Красота в камне

Автор: Maks Окт 24, 2025

Миф о том, что СССР был застроен лишь скучными типовыми коробками, стал сюжетообразующим в советской культовой ленте «Ирония судьбы, или С легким паром!» и прочно засел в нашем сознании. Отчасти это так, однако помимо ничем не примечательных пяти- и девятиэтажек встречаются шедевры, место которым как минимум в научно-фантастическом блокбастере.

Есть мнение, что именно хрущевская оттепель развязала руки советским архитекторам, открыв для них все прелести модернизма, до этого находившегося под запретом. Мнение крайне спорное, ведь миллионы безликих «хрущевок» как раз и есть результат правления Никиты Сергеевича.

Полет фантазии

Плеяда архитекторов СССР, давшая жизнь оригинальным футуристическим зданиям, частью действительно была продуктом 1950-1960-х годов. Однако сформировала эту когорту отнюдь не прореха в железном занавесе. Советский Союз никогда не был аутсайдером по части креатива. Как раз наоборот: часто он брался за решение запредельных задач, а по количеству талантов как минимум не отставал от Европы и США.

Страна, выигравшая самую страшную войну XX века, отправившая человека в космос и пытавшаяся строить новое социальное общество, была по факту устремлена в будущее. На пике этого стремления находилась и творческая элита.

Однажды мы разберемся, почему в СССР Хрущева и Брежнева не печатали фантастику, зажимали творческие эксперименты, застраивали города скучными домами. Однако, вопреки шаблонам и рутине, интересные проекты все-таки реализовывались. В качестве примеров можно назвать здания института робототехники и кибернетики в Ленинграде, цирка в Свердловске, гостиницы «Аманауз» на Домбае, жилого комплекса «Ромашка» в Кишиневе и многие другие. Давайте остановимся на трех объектах передовой советской архитектуры.

Два в одном

Совершеннейшим шедевром можно назвать здание Министерства автомобильных дорог Грузии, возведенное в 1974 году в Тбилиси. Разработкой проекта занимались Георгий Чахава и Зураб Джалагания. Чахава в 1970-е находился на посту замминистра дорожного строительства, не оставляя при этом архитектурной деятельности, поэтому являлся одновременно и заказчиком, и исполнителем проекта.

Местом строительства он выбрал крутой склон берега Куры и оригинально обыграл рельеф. Здание состоит из трех башен, самая высокая из которых насчитывает 18 этажей. Между башнями на разной высоте располагаются пять горизонтальных двухэтажных блоков. Блоки или опираются на стержни башен, или выступают за их пределы консолями.

Вся конструкция словно бы висит над землей, напоминая детский строительный конструктор или полуразобранную башню из игры «Дженга». Выглядит все это необыкновенно урбанистично, но при этом идеально вписывается в ландшафт. Стены горизонтальных и вертикальных блоков частично затянуты плющом, что придает дому дополнительный шарм. Под зданием даже течет ручей.

Объект имеет два входа: один с дороги у подножия нижней башни, другой — с улицы на верхней отметке берега Куры. В башнях располагаются лифты и лестничные пролеты, офисные помещения распределены в горизонтальных блоках. Вольно или невольно Чахава реализовал задумку архитектора Эля Лисицкого, предложившего идею горизонтальных небоскребов еще в 1920-х.

За создание проекта архитекторы получили государственную премию. Здание включено в реестр культурного наследия Грузии. Сегодня в нем располагаются офисы Банка Грузии.

Главные по тарелочкам

Пансионат ДружбаДругой яркий пример продвинутой архитектуры СССР — крымский пансионат «Дружба».

Санаторий на 400 мест расположен недалеко от Ялты в поселке городского типа Купаты. Как и здание Министерства дорог в Тбилиси, пансионат «Дружба» построен на крутом склоне. Склон вплотную примыкает к морскому пляжу, что чрезвычайно удобно для отдыхающих.

