Последний тяжёлый

Автор: Maks Мар 14, 2019

Тяжелые танки серии ИС приняли участие в сражениях 1944-1945 годов. Один из самых массовых танков этой серии, ИС-3, правда, хотя и поступил на вооружение Красной армии в 1945 году, но в боевых действиях не участвовал.

Создатели советских тяжелых танков в конце 1940-х продолжили работу над новыми машинами, используя опыт Второй мировой войны. Сконструированный ими танк ИС-4 выпускался малой серией с 1947 по 1951 год. Но его ТТХ не устраивали танкистов. И потому в конце 1948 года Главное бронетанковое управление выдало танкостроителям техническое задание на новый тяжелый танк.

Прошедший «десталинизацию»

Работу над новой машиной начало КБ Челябинского завода Министерства транспортного машиностроения СССР. Главным конструктором «Объекта 730» (такое обозначение получил проект нового танка) назначили Жозефа Котина. Официально машина получила название ИС-8. Основным требованием заказчика было снижение боевой массы нового танка — она не должна была превышать 50 тонн.

Уже к апрелю 1949 года был готов техпроект танка. Во многом он стал развитием выпускавшегося серийно танка ИС-3. Форма корпуса и литая башня напоминали ИС-3, который неплохо показал себя во время эксплуатации в войсках. Работа над опытным образцом велась активно, и уже в 1949 году установочная партия ИС-8 прошла заводские испытания. После государственных испытаний, которые были проведены в мае 1950 года на танковом полигоне в Кубинке, было рекомендовано после внесения некоторых изменений в конструкцию танка начать серийное производство новой тяжелой машины. Ему дали новое имя — ИС-9, но после марта 1953 года, когда в СССР началась ползучая «десталинизация», имя вождя решено было больше не использовать в названиях образцов советской боевой техники, и танк получил официальное название Т-10.

В конце 1953 года Т-10 начал поступать в войска. В 1957 году была проведена основательная модернизация танка, и он получил индекс Т-10М. Машина производилась до 1966 года, а на вооружении Советской армии она находилась до 1993 года, пробыв таким образом в строю 40 лет.

Броня крепка…

Сварной корпус Т-10 был сложной коробчатой формы, с лобовой частью в виде так называемого щучьего носа. Этим он был похож на ИС-3. Борта танка составные, из верхней наклонной и нижней гнутой частей. Верхний кормовой лист корпуса выполнен откидным для обеспечения доступа к агрегатам трансмиссии. Днище корпуса штампованное, корытообразной формы. В задней части (под силовой передачей) днище плоское. Жесткость днища усиливалась также вваренными в него кронштейнами балансиров.

Для обслуживания агрегатов и механизмов в днище танка имелись люки и отверстия, закрытые броневыми крышками или пробками на резьбе. Место механика-водителя находилось впереди по оси машины. Для посадки имелся люк треугольной формы, закрываемый сдвижной крышкой. Наблюдение за местностью механик-водитель вел через три прибора: один из них, ТПВ-51, устанавливался в крышке люка, два других, ТИП, — в окнах верхней части лобовых листов корпуса.

Литая башня была обтекаемой формы с переменными углами наклона стенок и переменной толщиной от 250 миллиметров в носовой части до 40 миллиметров на литой части крыши. Башня устанавливалась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса танка. Передняя часть крыши башни отливалась заодно с корпусом башни, а задняя изготавливалась из броневого листа и вваривалась в крышу. В этом листе справа располагался люк заряжающего, над которым монтировалась установка зенитного пулемета ДШКМ. Слева располагался люк, над которым размещалась командирская башенка. В передней части люка командира танка находился прибор наблюдения ТПКУ, а по окружности верхнего погона башенки — семь приборов наблюдения. Кроме того, в башне имелись еще три прибора ТПБ-51: один для наводчика и два для заряжающего. Механизм поворота башни планетарный, с самотормозящей червячной парой, с ручным и электрическим приводами.

