Патриарх колёсных танков

Автор: Maks Фев 26, 2022

Накануне Второй мировой войны многие страны мира активно работали над проектами боевых многоколесных разведывательных автомобилей. Правда, большинство образцов подобной предвоенной техники представляли собой шасси гражданских машин, на которые установили бронированный кузов. Проходимость таких боевых автомобилей была плохая, и действовать они могли на местности, где в достаточном количестве имелись хорошие шоссейные дороги.

Немецкие и французские военные решили всерьез заняться разработкой специальных разведывательных бронемашин, которые могли бы по своей проходимости мало чем отличаться от танков. Вермахт еще до начала Второй мировой войны стал получать тяжелые восьмиколесные броневики, со временем вооружив их 75-миллиметровыми пушками. А вот французам не повезло. Они успели до поражения своей страны изготовить лишь опытный образец подобной боевой машины. Серийный же выпуск восьмиколесников начался только в послевоенное время.

Четыре — это мало!

Четырехколесный пушечный бронеавтомобиль «Панар 178» поступил на вооружение французской армии в 1937 году. Машина имела 25-мм автоматическую пушку SA 35, которая пробивала легкую броню тогдашних танков и бронемашин. Она была неплохо защищена — толщина лобовой брони достигала 20 мм и имела хорошую проходимость. Но даже полный привод на все колеса существенно ограничивал возможность «панара» действовать вне дорог с твердым покрытием.

Поэтому уже в 1938 году французские военные решили заказать фирме «Панар» бронеавтомобиль с колесной формулой 8×8. Так на свет появился прототип восьмиколесного бронеавтомобиля, получивший наименование «Панар 201». Он был построен в единственном экземпляре. Машина получилась удачной — по высоте она была относительно низкой — всего 1,8 метра, а в ее башне установили 37-мм пушку SA37.

Главной особенностью «Панар 201» была ходовая часть: машина имела четыре ведущих моста, два из которых могли опускаться или подниматься. На шоссе она развивала максимальную скорость 80 км/ч, а на бездорожье средние мосты опускались, и «панар» превращался в вездеход.

Но серийному производству восьмиколесников помешала начавшаяся в 1939 году война. Хотя 1 мая 1940 года от военного министерства Франции фирма «Панар» и получила заказ на постройку 600 таких бронемашин. Но единственный построенный опытный образец бронеавтомобиля в июне 1940 года, чтобы он не попал в руки немцев, отправили в Марокко, где «панар» бесследно исчез. Однако это прискорбное обстоятельство не помешало французам уже в первые послевоенные годы реанимировать проект бронеавтомобиля с колесной формулой 8×8. В конечном итоге в несколько обновленном варианте бронемашина была доведена до стадии серийного производства.

Первая послевоенная

Усовершенствованный вариант бронеавтомобиля получил название«Панар 212» или «Панар EBR» (Engin Blinde de Reconnaissance — бронированная разведывательная машина). Его серийное производство началось в 1951 году и продолжалось до 1960 года.

«Панар 212» представлял собой полноприводный четырехосный колесный бронеавтомобиль полной массой более 13 тонн. 12-цилиндровый бензиновый мотор HS6000S (200 л. с.) находился в центральной части корпуса — под башней, что обеспечивало равномерное распределение массы по осям. Лобовая часть корпуса и башня имели толщину брони 40 мм, а борт корпуса — 20 мм.

Машина получила качающуюся башню с 75-мм или 90-мм орудиями (модели бронеавтомобилей с разными пушками обозначались соответственно «Панар EBR 75» и «Панар EBR 90»). Кстати, 75-мм орудие было «позаимствовано» французами у немецкого танка «пантера».

Башня состояла из двух частей: нижняя поворачивалась по своей оси, а верхняя опускалась и поднималась вместе с орудием и экипажем. Такая схема позволяла поместить мощное орудие в относительно компактных объемах. В нише качающейся части башни смонтировали два магазина барабанного типа на шесть выстрелов каждый, из которых с помощью механизма досылания выстрелов осуществляется заряжание пушки.

Данный механизм позволил довести скорострельность орудия бронемашины до 12 выстрелов в минуту. Стреляные гильзы автоматически выбрасываются наружу — через специальный люк башни со стороны кормы корпуса. Магазины снаряжаются через люки в крыше башни. Однако такой способ ведения боя имел один существенный минус. Перезаряжать барабаны можно было лишь вручную, для этого одному из членов экипажа нужно было покинуть боевую машину, что в боевых условиях было, мягко говоря, небезопасно. В идеале для перезарядки барабанов боевая машина должна была выходить из боя.

В башне размещались два члена экипажа: командир и заряжающий, который выполнял функции наводчика.

На башне было установлено две пары дымовых гранатометов. В качестве вспомогательного вооружения бронеавтомобиль имел три 7,5-мм пулемета МАК Reibel.

