
Космодром в пустыне
70 лет назад в Казахстане вбили первую сваю на строительной площадке легендарного для всей космической истории нашего земного мира космодрома «Байконур». Именно из тех степей отправился в неизвестный еще мир первый космонавт Юрий Гагарин. Уникальный и неповторимый объект был фактически построен всего за 4 года!
Из одного из самых секретных мест в мире космодром «Байконур» давно превратился в мировой символ покорения вселенной. Его строительство проходило в тяжелых условиях, но результат того стоил. С «Байконура» началась эра космонавтики.
Круглые сутки
Строительство началось в январе 1955 года после секретного постановления №292-181 сс Совета Министров СССР, всего через 10 лет после окончания страшной войны, которая, казалось бы, выжала из страны все соки, как людские, так и материальные. Но — нет! Советский Союз начал новый индустриальный рывок, в основе которого было покорение космоса. Это не голая романтика (хотя куда без нее), а прикладной интерес, потому что умные головы уже понимали, что могут дать стране спутники.
Стройка развернулась именно что в самой голой и безлюдной степи юго-западного Казахстана, до ближайшего жилья больше 100 километров. Не говоря уж про важные промышленные объекты. Тут два соображения: безопасности и секретности, конечно. До Москвы, к слову — 2600 километров.
Официально поначалу объект назывался «Научно-исследовательский испытательный полигон №5 Министерства обороны СССР (НИИП №5 МО СССР) по испытанию ракетной техники». Звучит довольно невинно. А 2 июня 1955 года в той степи возникла войсковая часть №11284, была организована штатная структура. Конечно, она стала «почтовым ящиком». Научно-исследовательский полигон сначала секретно назывался «Тайга» (это очень забавно для степного объекта — такой юмор), а потом уже «Заря».
Для начала необходимо было построить бетонный завод — его возводили первые строители «Байконура» (в переводе с казахского — Богатая долина), жившие в землянках. Позже стали строить деревянные здания барачного типа. Дальше — капитальные дома. Первыми, помимо рабочих, были, само собой, топографы и географы. Конечно, имелись проблемы с водой, точнее ее просто в тех местах не водилось. Возили специально. Как и все стройматериалы, а ведь какие грандиозные расстояния. И бетонный завод появился уже через два месяца!
Количество строителей стало в разы увеличиваться, потому к объекту проложили железную дорогу особого назначения. Она поставляла буквально все! Многочисленные стройматериалы, еду, прессу, а также был банно-прачечный поезд — мытье и стирка для личного состава. Кстати, это были не какие-то «гулаговские» работы, специалисты и рабочие приезжали с семьями, а потому при «Байконуре» в 1956 году открыли среднюю школу (позже появился и институт). В ноябре 1956 года в степной местности был заложен первый парк — несколько тысяч деревьев и 900 кустарников. А в 1957 году открылся первый летний кинотеатр на 650 мест. Жизнь кипела, но и стройка тоже — работали в три смены без выходных. Как сейчас модно говорить — 24/7, то есть 24 часа работы 7 дней в неделю. Только так можно было опередить американцев в космосе.
Жара, холод и ветер
Первым начальником строительства космодрома «Байконур» стал генерал-майор, инженер Георгий Шубников. Он прошел всю Великую Отечественную войну: прокладывал дороги, создавал укрепрайоны и оборонительные рубежи, обеспечивал наступательные операции. Инженерные войска невероятно важны, хоть и не очень прославлены в фильмах и книгах. После Победы Георгий Максимович руководил восстановлением мостов через реки Висла и Одер. А еще это именно он (с коллегами) строил знаменитый памятник Воину-освободителю в берлинском Трептов-парке. Профессионал в своей сфере мирового уровня. Его заслуга в строительстве космодрома бесценна. И Шубников провожал Юрия Гагарина в первый полет 12 апреля 1961 года. «Байконур» к тому времени уже был построен. Георгий Максимович скончался спустя четыре года. Но это будет после, а пока шла суровая, уникальная стройка века.
