Богослов из Эдессы

Автор: Maks Ноя 26, 2022

В ранней христианской церкви то и дело возникали новые трактовки учения Иисуса Христа В основном ереси были гностического толка. А гностики, говоря просто, это адепты околохристианских учений I-II веков. Одну из таких ересей исповедовали бардесаниты — последователи Бар-Дайсана.

Город Эдесса, который лежал на восточной границе Римской империи и, следовательно, на западной границе Парфянского царства, был в начале I тысячелетия яблоком раздора между двумя этими государствами.

На границе миров

В 137 году до нашей эры Эдесса стала столицей одноименного царства, которым правили цари, носившие имя Абгар- т. е «могущественный». Могущественные Абгары долго сопротивлялись притязаниям Рима, однако полководец Траяна Лузий Квиет сломил сопротивление эдесситов, практически разрушил город, и только спустя полвека другой император — Адриан — вернул видимость суверенитета Эдесскому царству.

Жили здесь ассирийцы, греки, армяне, парфяне, арабы и — после разгрома Иерусалима — огромное количество беженцев из Иудеи. Они и принесли в Эдессу христианство. Даже считалось, что Эдесса была первым городом за пределами Иудеи, где проповедовали апостолы.

По легенде Абгар V якобы узнал, что иудеи сговорились убить Иисуса Христа, потому он предупредил Сына Божьего об опасности и предложил Тому перебраться в Эдессу, но Иисус отправил ему послание, что «так как все, для чего Я был послан сюда, ныне Я завершил, то Я поднимусь к Отцу Своему, который послал Меня. И, поднявшись к Нему, Я пошлю к тебе одного из учеников Моих, который болезнь некую, имеющуюся у тебя, исцелит и излечит. И всех, кто с тобой, он обратит к жизни вечной. И город твой да будет благословен и враг снова не овладеет им вовеки».

И послал апостола Аддая (Фаддея), который обратил в христианство все царское семейство, и вельмож, и мужчин, и женщин города Эдессы. «И служили они с ним в церкви, которую построил Аддай по слову и приказанию Абгара-царя. И снабжались они царем и вельможами его. Часть этого расходовали они на дом Бога, а часть — на пищу для бедных… И в окрестностях города были построены церкви, и много было таких, кто получил от него священство».

Христиан в Эдессе было действительно много. Только это было особое христианство, гностическое. И главным идеологом эдесского христианства был сирийский ученый, философ, богослов и поэт Бар-Дайсан, которого в европейской традиции принято именовать Бардесаном.

Товарищ царя Абгара

Будущий гностик родился 11 июля 154 года в Эдессе. Происходил он, очевидно, из парфянской знати, поскольку воспитывался при дворе царя Абгара вместе с его сыном. Как писал римский историк Секст Юлий Африкан, его родители Нухама и Нахзирам назвали сына в честь реки, протекавшей через Эдессу -Дайсан. Его имя переводится как «сын Дайсана». Впрочем, некоторые современники считали его вавилонянином, армянином или даже арамеем. И понятно, почему. Бар-Дайсан в совершенстве владел всеми этими языками, равно как и греческим.

Более того, из Эдессы его семье пришлось уехать на время в Иераполис, где он воспитывался в доме священника Анудузбара. Иераполис считался тогда центром вавилонской ереси, и юный Бар-Дайсан изучил там все тонкости вавилонской астрологии, которую тогда называли халдейской, а также ознакомился с многочисленными гностическими текстами. В то же время его влекло к себе и христианство, он принял крещение и пел в церковном хоре, а также писал церковные гимны на греческом и сирийском языках.

Руины ЭдессыВ Эдессу он вернулся, когда на престол взошел его детский товарищ по играм. Ему было уже 25 лет. Он был хорошо принят при дворе, вел вольготную жизнь, любил хорошо одеваться, весело проводил время, но от христианства не только не отказался, напротив — убедил креститься и молодого царя. Евангельский корпус текстов во II веке только еще формировался, по рукам ходило много апокрифических сочинений, и Бар-Дайсан внимательно их изучал. Наиболее значимыми лидерами гностически-христианского толка были Маркион и Валентин. Против Маркиона Бар-Дайсан писал разоблачительные сочинения, а Валентин ему даже нравился. Но потом он разочаровался и в Валентине, и создал собственное учение которое для нас уже мало чем отличается от воззрения Валентина. Это была смесь гностического христианства и иранского зороастризма. Недаром через столетие сочинения Бар-Дайсана легли в основу манихейства.

