Красный хадж

Автор: Maks Июн 2, 2020

Патриотическим подъем в ходе Великой Отечественной воины сопровождался временным «откатом» большевиков к традиционным ценностям. Так называемое сталинское «возрождение религии» затронуло не только православных, но и советских мусульман. В 1944 году им впервые за долгое время разрешили совершить хадж.

Традиция хаджа — паломничества в Мекку — восходит к биографии пророка Мухаммеда. Хадж считается «пятым столпом ислама», а побывать в священном для мусульман городе хотя бы раз в жизни должен каждый правоверный. Когда исламская умма (община верующих) вышла за пределы Ближнего Востока, для многих последователей пророка путешествие на Аравийский полуостров стало сложным и дорогостоящим делом. Однако самые большие трудности в совершении хаджа возникли у мусульман под властью богоборческих режимов XX века. Если в годы НЭПа поездки советских граждан за границу еще были возможны, то с конца 1920-х годов СССР окончательно опустил железный занавес, в том числе и для верующих.


Вымоленное разрешение

После многих лет запрета жители Советского Союза смогли поехать в хадж осенью 1944 года. Хотя война шла к концу, власти нуждались в лояльности мусульман. Многие коллаборационисты в Крыму и на Северном Кавказе обосновывали союз с Третьим рейхом именно религиозными соображениями. Воевать на стороне Гитлера последователей ислама призывал знаменитый иерусалимский муфтий Амин аль-Хусейни.

Кроме того, присутствие советских граждан среди паломников должно было «реабилитировать» СССР в глазах зарубежных мусульман. Сталин особенно нуждался в восстановлении отношений с принимающей стороной хаджа — Саудовской Аравией. Хотя Советский Союз в 1920-х одним из первых государств официально признал королевство ибн Сауда, в 1930-х годах сотрудничество сошло на нет. С точки зрения коммунистической идеологии, Саудовская Аравия являлась даже не «буржуазным», а «феодальным» государством. В 1937 году Сталин отозвал, а затем расстрелял посла СССР в Эр-Рияде Карима Хакимова. С тех пор полноценные дипломатические отношения между странами прекратились (возобновились они лишь в 1990 году). Одним из камней преткновения между Москвой и Эр-Риядом был как раз вопрос хаджа.

«Саудовская сторона отмечала притеснение верующих, запрет паломничества для них, и при обсуждении стратегических планов по установлению взаимовыгодной торговли, сотрудничества в политических вопросах тема разрешения хаджа… всплывала вновь и вновь. Но Советское государство, основанное на идеологии атеизма, не хотело идти на такие уступки», — отмечает исследователь Ильдар Нуриманов.

Ситуация изменилась во время Второй мировой войны, когда Саудовская Аравия повысила политический статус, попав в орбиту влияния США. В феврале 1945 года президент Франклин Рузвельт даже лично встретился с основателем государства королем Абдул-Азизом ибн Саудом. Отношения с нефтяной монархией начал налаживать и Сталин.

Ходатайство Бабахана

Эшон Бабахан

Эшон Бабахан первым предложил Сталину возобновить традицию хаджей. И вождь согласился

В мае 1944 года в СССР появился Совет по делам религиозных культов. Через несколько месяцев в новый орган поступило ходатайство о совершении хаджа. Паломничество в Мекку предлагал возродить 86-летний узбекский муфтий Эшон Бабахан ибн Абдулмажидхан, который сам по себе был примечательной личностью. В 1943 году он стал первым председателем Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана. Среди верующих Туркестана Бабахан давно пользовался авторитетом как богослов и шейхуль-ислам. Однако для московских чиновников был важнее тот факт, что в июле 1943 года Бабахана принял сам Иосиф Сталин.

Чтобы разрешить мусульманам из среднеазиатских республик поехать в хадж, председатель СДРК Иван Полянский обратился к министру иностранных дел Вячеславу Молотову. Речь шла о шестерых паломниках — четверых жителях Узбекистана, одном таджике и одном казахе.