Решение о строительстве совместно приняли в 1980 году руководители профсоюзов ЧССР и СССР. Финансирование страны также проводили совместно.

Проект был разработан творческим коллективом под руководством архитектора Игоря Василевского. Объект представлял собой систему кольцеобразных блоков из монолитного железобетона, с максимальным диаметром 76 метров, поддерживаемых тремя мощными трубами-опорами диаметром по 9 метров. На пяти этажах здания размещались номера для курортников, ресторан, кафе, бильярдная, тренажерный, киноконцертный залы и зал для конференций, лечебные кабинеты, магазины, салоны красоты, библиотека и даже бассейн с подогреваемой морской водой.

Жилые номера, рассредоточенные по внешнему диаметру кольцевых блоков, снабжались панорамными окнами и балконами. За счет зубчатой формы кольцевых блоков обеспечивалась максимальная приватность каждого номера, конструктивно отделенного от соседей справа и слева. На крыше комплекса имелись видовые площадки. В опорах здания располагались скоростные лифты.

Внешне сооружение выглядит как огромная шестеренчатая деталь от фантастической машины или как инопланетная летающая тарелка. Пансионат вошел в число 50 самых необычных сооружений в истории мировой архитектуры. «Дружба» функционирует по сей день и принимает гостей.

Новгород космический

Третий удивительный объект, о котором хотелось бы поговорить, — Академический театр драмы имени Федора Достоевского, построенный в Великом Новгороде на самом излете советской эпохи.

Господин Великий Новгород не слишком велик, но насквозь пропитан духом средневековой истории. На улицах то и дело попадаются старинные церкви, а пересекая городской центр, можно увидеть остатки мощного земляного вала.

Во второй половине 1960-х Новгород стал стотысячником. На такое количество народа полагался городской театр. Разработку проекта в начале 1970-х поручили 39-летнему Владимиру Сомову. Архитектор поместил будущий театр на живописном берегу реки Волхов, недалеко от исторического кремля, и подошел к проектировке максимально творчески. Удивительно, что советское руководство вообще дало добро на строительство столь авангардного объекта в городе, едва не целиком объявленном историческим «заповедником».

Строительство затянулось на десять лет. Не все идеи архитектора были осуществлены. Сомов предлагал строить из тонированного в красный цвет бетона, такого в СССР не производили. Масштабные витражи, выходившие на реку, планировалось делать цветными, но на это не хватило средств. Не заработали и фонтаны, замененные просто клумбами. Однако в 1987 году театр все же был открыт, и это произвело эффект разорвавшейся бомбы.

Сам архитектор утверждал, что пытался стилизовать геометрию русских церквей, хотя строение вышло совершенно футуристичным. Выходящий на реку угловой фасад состоит из узких и высоких витражных окон, обрамленных аркадами. Причем каждая из декоративных арок разорвана в верхней части дуги, а колонна разрезана по центру. Массивные конструкции переходят в плавные полукружья и украшены диковинными иллюминаторами. Слева и справа от центрального корпуса располагаются две полуарки, декорирующие водонапорные башни для подачи воды в фонтаны.

Новгородцы именуют свой театр космическим кораблем, хотя на ум приходят скорее ассоциации с резиденцией галактического императора из какой-нибудь космооперы.

С самого открытия экстерьер культурного заведения вызывал бурные споры и непрестанно привлекал общее внимание. Сегодня объект закрыт, но причина закрытия скорее позитивна: уникальный театр находится на ремонте и плановой реконструкции.

Эдуард ШАУРОВ

НАСТОЯЩАЯ ФАНТАСТИКА

В постапокалиптическом фильме «Обитель зла: Возмездие», собравшем в прокате 240 миллионов долларов, есть кадры с пансионатом «Дружба», реально построенным в Крыму в 1980-х. По сюжету советский санаторий изображает брошенную на Камчатке хайтековскую военную базу из будущего.

  Рубрика: Назад в СССР 29 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:50. Время генерации:0,243 сек. Потребление памяти:6.87 mb