Корабельные коты

Автор: Maks Фев 13, 2020

Несмотря на общеизвестный факт, что кошки боятся воды, среди них много тех, кто обожает морские путешествия. У пушистиков есть даже такая специализация — корабельные коты. В их обязанности входит уничтожение грызунов, представляющих опасность для такелажа корабля и здоровья моряков.

Непотопляемый Сэм

Пожалуй, самым известным корабельным котом по праву считается Непотопляемый Сэм. Свою кличку он получил за то, что несколько раз побывал в кораблекрушении, но остался жив.

Впервые кот попал на корабль в мае 1941 года. На борт его принес один из матросов немецкого линкора «Бисмарк». Вскоре экипаж линкора получил задание топить британские торговые суда. И надо сказать, вначале немцам удалось разделаться с двумя английскими кораблями. Но потом что-то пошло не так, и британцы, успешно торпедировав «Бисмарка», потопили его. Около 115 (из 2 200) чудом выживших матросов барахтались в ледяной воде, но на помощь к ним никто не спешил… Коту же удалось забраться на обломок корабля, и, видимо, поэтому он сумел выжить.

Спустя какое-то время мимо места крушения проходил британский миноносец «Казак». Матросы заметили дрейфующее на остатках корабельной обшивки животное и взяли его на борт. Кстати, при этом не был спасен ни один человек с «Бисмарка».

Кот стал любимцем экипажа эсминца. Его вкусно кормили и баловали. Поскольку настоящее имя было неизвестно, кота назвали Оскаром, что в Международном своде сигналов означает «Человек за бортом». На «Казаке» Оскар прожил пять месяцев. Наверное, и оставался бы там, если бы эсминец не был торпедирован гитлеровской подводной лодкой и не затонул. При крушении погибли 159 матросов. Но кота снова спасли, и вместе с уцелевшими членами экипажа подняли на эсминец «Легион». Какое-то время корабельный кот провел на берегу Гибралтара, там-то он и получил новое имя Непотопляемый Сэм.

Непотопляемый СэмПосле заслуженного отдыха кот отправился продолжать службу на авианосец «Арк Ройял», который в свое время по иронии судьбы и затопил «Бисмарка». Однако и там его настигла судьба. На обратном пути с Мальты в «Арк Ройял» попала торпеда, выпущенная с немецкой подводной лодки, и авианосец затонул неподалеку от Гибралтара. Правда, в этот раз погибших не было, так как быстро подоспела помощь. Члены экипажа и кот были спасены патрульным катером.

После этого команда вместе с котом была командирована на эсминец «Лайтнинг», который спустя четыре месяца затонул в результате авианалета. Потом Сэм оказался на эсминце «Легион», где уже успел побывать раньше. Но и «Легион» через год был торпедирован и потоплен. А Сэм остался жив.

После гибели очередного корабля кота решили отправить на пенсию, списать на берег. Может быть, люди наконец заметили зловещую закономерность в том, что, на каком бы судне ни находился Непотопляемый Сэм, оно неизбежно погибало. Тем не менее «пенсионер» на берегу тоже неплохо устроился на службе в канцелярии генерал-губернатора Гибралтара, а потом переехал в Великобританию, где встретил старость в тепле и сытости. Умер Сэм в 1955 году.

Нерадивая мамаша?

В мае 1914 года на реке Святого Лаврентия потерпел крушение канадский пассажирский лайнер «Императрица Ирландии». Число человеческих жертв превзошло печально известный «Титаник». После трагедии с «Титаником» на судне было установлено специальное оборудование, способное своевременно обнаружить угрозу со стороны айсбергов. Особое устройство трюма обеспечивало защиту от затопления. Казалось бы, все было предусмотрено, но… корабль погиб, а вместе с ним и 1 032 пассажира. Из-за сгустившегося ночью тумана он столкнулся с норвежским сухогрузом, везущим уголь в Монреаль.