Бар-Дайсан учил, что изначально существовало четыре первоэлемента, которые занимали свое место в пространстве: свет на востоке, ветер на западе, огонь на юге и вода на севере. Над ними пребывал Бог, а под ними — Тьма. И между собой они не смешивались. Но когда Отец Жизни и Мать Жизни породили Небесного Христа и аналогичную ему светоносную сущность Хакмут, они сдвинулись со своих мест, потому что Хакмут стала падать в бесформенную Тьму, этим воспользовалась Тьма и стала внедряться в каждую из герметичных областей.

Хакмут, чтобы спастись, по совету Христа создала Творца, который образовал из первоэлементов весь видимый мир, состоящий частично из света, частично из материи. Таким образом мир, где мы живем — смесь света и тьмы, добра и зла. Люди тоже двойственны по своей природе, но Бог дал им свободу воли, и они могут выбирать между добром и злом, между спасением и гибелью.

Если Бог всемогущ, почему Он создал людей не такими идеальными, как Он сам, спрашивал Бар-Дайсан. И отвечал: «Если бы человек был сотворен таким, он бы не принадлежал себе, но был бы инструментом в Его руках, двигаемый Им. И чем, в таком случае человек отличался бы от арфы, на которой кто-то играет, или от судна, которым кто-то управляет?» Бог наделил человека свободой воли и тем возвысил его над всеми творениями. Материальный мир не вечен, ему отпущен срок в 6 тысяч лет, после этого произойдет очищение, свет победит тьму, и родится новый мир. Тьмы, материи в нем не будет. Иисус Христос был послан, чтобы возвестить об этом людям и показать им путь спасения. Но Он не воскресал во плоти, плоть у Него изначально — видимость, поскольку Он не рожден от земной женщины.

Достойный вечной славы

Космогоническая конструкция Бар-Дайсана вызывала у отцов церкви большое недовольство. Его сочинениями зачитывалась образованная публика. Он находил очень убедительные и простые слова, понятные людям. В то же время этот еретик писал восхитительные церковные гимны. Они были так популярны, что запретить Бар-Дайсана означало отказаться и от чудесных песнопений. Ведь он «прельстил сладостью своих гимнов всю знать города» Эдессы!

И было чем прельщать! Бар-Дайсан, как считают, сочинил небесной красоты «Оды Соломона» и «Гимн Жемчужины». Это действительно высокая духовная поэзия и в то же время гностические тексты, которые понятны и обычному человеку, не интеллектуалу. Он совершенно не верил в спасение плоти — напротив, плоть нужно скинуть, как старую одежду, и пойти на встречу к Сыну Живому, но уже не человеком, ангелом.

Недаром с такой яростью обличал Бар-Дайсана в ереси Ефрем Сирин! Ефрем задыхался от ярости: «И если он думает, что сказал последнее, то он дошел до язычества. О Бар-Дайсан, сын реки Дайсан, чей ум жидкий, как его имя!» Но никакие издевки не помогли. В городе Эдесса, как печально замечали христианские богословы, число последователей Бар-Дайсана, еретика проклятого, только росло. И он был всесторонне образован: он писал тексты по астрологии, географии, этнографии, истории, теологии. Жаль, до наших дней из них не дошло практически ничего.

И многое, наверно, погибло в его родной Эдессе, когда ее снова захватили и разрушили войска императора Каракаллы в 213 году. Друг Бар-Дайсана, царь Абгар до этого позора не дожил. Он умер раньше. Его сын вместе со всей семьей был вывезен в Рим и там казнен. А Бар-Дайсан, уже немолодой человек, вынужден был бежать в Армению и укрыться в крепости Ани. Там он изучал древние тексты и написал на их основе историю Армении. Умер он в 68 лет и оставил целую плеяду учеников и последователей. Их-то и называли христианские авторы сектой бардесанитов.

Елена ФИЛИМОНОВА

  Рубрика: Религии мира 369 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,416 сек. Потребление памяти:9.67 mb