«Имея в виду, что паломничество мусульман из СССР не производилось в течение последних 20 лет, Совет по делам религиозных культов при СНК СССР считает, что удовлетворение ходатайства Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана будет иметь положительное значение прежде всего внутри СССР, подняв среди верующих мусульман авторитет Духовного управления, — писал Полянский. — С другой стороны, в мусульманских странах Ближнего Востока факт паломничества из СССР будет также воспринят в положительном смысле. Этот факт будет знаменовать существующую в СССР свободу религий».

Состав первой «делегации», отправленной в хадж, вызывает вопросы. Ее руководителем был шейх Мурат Ходжа Салихов (Салехи), заместитель председателя Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана. Другие паломники известны лишь по именам: Мухаммедгали Мусинов, Джанабай Абдулхаиров, Абдулмажит Юсупов, Бари Абдуллаев и Исмаил Махзум Саттиев. Учитывая опыт последующих лет, они могли быть имамами, муфтиями и просто благочестивыми верующими. Однако не исключено и внедрение в группу паломников агентов госбезопасности.

На автомобилях к святыне

Путешествие шестерых советских паломников продолжалось с 7 ноября 1944 года до 15 февраля 1945 года. Столь длительный срок объяснялся тем, что делегацию использовали в политических целях.

Выехав из Ташкента, участники хаджа на автомобилях пересекли Туркмению, откуда въехали в персидскую область Хорасан. Север Ирана в ту пору был оккупирован Красной армией. Путь паломников пролегал через Мешхед и Тегеран, затем они отправились в контролируемый англичанами Багдад. Из Ирака шестеро советских граждан добрались до Мекки. Несмотря на войну, в хадже 1944 года приняли участие 200 тысяч человек со всего мира.

Выполнив необходимые обряды с началом месяца зуль-хиджа (17 ноября), советская делегация вновь выехала в страны Ближнего Востока. Весь путь они проделали на колесах, только участок Джидда — Каир преодолели на британском самолете. Известно, что в столицу Египта паломники прибыли 9 января 1945 года. Путешествие осложнялось незнанием членами делегации арабского языка. Кроме того, оно обошлось дороже, чем первоначально планировалось. Салихов и его спутники задолжали иностранцам крупную сумму денег — 2418,2 рубля (301,96 египетских фунта).

Примечательно, что поездка мусульман заинтересовала представителей других религий. После возвращения участников хаджа община бухарских евреев обратилась в СДРК с просьбой позволить им выехать в Иерусалим — но эту поездку власти не разрешили.

Вновь хадж состоялся уже осенью 1945 года, в Москву его участники вернулись в декабре. На сей раз Саудовскую Аравию посетило 17 человек (по другим данным, 22). В состав делегации включили духовенство почти всех республик, а возглавляли ее председатель Центрального духовного управления мусульман муфтий Габдрахман Расулев и глава мусульман Средней Азии муфтий Эшон Бабахан. Паломников лично принял саудовский король Абдул-Азиз. Для Эшона Бабахана, однако, эта поездка в Мекку была не первой. В книге Амирсаида Усманходжаева «Жизнь муфтиев Бабахановых» приводится рассказ Эшона Бабахана о том, что его впечатлило в Саудовской Аравии:

«Многое там изменилось в хорошую сторону, — говорил муфтий. — Расстояние между Меккой и Мединой, которое мы преодолели в 1912 году на верблюдах за 12 суток, на этот раз на автомобиле проехали за шесть часов».

Несмотря на утверждения ряда источников, кандидат исторических наук Вячеслав Ахмадуллин доказал, что в 1946 году хаджа не было, и вплоть до 1952 года поездки в Мекку не возобновлялись. Хотя в 1947-м в хадж готовы были отправиться уже 40 человек (причем за свой счет, заплатив по 10 тысяч рублей), в последний момент мероприятие отменили под предлогом вспышки холеры в Египте. Истинная же причина, скорее всего, заключалась в том, что власть испугалась усиления влияния ислама в CCCР. Ha фоне событий в Палестине это могло привести к внутриполитическим осложнениям.

Хаджи возобновились после смерти Сталина, однако они не стали массовыми. В общей сложности до 1989 года Мекку посетило около 900 советских мусульман — капля в море от общего количества верующих. Все это время поездки жестко контролировались партийно-государственными структурами.

Тимур САГДИЕВ

, , ,   Рубрика: Религии мира

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:60. Время генерации:0,271 сек. Потребление памяти:8.35 mb