Танковая 122-миллиметровая пушка Д-25ТА и с длиной ствола 48 калибров и спаренный с ней 12,7-миллиметровый пулемет ДШКМ были установлены в литой маске. Пушка имела двухкамерный дульный тормоз и горизонтальный автоматический клиновой затвор. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 795 метров в секунду. Прицельная дальность стрельбы с помощью телескопического прицела ТШ2-27 составляла 5000 метров, а с помощью бокового уровня — 15 000 метров. Заряжание облегчалось за счет применения механизма досылания. Скорострельность при этом составляла 3-4 выстрела в минуту, а при заряжании вручную — 2-3 выстрела в минуту. Боекомплект пушки состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания, размещенных в хомутиковых и лотковых укладках. На стволе орудия был установлен эжектор для очистки канала ствола после выстрела, предотвращающий попадание пороховых газов внутрь танка.

На турели люка заряжающего устанавливался зенитный 12,7-миллиметровый пулемет ДШКМ, снабженный коллиматорным прицелом К10-Т. Боекомплект пулеметов насчитывал 1000 патронов, 300 из них к спаренному пулемету были уложены в шести штатных патронных коробках, а 150 к зенитному пулемету — в трех специальных патронных коробках, 550 патронов боекомплекта находились в цинковых коробках.

…и танки наши быстры!

Тяжелый танк Т-10 был оснащен 12-цилиндровым четырехтактным V-образным дизельным двигателем В12-5 жидкостного охлаждения с рабочим объемом 38 880 кубических сантиметров и максимальной мощностью (без воздухоочистителя и противодавления на выпуске) 700 лошадиных сил при 2100 оборотах в минуту. Он устанавливался на постаменте, состоявшем из четырех кронштейнов, приваренных к бортам и связанных между собой продольными угольниками.

Двигатель В12-5 относился к дизелям типа В2. Его основные особенности: установка центробежного нагнетателя воздуха АМ-42, что позволило увеличить его мощность. В топливную систему танка входили три внутренних бака — два задних емкостью по 185 литров и один передний на 90 литров. Все три бака соединялись между собой трубопроводами, а передний соединялся также с топливораспределительным краном. На крыльях в корме танка было установлено по одному наружному топливному баку емкостью по 150 литров каждый. Наружные баки подключались к топливной системе танка. Таким образом, общая емкость всех баков составляла 760 литров.

Построенный с учетом действий на бездорожье и для условий после применения ядерного оружия, танк Т-10 обладал широкими гусеницами (720 миллиметров), четырнадцатью сдвоенными опорными «ходовыми» катками и шестью поддерживающими на независимой подвеске торсионного типа (по семь и три соответственно для каждого борта).

Трансмиссия танка Т-10 состояла из механизма поворота, гидравлически управляемой восьмиступенчатой коробки передач планетарной схемы. Трансмиссия имела две скорости заднего хода. Для передачи крутящего момента на ведущие колеса использовались двухступенчатые бортовые передачи.

На танке устанавливали радиостанцию 10РТ-26Э и внутреннее переговорное устройство ТПУ-47-2 на четыре абонента. В 1955 году были созданы две опытные машины — «Объект 267 сп.1» со стабилизатором наведения в вертикальной плоскости и «Объект 267 сп.2» с двухплоскостным стабилизатором. Годом позже эти новшества были внедрены на новой модификации Т-10А («Объект 730А»). Пушка со стабилизатором в вертикальной плоскости ПУОТ-1 «Ураган» получила обозначение Д-25ТС. На Т-10А вместо прицела ТШ-2-27 установили перископический оптико-гироскопический прицел ТПС-1 и дублирующий телескопический прицел ТУП. Механик-водитель получил активный прибор ночного видения ТВН-1 и для ориентации гирополукомпас ГПК-48. В результате установки пушки с измененными приводами, а также для улучшения бронезащиты башню и маску орудия модернизировали.