Наибольший же интерес представляло шасси «панара», которое имело два средних подъемных моста с цельнометаллическими колесами (при подъеме средних мостов колесная формула менялась на 4×4). Передняя и задняя пары колес получили специальные шины Michelin, которые позволяли продолжить движение даже после их прокола или прострела. Эти же мосты были управляемыми, что повышало маневренность машины.

В режиме 4×4 «панар» развивал скорость на шоссе до 105 км/ч. С опущенными центральными мостами скорость падала, но проходимость на бездорожье значительно возрастала. Еще одной особенностью бронеавтомобиля было наличие двух постов управления и соответственно возможности равноценного движения вперед и назад, причем с одинаковой скоростью.

Корпус бронеавтомобиля был сварным. Его лобовой и кормовой листы имели значительные углы наклона, бортовые листы были установлены вертикально. В лобовой и кормовой частях бронекорпуса располагались прямоугольные люки, которыми пользовались механики-водители. Экипаж бронеавтомобиля состоял из четырех человек: командира, наводчика и двух механиков-водителей.

«Панар EBR» 90. Бронированный разведывательный автомобильВпервые новый бронеавтомобиль был показан на публике во время парада на Елисейских Полях в Париже, который состоялся 14 июля 1950 года. Парад был посвящен Дню независимости Франции. «Панар EBR» стал первой колесной бронемашиной, изготовленной во Франции и поступившей на вооружение в послевоенное время.

Место действия — колонии

Французские военные прекрасно понимали, что в условиях серьезного вооруженного конфликта с массовым применением бронетехники эта бронированная разведывательная машина была крайне уязвима. Однако во французском Генштабе нашли нишу для ее использования — это был заморский театр военных действий. Пушечный «панар» мог с успехом использоваться в колониальных войнах со слабо подготовленным и плохо вооруженным противником.

Очень часто явную нехватку вооружения партизанские отряды старались компенсировать быстротой и внезапностью нападений. Поэтому основным фактором для борьбы с ними становились скорость, маневренность и дальность хода. Всеми этими качествами «панар» обладал в полной мере. Его максимальная скорость движения по шоссе составляла 105 км/ч, запас хода около 630 км. При боевой массе около 13,5 тонны бронеавтомобиль расходовал всего 55 литров топлива на 100 км (при движении по дорогам, для того чтобы исключить рыскание, у бронемашины блокировался рулевой механизм задних колес). Многим могло показаться, что столь большая по своим габаритам бронемашина была неповоротливой (длина корпуса — 5,54 м, общая — 6,15 м), однако это не соответствовало действительности. Благодаря наличию четырех управляемых колес ее радиус поворота равнялся всего 6 м. А благодаря внушительной колесной базе бронеавтомобиль мог без остановки с ходу преодолевать траншеи шириной до 2 м. Здесь он по проходимости не уступал и танкам.

Самым крупным военным конфликтом с участием пушечных «панаров» стала война за независимость Алжира, которая продолжалась с 1954 по 1962 год. Они состояли на вооружении легких механизированных дивизий, целью которых была разведка и борьба с отрядами алжирских партизан.

«Панары» также использовались в колониальных войнах Португалии (целая серия конфликтов) с 1961 по 1974 год и в войне в Западной Сахаре (1975-1991). Португалия получила от Франции 100 бронемашин с 75-мм орудием. Кроме того, для них на шасси пушечного «панара» был создан БТР. Машину отличали отсутствие башни и десантный отсек на 12 человек.

Вооружение состояло из четырех пулеметов: одного крупнокалиберного и трех 7,5-миллиметровых. Эти машины применялись во время Ангольской войны в составе первой кавалерийской группы вооруженных сил Португалии. В условиях африканской жары и большой запыленности конструкция «панара» проявила себя как неплохая разведывательная бронемашина, неприхотливая и надежная.

Машины этой серии никогда не позиционировались как «колесные танки». Они использовались лишь в качестве разведывательных машин. Тем не менее соотношение проходимого колесного шасси и внушительного пушечного вооружения позволяет считать «панары» предвестником современных колесных танков.

Александр ЕГОРОВ

КАТАФАЛК ДЛЯ ДЕ ГОЛЛЯ

Французские вооруженные силы уже в начале 1960-х посчитали «панар» устаревшей машиной, и с того момента заказы прекратились, а выпуск остановился на отметке 1200 экземпляров. В 1964 году были списаны все бронемашины с 75-мм орудиями. Эксплуатация же «панаров» с пушкой F2 во Франции продолжалась до 1980-х, пока их не заменили на пушечные танки AMX-10RC.

Интересным представляется тот факт, что именно колесный бронеавтомобиль «Панар EBR», с которого была демонтирована башня, был использован в 1970 году в качестве катафалка на церемонии похорон президента Франции — генерала Шарля де Голля.

  Рубрика: История оружия 100 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,253 сек. Потребление памяти:9.03 mb