Может быть, трагедию можно было бы предотвратить, если бы люди обратили внимание на странное поведение корабельной кошки. Рыжая полосатая Эмми жила на судне уже 2 года и очень любила путешествия. Незадолго до последнего рейса она родила котят. Эмми была хорошей матерью и никогда не выпускала детенышей из поля зрения. Но в тот майский день за полчаса до отплытия животное будто обезумело. С истошным мяуканьем Эмми бросилась по трапу на берег, забыв про своих котят. Один из стюардов, решив, что кошку кто-то напугал, принес ее обратно на корабль. Но вскоре она снова сидела на причале. Там же она и встречала спасателей, переносивших тела погибших в кораблекрушении.

На «Императрице Ирландии» в машинном отделении служил Фрэнк Тауэр — Счастливчик Тауэр, получивший свое прозвище за необыкновенное везение. Ему удалось выжить после катастрофы «Титаника», выжил он и в этот раз, а чуть позже спасся с торпедированной «Лузитании». Известно, что моряки — люди суеверные, и их не могло не обеспокоить странное поведение корабельной кошки. Капитану об этом докладывать не решились, а вот к Тауэру обратились с вопросом, почему кошка покинула корабль. Фрэнк ответил, что ничего хорошего это не предвещает, но, с другой стороны, кошка ведь не крыса. Да и людям негоже бежать с корабля, паникерам потом будет трудно найти работу. Кроме того, от судьбы не уйдешь. Эти слова для большинства пассажиров и экипажа оказались фатальными…

Стас ДМИТРИЕВ

Символ удачи

Кошек брали на корабли еще древние египтяне, чтобы те могли поохотиться на птиц в прибрежных зарослях Нила. А позже им нашлось и практическое применение. Торговые суда, перевозящие зерно, терпели убытки от нашествия мышей и крыс, тогда-то и вспомнили о пушистых мышеловках. Ведь грызуны не только истребляли зерно и портили такелаж, но и являлись переносчиками заразы.

Вот и получается, что кошки, уничтожая мышей и крыс, спасали жизни морякам. А кроме того, были живым напоминанием о теплом и уютном доме.

Со временем кошки стали постоянными спутниками моряков в дальних плаваниях. Считалось, что эти животные могут оказывать влияние на судьбу людей и кораблей. Поэтому мореплаватели старались создавать им хорошие условия для жизни. Особенно в морских странствиях ценились полидактильные кошки, то есть те, у которых на лапах было больше пяти пальцев. Именно такие кошки изначально назывались корабельными.

Надо сказать, что в истории мореплавания в разные времена кошки то возвеличивались до святости, то опускались до исчадия ада.

В X-XI веках у английских моряков особой популярностью пользовались коты черного окраса: они были как бы залогом того, что плавание окажется безопасным. Ну а если, не дай бог, судно терпело бедствие, в первую очередь спасали котов, а уж потом все остальное. Жены моряков тоже заводили дома черных котов, чтобы защитить мужей от гибели.

С кошками у моряков связано много примет и суеверий. На Руси, например, на новое судно первой запускали кошку: она очищала корабль от нечистой силы. В Китае иероглиф «мао» («кошка») изображали на парусах и другом оборудовании кораблей, так как он считался символом долголетия. А вот в Японии, напротив, слово «кошка» морякам было запрещено произносить — этим можно было рассердить ветряных богов.

Японские моряки тоже брали в плавание кошек, но только рыжих и только в качестве жертвы. Если начинался шторм, следовало бросить рыжую кошку за борт, чтобы получить у разбушевавшейся стихии снисхождение.

А вот у моряков других стран считалось плохой приметой увидеть упавших за борт кота или кошку. Считалось, что это вызовет страшную бурю. И даже если корабль уцелеет в борьбе со стихией, то будет проклят целых 9 лет.

Нередко корабельные коты выполняли функции метеобюро. Усатый-полосатый умывается против шерсти — быть граду. Чихнул — жди дождя. Слишком резво носится по палубе — готовься к урагану.



,   Рубрика: История оружия

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,231 сек. Потребление памяти:8.68 mb