Нет предела совершенству

Танк Т10-ММодернизировали и сам танк. В 1957 году была принята на вооружение новая модификация танка Т-1 ОБ («Объект 730Б»), Основное ее отличие — применение двухплоскостного стабилизатора ПУОТ-2 «Гром» и прицела Т2С-29-14. Вскоре последовала более серьезная модернизация. В КБ Пермского завода №172 создали новое 122-миллиметровое орудие М-62-Т2 (2А17) с улучшенными баллистическими характеристиками. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 950 метров в секунду. Пушку оборудовали двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень» и прицелом Т2С-29-14. (В 1955 году прототип этой пушки установили на опытном «Объекте 264», а чуть позже на «Объекте 265» испытали орудие с улучшенными точностными характеристиками.)

Вместо пулеметов ДШК, как на предыдущих моделях, были установлены 14,5-миллиметровые КПВТ — спаренный с орудием и зенитный. Новый танк — «Объект 272» — также оснастили полным комплектом ночных приборов: командирским ТКН-1Т, наводчика -ТПН-1 -29-14 («Луна II») и механика-водителя -ТВН-2Т. Наведение спаренного пулемета осуществлялось с помощью прицела Т2С-29, имевшего для этого специальную шкалу. Зенитный пулемет оснащался коллиматорным прицелом ВК-4, а для стрельбы по наземным целям — оптическим прицелом ПУ-1. Боекомплект состоял из 30 выстрелов с осколочно-фугасной гранатой, бронебойно-трассирующим снарядом и 744 патронов к пулеметам.

В двигатель В12-6 по сравнению с В12-5 были внесены изменения в конструкцию картера, коленчатого вала, поршней, цилиндров и т.д. Мощность двигателя составляла 750 лошадиных сил при 2100 оборотах в минуту. Машина оснащалась радиостанцией Р-113 и переговорным устройством Р-120. Танк выпускался почти пять лет, и только в 1962 году на обоих заводах был организован выпуск танка Т-10М на основе «Объекта 272». В конструкцию Т-10М неоднократно вносились изменения. С 1959 года зенитными пулеметами, например, комплектовался только каждый пятый танк.

В 1960-х годах восьмиступенчатую коробку передач заменили на более простую, шестиступенчатую. С 1963 года Т-1 ОМ оборудовали системой ОПВТ, что позволяло преодолевать по дну преграды глубиной до 5 метров. С 1967 года в боекомплект начали включать выстрелы с бронебойно-подкалиберными и кумулятивными снарядами. Танки Т-10 первоначально поступали на вооружение тяжелых танко-самоходных полков. С 1947 года один такой полк входил в штат танковой и механизированной дивизии. Каждая такая дивизия имела два полка тяжелых и один полк средних танков.

В боях не участвовал

В 50-е и 60-е годы прошлого века по мере поступления в войска все большего количества танков Т-10, а затем Т-10А, Т-10Б и Т-10М началось формирование тяжелых танковых дивизий. В составе Группы советских войск в Германии имелось два таких соединения — 13-я и 25-я гвардейские тяжелые танковые дивизии. Для танковых частей НАТО танк Т-10 стал настоящим пугалом — ни один танк союзников по Североатлантическому блоку ни имел шансов уцелеть при столкновении с советским тяжелым танком.

Т-10 на экспорт не поставлялись и в боевых действиях не применялись. За исключением маневров, единственная крупная операция, в которой довелось поучаствовать танкам Т-1 ОМ, — это операция «Дунай», ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году. Это были танки 13-й гвардейской тяжелой танковой дивизии. В 1966 году производство Т-10М прекратили. По западным данным, всего было выпущено около 8000 танков Т-10 всех модификаций. Если это соответствует истине, то его можно считать самым массовым тяжелым танком в истории танкостроения. В последующие годы, по мере поступления в войска современных боевых машин, танки Т-10, Т-10А, Т-10Б и Т-10М передавались в парки на долговременное хранение, а частично отправлялись на разделку. Формально же они были сняты с вооружения Российской армии в 1993 году.

Александр ЕГОРОВ



, , ,   Рубрика: История оружия

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:60. Время генерации:0,173 сек. Потребление памяти:8.35 mb