Бледнолицые кочевники Китая

Автор: Maks Авг 2, 2020

Где-то в северо-западной части Китая или на севере от Китая с незапамятных времен жили белые люди с длинными лицами, синими глазами и рыжими волосами, которые они заплетали в две косы. Жители Поднебесной называли их северными варварами, или мясоедами, что на китайском мандаринском наречии звучало как «юэчжи»…

Первые упоминания о юэчжах относятся к 645 году до н. э. К сожалению, археологических находок, свидетельствующих об их существовании, немало, но они неоднозначны. Оказывается, генетически их останки ближе даже не к иранцам, а к восточным славянам, существование которых в то доисторическое время в Европе находится под большим вопросом. Так что вполне понятно, почему ученый мир в некотором замешательстве.

Если еще недавно юэчжей определяли большинством голосов как тохаров, то теперь большинство делает из них скифов и сарматов, а от них, разумеется, легко перебросить мостик к русским и полякам.

Властители зеленых пастбищ

Если же ориентироваться на письменные свидетельства, то единственные, кто из века в век о них сообщал, — это древние китайцы. Юэчжи были для них врагами, а врага нужно знать в лицо. Хотя это были враги «полезные». Они ведь не только занимались разведением лошадей, но и умели добывать священный камень нефрит. В Поднебесной этот камень шел на сооружение богатых гробниц. Таких, например, как гробница Фу Хао. Нефрит из этого погребения 1200 года до н. э. был добыт на юге Таримской впадины, в Хогане. Там, в районе Таримской впадины, и жили юэчжи с незапамятных времен. Оттуда они и доставляли нефрит со II тысячелетия до н.э.

Разработка месторождений велась почти в промышленных масштабах. И так — на протяжении веков. Как в эпоху Чжоу, так и в эпоху Цинь. И этот порядок никто менять не хотел — ни китайцы, ни юэчжи. Еще одной статьей доходов была торговля лошадьми, выращенными на зеленых пастбищах Таримской впадины.

Таримская впадина в те времена была не страшной пустыней Такла-Макан, а настоящим раздольем для кочевых племен, огромной равниной, покрытой сочной травой. Ее рассекали полноводные реки, и лежала она меж высоких горных хребтов Тянь-Шаня, Памира и Куньлуня, словно в колыбели, защищенная от холодных ветров. Через эти места тогда шел Великий шелковый путь, и юэчжи играли в шелковой торговле далеко не последнюю роль.

Но Таримской впадиной ареал их расселения не ограничивался, они жили в Саянах и на Алтае, в Западной Монголии, Ганьсу, Джунгарии и Турфане. Их жизнь состояла из постоянных стычек с соседями и расширения границ. Границы расширялись вслед за ростом конских табунов, чтобы всем хватило травы.

Реконструкция облика мумии Лоуланьской красавицыМир юэчжей был прост и жесток. Они ничем не отличались от монголоидных соседей. Так же не представляли жизни без своих лошадей, так же кочевали со своими стадами и табунами вслед за зеленой травой. Все они были всадниками с самого нежного возраста. И воинами. Если нужно, против врага вставала конница в 100 тысяч человек, вооруженная короткими луками, чтобы не спешиваться для выстрела, а бить прямо с седла. К оседлой жизни, как в Китае, они не тянулись. Чего хотите? Номады! Только непривычного для древнего китайца вида — высокие, широкоплечие, со свечой кожей, с глазами без монгольской складки, с резко выступающими носами. Особенно китайцев поражал цвет их волос — рыжий. Поражал, очевидно, и монголоидных соседей, иначе почему в родословии Чингисхана появились рыжие и синеглазые предки? И почему в их преданиях сказано, что народ Великого Хана произошел от слияния пяти племен — часть из которых имела выраженные европейские черты?

История заложника Маодуня

В III веке до н. э. под контролем юэчжей была большая часть Центральной Азии. Однако в период наивысшего расцвета юэчжи столкнулись с народом хунну, или сюнну, который пытался захватить империю Цинь, но потерпел поражение от войск Шихуан-ди. Хунну от греха подальше переместились к северу, где и наткнулись на юэчжей.