Люди находились в экстремальных природных условиях, да еще при таких спринтерских темпах строительства. Зимой очень холодно, до -30°, летом очень жарко, до 50°. Но даже это не самое страшное — в демисезон колебания температуры в течение суток могли достигать 25-30°! А еще пронзительный ветер… Но и это не все. В наличии имелась вещь не легче — песчаные бури. От песка площадки очищали подолгу, как и от снега. Плюс было много отравлений — желудочно-кишечный тракт необходимо было иметь луженый. Спасались чаем из верблюжьих колючек, почему-то помогало. Дезинфекция своего рода, местные жители научили. Да и жажду утоляет не хуже воды.
Конечно, имелись неудобства и более мелкого характера — опаснейшие змеи, скорпионы, ядовитые пауки, гигантские тараканы и огромные комары. Хотя эстетическая радость — потрясающее цветение тюльпанов — хоть как-то скрашивала суровый быт. А вот расслабиться алкоголем не получалось — сухой закон был строжайшим. Даже запуск первого спутника Земли и первой межконтинентальной ракеты в 1957 году отметили только чаем. Видимо, опять же на верблюжьих колючках. Во всяком случае, по официальной версии.
24 октября не летают
Строили не только космодром «Байконур», но еще и город Байконур — без всяких кавычек. Он официально основан в 1955 году, то есть 70 лет назад. Город, как известно, начинается с первого заложенного камня. Естественно, ныне находится под юрисдикцией Казахстана, однако на период аренды Российской Федерацией (до 2050 года) является и городом федерального значения РФ, но не как субъект России. Население — около 76 тысяч человек. Кто там был, описывали, что очень красиво, много зелени и фонтанов, уютные дома, работают школы, институты, кинотеатры. А ведь была голая степь… Все как в нашей любимой песне «Учкудук — три колодца», хоть и про другой регион (Узбекистан), зато относительно соседний.
Впрочем, так можно сказать про всю советскую Среднюю Азию, но это отдельная, другая тема. К слову, именно город (не космодром) Байконур до 1995 года назывался Ленинск, в советское время являлся, конечно, закрытым. Сейчас — наоборот. Байконур через аэропорт Крайний принимает туристов со всего мира. И часто в тур входит просмотр запуска ракеты или даже космического корабля, если повезет. Ведь это потрясающее зрелище даже по телевизору, а уж живьем!.. Как говорят уже бывшие сотрудники космодрома, кто там побывал, навсегда заражается звездной болезнью. Непременно в хорошем смысле.
Конечно, в истории «Байконура» не обходилось без неудач и даже трагедий. Космос — вещь рискованная, даже для профессионалов. В 1960 году 24 октября при подготовке к пуску первой ракеты Р-16 (межконтинентально-баллистическая, стояла на вооружении СССР до 1977 года) произошел взрыв и сильнейший пожар, унесший жизни 74 человек, в том числе и маршала Митрофана Неделина, главкома Ракетных войск стратегического назначения. По воспоминаниям очевидцев, температура горения была столь высока, что от маршала Неделина остался только темный след на асфальте. Как говорится, и мокрого места не осталось. Были найдены только оплавившаяся Звезда Героя Советского Союза и наручные часы.
История с гибелью маршала Неделина и его коллег долгое время была строго засекречена, кажется, первый раз о ней написали в 1989 году в «Огоньке». По какому-то роковому стечению обстоятельств в тот же день, 24 октября, но три года спустя — в 1963 году — на космодроме «Байконур» в одной из боевых шахт ракеты Р-9 произошел пожар. Погибли восемь человек. С тех пор 24 октября стало днем, когда ракеты не стартуют. Это день памяти, когда несут цветы. А все памятники в городе Байконур, конечно, посвящены космосу.
Сейчас, как мы уже упомянули, Байконур и «Байконур» арендованы Россией до 2050 года, а что будет дальше, не скажет никто. На территории России позже были построены космодромы «Плесецк» (1957 год, Архангельская область) и «Восточный» (2011, Амурская область). Но «Байконур», конечно, особенный космодром для мировой истории космонавтики — именно там 12 апреля 1961 года прозвучало легендарное: «Поехали!»
Евгений КОЛЕСНИКОВ
https://zagadki-istorii.ru



