Зрелище для народа

Автор: Maks Июн 2, 2020

Цирк был известен в Петербурге еще в петровские времена. Как правило, в российскую столицу приезжали артисты из Франции и Голландии. «Еквилибристы», «великаны», «балансеры» давали представления в домах столичных богачей — Демидова, Глазунова, Нарышкина. В 1738 году «голландские ташеншпилеры» выступали во дворце перед Анной Иоанновной…

Понимая, что цирковые представления пользуются спросом, в Санкт-Петербурге начали строить временные деревянные арены. В 1822 году на Крестовском острове Иосиф Габит возвел деревянное здание для цирковых представлений — первое не только в Петербурге, но и в России. В декабре 1827 года на набережной Мойки был открыт цирк Жака Турниера.

Новые имена

В октябре 1845 года «Санкт-Петербургские ведомости» сообщили о прибытии Итальянской волтижерной труппы под руководством Александра (Алессандро) Гверра. Через месяц для нее было открыто здание на том месте, где сейчас находится Мариинский театр. Осенью 1846 года у цирка Гверра появились конкуренты — такая же известная за границей труппа Поля Кюзана и Жюля Лежара, которые тоже выстроили для себя деревянное здание — слева от Александринского театра, где сейчас сад у Аничкова дворца. В самом большом выигрыше от такого соперничества оказались петербуржцы: за полгода в российской столице перебывали почти все цирковые знаменитости.

Но наибольший успех в России снискал Гаэтано Чинизелли, родившийся в 1815 году в Милане. В 12 лет его отдали на обучение в цирковую труппу Алессандро Гверра. Позже, поступив в парижский цирк Франкони, он брал уроки в высшей школе верховой езды Франсуа Боше. В 1835 году выступал в гладиаторских номерах и стал одним из главных артистов труппы. В 1847 году вывел на арену лошадей собственной дрессировки и ставил пантомимы.

Самой большой удачей для Гаэтано стала женитьба на Вильгельмине Гинне, прозванной в цирковом мире Ландринетте — скорее всего, по созвучию с популярными тогда конфетами «Ландрин». Сказочная внешность девушки и удивительная сноровка в обращении с лошадьми привлекали в цирк зрителей самых разных сословий. Вильгельмине посвящали стихи, она получала цветы и ценные подарки, а красота, которую унаследовали и другие представительницы семьи Чинизелли, даже упоминалась в энциклопедиях.

Но главным достоинством молодой супруги было другое: она являлась младшей сестрой Карла Магнуса Гинне — знаменитого наездника и такого же знаменитого директора цирковой труппы. Теперь представители семьи Гинне вместе с зятьями — Чинизелли, Дюкроу, Дюмо и Ньюсому — выступали вместе, что не могло не повлиять на качество представлений и количество доходов, теперь делившихся по-семейному.

Бегство в Петербург

Гаэтано ЧинизеллиВ разгар соперничества между двумя цирками Алессандро Гверра представил петербуржцам новых артистов своей труппы — Гаэтано и Вильгельмину Чинизелли. Особая пикантность ситуации для семейной пары состояла в том, что они на тот сезон уже были ангажированы в Парижский цирк на Елисейских Полях. Нарушив договорные обязательства, супруги Чинизелли бежали в Петербург. В Париже им присудили штраф в 42 тысячи франков — сумма поистине баснословная. Но по закону штраф можно было взыскать только на территории Франции. Путь в эту страну теперь был для них закрыт навсегда.

Вместе с родителями в Петербург прибыл маленький Андреа Чинизелли. В пятилетием возрасте он вместе со своей будущей женой Клотильдой Гверра и их ровесником Баптистом Луазетом разыгрывал комическую сцену «Маркиз и маркиза Помпадур».

23 января 1847 года была анонсирована комическая пантомима в постановке Гаэтано Чинизелли «Гризетки в Париже, или Маркитанты в Африке». Во время масленичных гуляний в располагавшемся на Исаакиевской площади балагане Гверра можно было увидеть еще одну пантомиму Чинизелли «Русские, или Осада крепости Шумлы». Постановкой пантомим занимались лишь директора трупп и признанные мастера циркового искусства.