Поначалу юэчжи не особого и волновались. Их войско было могущественным и многочисленным, соседей они держали в узде. Те же правила применили и к хунну. Для сохранения мира и покоя они потребовали передать им старшего сына вождя хунну Тоуманя. Шаньюй (глава) Тоумань не возражал — отправил сына Маодуня в заложники. Только юэчжи не знали, что старый вождь имеет свои интересы: старший сын был от нелюбимой жены, и шаньюй его боялся. Вот он и решил, что разом решит две проблемы — избавится от наследника, мешавшего передать власть младшему любимому сыну, а заодно соберет войско и неожиданно нападет на юэчжей. Но и первенец оказался не так прост — он догадался, что в аманатах его попросту убьют. Ночью он выкрал коня и бежал, так что отец вынужден был отдать под его руку 10-тысячное войско. После этого Маодунь приказал своим верным воинам перебить всю семью — отца, его сына, любимую жену — и в 209 году до н. э. провозгласил себя правителем. Юэчжам, которые хотели держать его в плену, обиды он тоже не простил.

Но завоевания он начал не с них, а с более слабых соседей — дунху, динлинов, гянь-гуней и прочих кочевников, а потом обрушился на юэчжей. В 177 году до н. э. он хвастливо заявил императрице Хань, что с юэчжами покончено, его сын Лаошан убил вождя юэчжей и сделал из его черепа чашу. Юэчжи предпочли откочевать подальше от опасности, а по пути сдвинули все другие степные племена. Часть народа, малые юэчжи, ушла через Тибет в Наныиань, где прижилась и переняла китайские обычаи. Часть попала в зависимость от хунну и смешалась с ними. Но наибольшее число семей юэчжи ушло из Таримской впадины и Ганьсу на северо-запад, в долину реки Или. Здесь они столкнулись с саками и вытеснили их в Кашмир. Но сами юэчжи осели в Мавераннахре и создали свое государство. А потом двинулись на юг — захватывать Бактрию.

Основатели Кушанского царства

Бактрии дважды не повезло. Сначала по ней прокатилась волна саков, бежавших от юэжчей. Саки уничтожали все на всем пути и двигались дальше. А за ними явились юэчжи. Последний бактрийский царь бежал от этого кошмара в Кабул. К этому времени относятся записки китайского посла Чжан Цяня, которого в 126 году до н. э. отправили к юэчжам на предмет заключения военного союза против хунну.

Правитель юэчжей в войне участвовать отказался, посол отбыл на родину, но добирался до нее 10 лет, попав в плен к хунну. Он оставив любопытные сведения о юэчжах. У их мужчин, писал он, глубоко посаженные глаза и обильно произрастающие бороды и усы. Они искусны в торговле и любят сбивать цену. Их женщины пользуются большим уважением, а мужчины всегда прислушиваются к их советам. Они ведут кочевой образ жизни и переходят с места на место, как это делают хунну. Лучников у них насчитывается 100-200 тысяч человек, а всех юэчжей 400 тысяч человек. В Бактрии поначалу они жили в северных районах и занимались кочевым скотоводством, как и прежде. Но вкусы постепенно менялись. Юэжчи наконец-то успокоились и даже переняли элементы античной культуры. Им понравились бактрийские города, им тоже захотелось стать оседлым народом.

На развалинах античной Бактрии юэчжи основали Кушанское царство. Основателем этой империи считается царь Герай, от его правления, начавшегося в первый год I тысячелетия, остались даже монеты совершенно античного образца и с надписью по-гречески «Тиран Герай». Но расцвет Кушанского царства приходится уже на первые века нашей эры. Недавние кочевники занялись обустройством завоеванной территории. Они отстроили заново города, провели оросительные каналы, создали в жарком и засушливом климате настоящий зеленый рай. Сменившему Герая Кадфизу удалось захватить земли за Гиндукушем, его сын «отъел» кусок Северо-Западной Индии, а при самом знаменитом правителе Канишке I владения «царя царей» занимали часть Средней Азии, северо-запад Китая и значительную часть полуострова Индостан.

Правда, к этому времени юэчжи давно смешались с другими народами, забыли о своих обычаях и переняли множество новшеств, которые у их предков-номадов вызывали только отвращение. Империя просуществовала до III века, а потом стала распадаться из-за войн с сасанидской Парфией. В V веке ее остатки добили эфталиты, которых средневековые историки называли «белыми гуннами». Об их этнической принадлежности мы знаем не больше, чем о юэчжах.

Михаил РОМАШКО

  Рубрика: Исчезнувшие цивилизации 349 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,281 сек. Потребление памяти:9.66 mb