал о себе знать. А потому исследователи побоялись трогать его руками. Опустившись на колени возле кровати, на которой стояли коробки, Стивен стал осторожно приподнимать листочки пинцетом. В глаза ему бросилось имя Иуды, но он решил, что речь идет о последователе Иисуса Христа Иуде Фоме. Одно было ясно: ученые имели дело с документами большой исторической ценности. Но выкупить их у Ханны они не могли: антиквар запросил за рукопись 3 миллиона долларов, сумму, совершенно неподъемную для университетского бюджета. Так рукописи исчезли из поля зрения ученых на долгих 17 лет.

ПОХОЖДЕНИЯ ДРЕВНЕГО МАНУСКРИПТА

Ханна не терял надежды получить за манускрипт кругленькую сумму. С этой целью он отправился в Нью-Йорк. И пока он безуспешно пытался сбыть свой бесценный товар, в Египте приняли закон, согласно которому владеть незарегистрированными памятниками старины и вывозить их за пределы страны без разрешения властей запрещалось. Дорога домой для рукописей оказалась закрыта: антиквару пришлось оставить их в Нью-Йорке, в одном из филиалов Сити-банка. А банковский сейф — не лучшее место для хранения древних папирусов: их состояние ухудшалось с каждым днем.

Долгожданная сделка состоялась лишь в 2000 году, Ханне пришлось поумерить свой аппетит: рукописи за 300 тысяч долларов приобрела Фрида Нуссбергер-Чакос, антиквар из Цюриха. Гречанка по происхождению, в молодости она изучала египтологию в Париже, а позже сделала неплохой бизнес на торговле предметами старины. Фрида обратилась в Библиотеку редких книг и рукописей при Йельском университете, с тем чтобы перепродать ей кодекс. Тогда даже сама Чакос не догадывалась, каким документом владеет. Смысл происходящего она осознала лишь после телефонного звонка сотрудника Йельского университета, профессора Роберта Бэбкока. «Просто невероятно! — кричал в трубку профессор. — Мне кажется, мы имеем дело с Евангелием от Иуды Искариота».

Однако Библиотека редких книг не стала покупать манускрипт у Чакос — в основном из-за его сомнительной легализации. Тогда Фрида обратилась к Брюсу Феррини, торговцу древними рукописями из Огайо (США). Бизнесмен стал водить женщину за нос. Пообещав за свитки более 2,5 миллиона долларов, выписал поддельные чеки. Чакос забила тревогу. На помощь ей пришел швейцарский адвокат Марио Роберти, возглавлявший Фонд по изучению древнего искусства. Он предупредил всех потенциальных покупателей о нечестности Феррини. Американец остался с носом, а Чакос вернула себе свое сокровище. После этой истории Фрида стала более осмотрительна: права на перевод и публикацию продала Национальному географическому обществу, а сам манускрипт должен был со временем отправиться на родину — в Коптский музей в Каире.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЖИЗНИ

Путь пергамента в реставрационные мастерские оказался почти детективным, но хорошо то, что хорошо кончается. При финансовой поддержке Национального географического общества Фонд сохранения древнего искусства «Меценат» приступил к восстановлению памятника. Швейцарский специалист по древним коптским текстам Родольф Кассер признавался: «Рукописи в таком ужасном состоянии мне еще никогда не доводилось видеть. Папирус был настолько хрупким, что крошился от малейшего прикосновения». Мало того, кто-то поменял страницы местами, а верхний край папируса с номерами страниц был уже полностью разрушен, что, несомненно, добавляло работы реставраторам и переводчикам.

На восстановление текста ушло добрых 5 лет, но вернуть к жизни удалось лишь 80 процентов изначального варианта. Тем не менее работа того стоила. Все исследования, порученные Лаборатории радиоуглеродного датирования Аризонского университета (лучшего в этой области!), подтвердили подлинность манускрипта. Текст был подвергнут серьезной проверке с использованием пяти различных методов, включая радиоуглеродное датирование, анализ чернил, спектральный, контекстуальный и палеографический анализы. По всему выходило, что книга написана между 220 и 340 годами нашей эры.

Состав чернил — смесь железного купороса, сажи и танина — характерен для того времени. Кроме того, обороты речи, встречающиеся в тексте, свидетельствовали о том, что он был переведен с греческого языка, на котором в III—-IV веках составлялось большинство религиозных сочинений.

Косвенное подтверждение подлинности документа пришло и из далекого прошлого. Около 180 года Ириней, весьма авторитетный епископ галльского города Лугдунума (нынче Лион), в своем сочинении «Против ересей» яростно обличал все течения христианства, в которых толкование учения Христа сильно расходилось с точкой зрения ортодоксальной церкви. В числе прочих Ириней гневно клеймил тех, кто почитал «предателя Иуду» и написал вымышленную историю под названием «Евангелие от Иуды». Скорее всего, сочинение это было предано анафеме, то есть отлучению, проклятию, уничтожению и забвению…

ЧАСТЬ БОЖЕСТВЕННОГО ПЛАНА

Поцелуй ИудыИ вдруг такой сюрприз: крамольное Евангелие от Иуды Искариота всплыло из небытия спустя два тысячелетия, да еще в такой неподходящий момент! Церковь только-только оправилась от удара, нанесенного бунтарским романом Дэна Брауна «Код да Винчи», в котором самым нежелательным для церкви образом интерпретированы библейские события. Потом еще одноименный фильм… Но церковь — боец закаленный. За свою многовековую историю ей многое пришлось пережить. Ей уже доводилось признавать факт существования неканонических евангелий. В свое время верующие всего мира были ошеломлены, узнав о том, что имеются еще Евангелие Истины, Евангелие от Филиппа, Петра, Марии Магдалины, назареян, евреев, египтян. А в каждом из них — свой взгляд на исторические события, подчас радикально не совпадающий с официальной точкой зрения церкви. И вот новая напасть — Евангелие от Иуды… Опять волнение.

