Бон-По страны горных снегов

Автор: Maks Мар 22, 2023

Название тибетской религии бон (или бон-по), как считают лингвисты, произошло от словосочетания «юндрунги-бон», которое на русский язык можно приблизительно перевести как «повторять магические заклинания». Действительно, древняя вера тибетцев требовала от них многократного повторения сакральных фраз…

Считается, что бон-по и буддизм появились примерно в одно то же время, около VI века до нашей эры. Но в Стране горных снегов думают иначе — учение бон-по принес людям 15-16 тысячелетий назад правитель Тазига (древнее царство) Шенраб Миво, который пришел в эту страну из Восточного Ирана или Таджикистана.

Древние тибетцы верили, что мир населен огромным количеством богов, демонов и прочих духов. И все они, даже боги, хотят причинить человеку страдания, а то и вовсе уничтожить. Поэтому главной задачей хорошего шамана считалось уничтожение вредоносных сущностей и подношение им жертв, в том числе и человеческих, дабы эти губители людей не особо зверствовали.

Достаточно прочитать жизнеописание Шенраба, чтобы понять, в какой ужасный мир он попал.

Между сущностями

По представлениям тибетцев, мир имеет трехчастную структуру: боги и благие духи лха обитают на белых небесах, злобные духи и демоны дуд, губители людей — в синих (черных) и глубоких водах, а сами люди живут между богами и демонами на красной земле вместе с духами не нашедших покоя воинов — цан, которые выглядят как мужчины, покрытые кровью.

Причем боги вовсе не добрые сверхъестественные существа, а некоторые из них воистину ужасны, как, например, бог войны Далха, который хуже синих (черных) демонов. Другие же боги заняты собственными распрями и им нет никакого дела до людей. Наиболее милостивыми к людям считались бог неба Елха и его жена, поэтому им делались щедрые подношения, для них складывались молитвенные тексты — в благодарность, демонстрируя всю силу веры и любви.

Но нельзя было забывать о приносящих беды злых богах, духах и демонах, которые любили кровь и хотели кровавых жертвоприношений. Шаманы старались их максимально задобрить, исходя из принципа: довольный демон — спокойная жизнь. Свои жертвы получала и черная богиня земли, и красный тигр-людоед, и пышущий огнем дракон. Между богами и демонами шла постоянная война, и людям нужно было использовать разногласия среди сверхъестественных сил для улучшения качества
жизни.

Поскольку тибетцы верили в реинкарнацию, как и живущие в жарких зеленых долинах индусы, то они очень надеялись, что в следующий раз родятся в хорошем месте, в хорошем доме, в хорошем теле, а то и вовсе — на небесах, среди богов.

Пять ядов

Бон-по религия ТибетаШенраб был, однако, не первым, кто пытался модифицировать шаманизм и сделать его более привлекательным, ведь в тибетском шаманизме было много неприятных черт, которые отвращали от него возможных последователей. И, очевидно, в монашеской среде родился образ жившего задолго до Шенраба учителя Тогьял Егхена, который провозгласил, что все беды человечества от отравления пятью ядами — гордыней, страстью, гневом, завистью, невежеством. Если от них избавиться и вести достойную жизнь, можно «соскочить» с колеса перерождений. Завет, который он дал людям, прост:

«Прилагайте усердие, обладайте законами, предавайтесь созерцанию, учитесь мудрости, совершайте молебствия, совершайте заклинания, делайте подношения, проявляйте силу, обладайте знаниями». Он предсказал, что после его смерти появится другой учитель, который научит, как избавиться от страданий и новых реинкарнаций. Это и был Шенраб.

О духовных подвигах Шенраба в священном гимне сказано так: «Он объявил о девяти путях учения бон, чтобы открыть небесные врата для живых, чтобы смести врата разрушения для умерших, и вести жизнь дорогой свастики» (в буддизме свастика являлась важным религиозным символом, который означал освобождение духа).

Это напоминает предание о Егхене и Шенабе, которое составлено по буддистским канонам. А биография Шенраба схожа с жизнеописанием Будды Шакьямуни. Но это как раз и свидетельствует о том, что бон-по и буддизм возникли почти одновременно, более того — они имели и общие корни. Историки считают, что в легендарном Шенрабе, авторе нескольких основополагающих сочинений, священных для тибетцев, мог отразиться образ реально существовавшего реформатора старой тибетской веры, как и в лице другого — на этот раз вполне исторического персонажа -реформатора Луги из клана Шен.