Гверра почти одержал победу в соперничестве с Лежаром и Кюзаном, но события приняли неожиданный оборот. Дирекция Императорских театров решила создать Императорский цирк. Предпочтение было отдано цирку Лежара и Кюзана как более солидному. Весной 1847 года Гверра покинул Петербург. В числе артистов, с которыми вела переговоры дирекция Императорских театров, были и супруги Чинизелли. Но те отказались от почетного предложения и уехали в Европу.

Осенью 1847 года в Лондоне и родилась цирковая труппа Чинизелли. Первыми ее артистами стали члены цирковой семьи — сестры Гинне с мужьями, сам Карл Гинне и Андре Дюкро. Во время недолгого пребывания на исторической родине Гаэтано Чинизелли получил от короля Виктора Эммануила II титул «почетного шталмейстера (то есть конюха. — Прим. авт.) его величества». До самой смерти короля титул украшал афиши новой труппы.

Когда Гаэтано Чинизелли вернулся в Петербург, почти во всех европейских столицах уже существовали постоянные цирки. В 1872 году в ведении труппы Чинизелли оказались петербургский и московский цирки Гинне. Через три года Гаэтано направил в городскую управу докладную записку, убеждая в целесообразности открытия каменного цирка. Для его строительства взяли в аренду на 40 лет участок у Фонтанки. Власти были непреклонны: здание закроет фасад Инженерного замка, нарушит парк — место прогулок с детьми. В качестве компенсации Чинизелли предложил на свои средства устроить сквер на Михайловской площади, обнести решеткой и возвести роскошный фонтан.

Здание, разработанное архитектором Василием Кенелем, признано одним из красивейших в Европе: позолота, малиновый бархат, хрустальные газовые люстры. Кроме того, принципиально новыми были отсутствие опорных колонн и сферический купол, расписанный сценками цирковой жизни. Из 5 тысяч мест 1200 были сидячими: второй ярус и галерея со стоячими местами имели отдельный вход с улицы. Внутри зал был перегорожен барьерами. В царскую ложу вела отдельная дверь.

Программки печатались на шелке, по-русски и по-французски. В конюшне на 150 лошадей, украшенной зеркалами, мрамором и аквариумами с золотыми рыбками, можно было угостить лошадь купленной у конюха морковкой.

Состоявшееся 26 декабря 1877 года открытие нового цирка прошло незамеченным. Понедельник, да еще и второй день после Рождества — более неудачного дня и не придумать. Петербуржские газеты даже не уделили внимания этому событию. Любовь петербуржцев завоевывалась цирком медленно, шаг за шагом.

Для почтеннейшей публики

Кроме членов цирковой семьи в цирке выступали ангажированные артисты: танцовщица на проволоке Оцеана Ренц, популярная наездница мисс Зефора, супруги Белини и клоуны — братья Икины, братья Джи и Танти. Наездники перепрыгивали через столы и животных, проскакивали сквозь горящие обручи, при этом выполняя сальто и жонглируя.

Главным принципом была постоянная смена программы. Лишь номер, пользующийся исключительной популярностью, мог повторяться два вечера подряд. В конце каждого сезона публику ждало особое представление, собранное из 30 лучших номеров. Устраивались водные представления, пантомимы с участием пеших и конных войск. Кроме информации о номерах и гастролях в программках печаталось расписание вечерних пароходов, ходивших от пристани у цирка до Калинкина моста. Помимо представлений в цирке устраивались различные праздники: 19 октября это была ежегодная встреча бывших лицеистов. Субботняя поездка в цирк стала традицией для офицеров. Частыми посетителями цирка были и члены императорской фамилии.

В 1879 году началось соперничество Чинизелли с Альбертом Саламонским, открывшим цирк в Москве. Некоторое время «субботники Чинизелли» составляли конкуренцию «субботам» французской труппы Михайловского театра.

До последних дней Гаэтано Чинизелли занимался дрессурой лошадей. Умер он в Петербурге 4 октября 1881 года и был с почестями погребен на Смоленском лютеранском кладбище в сопровождении торжественной процессии и военного оркестра. Руководство цирком перешло сперва к его жене, затем к сыновьям.

Анна ЦЫНБАЛЬСКАЯ



, , ,   Рубрика: Великие первопроходцы

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:47. Время генерации:0,141 сек. Потребление памяти:8.11 mb