Казалось бы, что нового можно узнать об Иуде? Даже дети знают, что он предал своего учителя за 30 сребреников — стоимость раба в Древней Иудее. Поцеловал и тем самым подал знак римским воинам. Потом раскаялся в содеянном и повесился на осине. В общем, неприглядный персонаж, имя которого на века стало синонимом предательства.

Но тут, в Евангелии от Искариота, предстает совершенно другой Иуда: самоотверженный и преданный своему Учителю бесконечно. Он один по-настоящему понимает слова Иисуса, он один-единственный стоит перед ним смело и впитывает его учение всем сердцем. Ему Сын Божий открывает все тайны Вселенной. А выдает Иуда Христа по его же просьбе, прекрасно понимая, какая участь ждет его самого, ведь Иисус предупреждает: «Ты будешь проклят людьми!» По Евангелию от Искариота выходит, что Иуда совершает предательство сознательно, в полном соответствии с искренним требованием самого Христа. Иуда посылает Иисуса на смерть, дабы Сын Божий мог отринуть ненужную телесную оболочку и высвободить внутреннюю сущность. И предательство Иуды предстает частью Божественного плана… А сам Иуда — мучеником, обреченным на вечное проклятие…

ДРУГОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

Ахинея, абсурд, ересь! Любой верующий человек воспримет эту информацию именно так. И будет прав. Именно ересь. В период раннего христианства, то есть во времена, когда создавалось Евангелие от Иуды, еретических учений было хоть отбавляй. В 65-95 годах были написаны Евангелия от Марка, Иоанна, Матфея и Луки. Однако начиная с 100 года начали появляться так называемые «альтернативные» Евангелия. Зачастую они отстаивали свое собственное мнение по тем или иным религиозным вопросам. Иногда подобные взгляды высказывал один человек, порой они увлекали за собой целые массы людей.

Христианская церковь была лишь одной из множества групп, поклонявшихся Христу. Секта эбионитов учила христиан соблюдать все религиозные предписания иудаизма. Маркиониты, напротив, отрицали, что Господь Нового Завета имеет что-то общее с Богом иудеев. Карпократиане практиковали обмен супругами. Одни утверждали, что Христос являлся только божеством, другие настаивали на том, что он был лишь человеком. В общем, кто во что горазд.

Но одной из самых крайних сект считалась секта каинитов. Каиниты выделялись резко отрицательным отношением к священной ветхозаветной истории. Их герои — злодеи Каин, Исава, тот же Иуда. А развращенные жители Содома и Гоморры для них и вовсе будто святые. Впрочем, каиниты всегда считались маргиналами даже среди единоверцев. Что с них взять? Им и Евангелие от Иуды наваять ничего не стоило. Каинитам и приписывается сомнительная честь создания этого памятника древности. Ведь самого Иуды Искариота на момент создания текста уже давно не было в живых.

ОТСЕКАЯ ЛИШНЕЕ

Со временем радикалы-каиниты, как и остальные гностики (так называли всех еретиков), потерпели поражение в войне за сознание христиан. Почему? Раннехристианские общины были очень бедны и могли себе позволить заказать копии лишь какого-то одного Евангелия. В пользу какой «благой вести» делать выбор, им часто подсказывали христианские проповедники. А к началу III века тот самый Ириней уже определил перечень богословских книг, достойных внимания верующих.

Окончательно точку в споре церковь поставила в 325 году на I Вселенском соборе в Никее, где только четыре Евангелия — от Марка, Иоанна, Матфея и Луки — были признаны каноническими. Остальные по разным причинам не прошли цензуру председательствующего на соборе Константина Великого, присматривающего себе христианство в качестве имперской религии.

Всех несогласных с «генеральной линией партии и правительства» — в первую очередь еретиков-гностиков — вскоре отправили на плахи и костры. С тех пор хранить запрещенные книжки стало опасно.

Но смельчаки все же находились. Благодаря им мы и располагаем сегодня еще одним замечательным памятником того мятежного времени. Евангелие от Иуды может многое рассказать о том, насколько многоликим и разнообразным был мир первых христиан. Только и всего. Поколебать же веру христиан и уж тем паче расколоть церковь — вряд ли. Эта задача ему не по силам, на что недвусмысленно намекал Бен Уитерингтон, специалист по толкованию Нового Завета из Духовной семинарии Эсбери (Кентукки): «Рукопись не сообщает нам ничего нового об Иисусе или Иуде. Зато она позволяет узнать много нового о группе, которую называли еретической в период ее существования». Так что для историков и этнографов Евангелие от Иуды — бесценное сокровище. Но для служителей церкви и верующих людей это произведение что сейчас, что 2 тысячи лет назад — ересь. Правда, ересь оберегаемая: статус памятника древности обязывает к уважительному отношению…

Любовь ДЬЯКОВА

СУПЕРЗВЕЗДА

Переосмыслить образ Иуды Искариота не раз пытались и у нас, в России, и на Западе. По-разному его трактовали и Сергей Соловьев, и Сергей Булгаков, и Леонид Андреев, и Максимилиан Волошин, и Алексей Ремизов. А известный французский писатель Анатоль Франс даже вставал на защиту опального апостола. Позже в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда» Иуда стал едва ли не центральным персонажем, а его музыкальная партия создавала довольно симпатичный образ верного друга и единомышленника Христа.

  Рубрика: Загадки библии 149 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:49. Время генерации:0,227 сек. Потребление памяти:9.39 mb