Известна дата рождения Луги — 996 год, то есть уже после появления в Тибете буддизма, который, как известно, ввел царь Тисонг Дэцен (742-797) и который продолжили насаждать последующие правители — Мунэ Ценпо (797-798) и Ралпачен (815-838), что окончилось большой смутой и крахом династии.

При царях-буддистах бон-по была под запретом, впоследствии оба учения пытались как-то сосуществовать, но все кончалось взаимными проклятиями. Несмотря на то что вокруг Шенчен Луги сложился круг интеллектуалов-единомышленников, буддисты уже успели основательно утвердиться на Тибете, и последователи модифицированной старой веры уходили в отдаленные монастыри и скиты, только бы не оказаться рядом с теми, кто переносит червяка с дорожки, чтобы тот случаем не попал под ноги, но может всадить клинок в своего оппонента. Противостояние длилось не годами — веками. Только когда в XVII столетии пончен-ламой был избран мальчик из рода Дру, тайно исповедующего бон-по, он разрешил свободно отправлять обряды, строить храмы и монастыри и не бояться, что однажды придут тибетские буддисты с хорошо отточенными клинками.

Модернизированный и древний

На самом деле на Тибете практикуют два типа бон-по. Одно учение в доктринальной части очень похоже на тибетский буддизм. Несведущий человек даже, вероятно, не увидит между ними различий. Они есть, но минимальны, так что далай-ламы признают учение Бон Сарма пятой школой тибетского буддизма, и что удивляться? Его основатель Цеванг Ригдзин был родным братом Падмасамбхавы, создателя буддистской школы Ньингма, на Тибете его называли Юнг-друнг Тонгдрол.

Это, скажем так, элитарный вариант бон-по. В нем есть экзотические для европейцев практики вроде небесных похорон, когда тело усопшего не предается ни земле, ни огню, а остается на вершине горы, чтобы кости очистили от плоти птицы небесные. Согласно воззрениям, относящимся к доисторической эпохе, это лучшее погребение для мудреца, так тому проще вернуться на небесную родину и, может, избежать колеса перерождений.

Есть в нем и отдающие глубокой древностью и верой в чудеса практики оживления мертвых тел с помощью чтения магических заклинании — некогда жрецы, как сообщают древние тексты, могли «отодвинуть» на время смерть великим воинам, чтобы они исполнили миссию и дали войску победу. Только «воскресшие» не обладали ни волей, ни разумом. Они тупо исполняли приказы жреца. А потом, когда дела были сделаны, — благополучно умирали.

Но кроме элитарного учения бон-по существует народное, проще говоря — это уже не философская система, а обычная деревенская магия. Магические формулы, которые жрец читает над больным, похожи на наши заговоры. Обряды по вызыванию духов предков — на аналогичные в отечественном колдовстве. Только антураж тибетский — барабаны, ступы с подношениями, жертвенники, танцы с повторяющимися движениями и бешеным ритмом, чтение мантр и всюду свастики, свастики, свастики.

И во время обрядов жрецы тоже ходят по свастике, то есть навстречу солнцу. Идти против солнца, согласно этим воззрениям, значит не поддаваться обстоятельствам. И это первое, что должен усвоить ученик, иначе не достичь недостижимого. А «недостижимых» практик в бон-по, как и в тибетском буддизме — хоть отбавляй. Ученик должен полностью отстраниться от человеческих чувств — не ощущать душевной и физической боли, голода, жажды, жары и холода, отвращения, гнева, страха, то есть всего, что роднит нас с животными. Он ест несъедобное, вроде экскрементов или тухлятины, ходит босиком по острым камням, проводит недели в одиночестве в темной комнате, сидит голым на морозе или в ледяной воде, наносит себе раны, морит себя голодом, и если он прошел все круги тибетского ада — может быть, он сможет подняться в воздух силой мысли, остановить солнце, зажечь океан, достичь невозможного…

Николай КОТОМКИН

  Рубрика: Религии мира 435 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,318 сек. Потребление памяти:9.66 mb