Броненосцы на колёсах
В современном стремительном мире президенты, крупные политики или олигархи летают на собственных самолетах — это престижно, быстро и надежно. Но в XX веке все было по-другому: лидеры государств передвигались на специальных литерных поездах в особых, часто бронированных, вагонах, оборудованных всем необходимым для paбoты и отдыха.
В СССР на литерных поездах ездили все лидеры, начиная от вождя революции Владимира Ленина и заканчивая автором перестройки Михаилом Горбачевым. Но особой любовью к путешествиям по железной дороге отличался генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, который на склоне лет очень любил прокатиться по стране в удобном вагоне особого литерного.
Для «дорогого Ильича»
Поговаривали, что такая любовь возникла из-за гипертонии — летать на самолетах генсеку не советовали врачи, поэтому он отправлялся в поездки по стране или на отдых по железной дороге. Литерный поезд Брежнева обычно состоял из пяти-семи трехосных вагонов, которые вели два сцепленных односекционных чехословацких электровоза ЧС2. Вагоны были построены на Ленинградском вагоностроительном заводе, а техобслуживание проходили на Московском вагоноремонтном заводе.
В Москве для отправки брежневского состава использовали специальный терминал, который располагался в парке «Б» станции Москва-Каланчевская. Однако никому из работников железной дороги ни разу не удалось увидеть, чтобы правительственный кортеж подъезжал к станции. Ходили слухи, что прямо к платформе из Кремля вел подземный тоннель, по которому Брежнева привозили на автомобиле.
В поездках Леонида Ильича, как правило, сопровождали высокопоставленные чиновники железной дороги, местные партийные секретари, обслуга и работники Девятого управления КГБ, которые следили за безопасностью и наблюдали даже за работой машиниста.
По ходу маршрута на всех стрелках, мостах, тоннелях и вокзалах находились спецкараулы. Леонид Ильич любил делать небольшие получасовые остановки на вокзалах крупных городов, во время которых к нему в вагон подъезжали местные партийные бонзы, приветствовали главу государства и докладывали об успехах.
За все время с литерным поездом Брежнева ни разу не случилось никаких чрезвычайных происшествий — КГБ и работники железной дороги работали на совесть.
Самой длительной поездкой генсека была поездка из Кирова до Владивостока в 1978 году — инспекция достижений местных партячеек «в хозяйственном строительстве».
Вагон 1959 года выпуска, в котором генсек ездил по СССР, был бронированным и весил больше 100 тонн. Внутреннее устройство его было необычным — внутри, кроме двух купе, находился зал заседаний с большим овальным столом, воздух освежала немецкая система вентиляции. Для одежды были специальные мини-гардеробные, туалетная комната оборудована настоящей ванной, а в полу брежневского купе был люк — для эвакуации во время опасной ситуации. Интерьер соответствовал духу времени: плафоны освещения и римские шторы были покрыты золотыми узорами, в отделке использовали много лакированного дерева.
Царские удобства
В своей любви к поездам Брежнев не был одинок. Традиция путешествовать по огромной стране на поезде пришла в СССР из имперской России.
Первый железнодорожный вагон для императора был построен во время правления Николая I в 1836 году. В нем находилось восьмиместное купе для императора и его семьи. Императорский четырехосный вагон имел две площадки с ограждениями и был богато декорирован изнутри: обит белым атласом и малиновым штофом, снаружи был окрашен голубым, а над окнами красовались золотые двуглавые орлы.
В 1851 году для императора был создан специальный состав длиной 80 метров.
Но настоящий литерный поезд появился в России в 1874 году Он состоял из четырех вагонов, один из которых, императорский, был длиннее остальных — его длина составляла 36 метров. Со временем количество вагонов в императорском поезде увеличилось до 15. Между прочим, в одном из них находился храм на колесах, где проходили молебны и службы.
В 1889 году, после крушения царского состава под Харьковом, в котором едва не погиб император Александр III, в России на Александровском механическом заводе Николаевской железной дороги был построен новый поезд.
На этом поезде вплоть до 1905 года ездил и последний император России Николай II, но позже у него появилось несколько собственных поездов. Император пользовался двумя из них — один предназначался для поездок в пригородах Санкт-Петербурга, а второй — «Собственный Его Императорского Величества» выпуска 1897 года — для вояжей по стране. У этого состава был поезд-«близнец» для прикрытия — чтобы вводить в заблуждение революционеров и террористов.
В советскую эпоху
Новые вожди страны не собирались отказываться от царских привилегий. После прихода к власти большевиков в августе 1918 года из вагонов императорского состава был сформирован поезд председателя реввоенсовета Льва Троцкого. Он был не прочь воспользоваться царскими удобствами и даже использовал вагон-гараж, выпущенный в 1915 году. В поезд Троцкого были включены 12 комфортабельных вагонов, которые тянули два паровоза. Во время Гражданской войны Троцкий в общей сложности провел в нем два с половиной года.
Свой литерный поезд был и у героя Гражданской войны Михаила Фрунзе — на нем он в 1920 году прибыл в Москву, где Троцкий приказал обыскать поезд Фрунзе в надежде уличить соперника в грабежах. Собственные литерные были у советских военачальников Буденного и Тухачевского.
Разумеется, свой поезд №501 был и у Сталина. На нем он ездил по стране — в Сочи, в Грузию, им он пользовался, чтобы добраться на исторические для СССР конференции — Тегеранскую, Ялтинскую и Потсдамскую. Например, при поездке в Тегеран Сталин на литерном 501-м доехал до Баку, откуда полетел самолетом. А во время поездки Сталина в Потсдам была «перешита» под советскую колею целая железнодорожная ветка длиной 828 километров.
Сталин путешествовал в отдельном бронированном вагоне весом 80 тонн. Нарком Берия, дипломаты и военные располагались отдельно. Состав толкал американский локомотив ДА20-27, а вагон, в котором жил генералиссимус, до сих пор хранится в сталинском музее в Гори.
В роскоши путешествовал нарком внутренних дел Лаврентий Берия. Его литерный состоял из трех комфортабельных «пульмановских» вагонов. Поезд был оснащен связью и хорошо охранялся. Поговаривали, что во время депортации чеченцев этот литерный поезд стоял в Нальчике — нарком лично контролировал выполнение приказа Сталина.
Специальными литерным поездом пользовался и Никита Хрущев, когда ездил в Вену на встречу с американским президентом Джоном Кеннеди. На этом же поезде он ездил в Крым и на Кавказ.
После развала СССР лидеры бывших республик еще какое-то время по инерции продолжали пользоваться спецвагонами. Первый президент РФ Борис Ельцин в 1996 году проехался в спецвагоне из Москвы до Ростова-на-Дону. Во время 1990-х годов такие вагоны арендовали поп-звезды; в 1994-м в нем по всей России прокатился писатель Александр Солженицын. По некоторым данным, в 2000 году президент РФ Владимир Путин тоже пользовался подобным вагоном. Однако сейчас президент РФ редко пользуется железной дорогой — летать самолетом быстрее.
Майя НОВИК
На войне, как на войне
Во время Первой мировой войны Николай II для передвижения использовал неполный состав императорского поезда, в котором было всего шесть вагонов: личный вагон императора, вагон свиты, вагон-столовая, вагон-кухня, вагон с канцелярией и вагон с работниками железной дороги.
Предыдущая⇐ ⇐Ясновидец из телевизора⇐ ⇐
Следущая⇒ ⇒Зрячий среди слепых⇒ ⇒
https://zagadki-istorii.ru