Люди львиного рода

Автор: Maks Янв 18, 2019

С древности на самом юге Индостана жил народ, называвший себя сингалами (синхала), что в переводе означает «львиная кровь». В те времена остров Шри-Ланка был полуостровом и соединялся с материковой Индией перешейком, то есть примерно так же, как у нас Крым. Но из-за сильнейшего землетрясения перешеек рассыпался на множество крошечных островков, получивших название Адамов Мост. За считанные часы жители полуострова стали островитянами.

Сингалы были не первыми жителями Шри-Ланки, «благословенной земли», как называли они эти места.

Народ принца Виджаи

В доисторическую эпоху, около 34 тысяч лет назад, здесь уже обитали пещерные люди, которых в научном мире называют людьми из Балангоды. Они принадлежали к австраловеддоидной расе, занимались охотой и собирательством, благо климат тут был хорошим. Древние индийские хроники упоминают племена яккхов, нагов и дэвов, которые поклонялись демонам, кобрам и богам, соответственно. По свидетельству тех же хроник Будда трижды посещал Шри-Ланку, или Тамбапанни, как эта земля называлась (переводится как «красно-коричневая»), чтобы увидеть царя нагов, который умел принимать обличье человека. Но господство людей из Балангоды было не навсегда. В период заселения Индостана племенами ариев, в 543 году до нашей эры сюда пришёл новый народ, который оттеснил туземцев с благоустроенной земли. Это были переселенцы из царства Синхапура, и привёл их в Шри-Ланку сын легендарного царя Синхабаху (что переводится как «львиные лапы») принц Виджая.

Бабушка Виджая, согрешившая с царём львов, родила сына Синхабаху и дочь Синхасивали, от которых и пошёл царский род народа синхала. Существует целых четыре легенды, которые излагают начало львиного рода. По одной из них, Синха (царь львов) после рождения детей держал свою жену в плену, пока его не прикончил подросший Синхабаху. Только тогда им удалось сбежать из неволи. Синхабаху основал новое царство Синхапура и был справедливым царём. Но его наследник Виджая оказался негодным правителем. Начался бунт, и Виджае пришлось бежать вместе с 700 своими сторонниками. Так принц оказался на Шри-Ланке, для завоевания которой применил военную хитрость — женился на дочери вождя яккхов и с её помощью подчинил себе её народ. Но для удержания власти ему потребовался новый брак. Он взял в жены тамильскую принцессу, а жену отослал вместе с детьми к её народу, где и её, и детей тут же убили за предательство. От жены-тамилки детей у Виджаи не было. Так что после его смерти трон унаследовал сын его брата-близнеца Пандавусудева. Это наиболее правдоподобная версия легенды.

Но местные жители предпочитали наименее правдоподобную, именно она проиллюстрирована на наскальных рисунках в Аджанте. По ней принц Виджая отправился на Тамбапанни в город Сирисаваттху в поисках драгоценных камней. Но во время странствия его корабль потерпел крушение. И на помощь путешественникам пришли женщины-яккхини, которых называют вдовами торговцев. Принц влюбился в одну из них и женился. Но однажды он узнал, что женщины промышляют разбоем и любят убивать тех, кто попал к ним в плен. Принц оповестил своих товарищей об обмане, и ему с половиной странников удалось сбежать на волшебном летающем коне к себе на родину. Но жена последовала за ним и втерлась в доверие к его отцу. Усыпив его бдительность, она сожрала его вместе со всей семьёй. Но принц остался жив. После расправы женщина вернулась домой и убила оставшихся в живых путешественников. Узнав о новой бойне, принц собрал войско и пошёл мстить. Он разбил яккхов и основал там своё королевство. Принца в этой версии легенды звали Синхала, а его отца-льва — Симха.

Разумеется, легенда родилась ещё в древности, чтобы объяснить происхождение царской династии сингалов.

Реальная история

СингалыРанняя история сингалов записана в двух документах — «Махавамсе» и «Кулавамсе», и она охватывает 1500 лет.

В библейские времена сингалы уже строили города и торговали с западными для них странами, в том числе — с Египтом. Самое раннее поселение городского типа на острове датируется 1000-800 годами до нашей эры. Но постройки в Анурадхапуре и Алигале недалеко от Сигирийской скалы возведены сингалами. Они же придумали замысловатую и передовую по тем временам систему орошения рисовых полей. В раннюю эпоху сингалы, тамильцы и ведды жили обособленно, не желая смешиваться друг с другом. Этому способствовали и введённая на острове кастовая система, и то, что одновременно существовали этнически разные государства. Но понемногу строгие этнические приоритеты стали сдавать позиции.

В VIII-III веках до нашей эры на культуру островитян оказало огромное влияние соседство с Индией. Анурадхапура стала столицей царства в 377 году до нашей эры при правителе Пандукабхайе. И этот царь, и последующие известны тем, что вели постоянные войны с Южной Индией, надеясь отвоевать утраченные земли. В III веке до нашей эры во главе царства встал Деванампсия Тисса, который дружил с царём Ашокой и позволил в своём государстве ввести буддизм. Так в религиозном плане Шри-Ланка получила тесную связь с материком. Из Анурадхапуры культурный центр острова переместился в Раджарату. Гаджабакуха Гамани, сингальский царь II века из Раджараты, прославился тем, что делал огромные религиозные пожертвования — он построил два монастыря и огромную ступу. В X веке царство было захвачено завоевателями из Чолы.

И на первый план вышло другое островное царство — со столицей в Полоннаруве.

При царе Паракрамабаху I (XII век) остров славился как крупнейший производитель риса. Но на остров вторгся Калинга Макха, или Тигр Макха, правитель царства Джафны. В 1215 году он захватил трон в Полоннаруве. Сингалы в ужасе бежали на юг и запад, в горы. Там они возводили неприступные крепости и города. Царю Дамбадении Виджабаху в конце концов удалось разбить захватчиков и вернуть религиозные святыни. Однако государственного единства на острове не было, одновременно там существовали царства Ситавака, Котте, Вампола, Джафна, Гампола. Только в XV веке правителю Паракрамабаху VI удалось восстановить единство страны.

А с XVI века на Шри-Ланку в поисках сказочных богатств пришли сначала португальцы, а потом голландцы. Остров стал называться Цейлоном. Колониальная история Шри-Ланки длилась до 1948 года. 4 февраля остров получил статус доминиона. В 1956 году сингальский язык признали государственным языком.

Этнические распри

Сингалы добились того, за что боролись, — независимости страны и признания их ведущей нацией. Но тамильцы и ведды посчитали своё положение унизительным. Первые крупные беспорядки вспыхнули в 1958 году, а в 1971 году началось восстание, возглавляемое местными коммунистами. Потребовалось три недели с применением оружия, чтобы усмирить общественное недовольство. В стране на 6 лет ввели военное положение. Но 22 мая 1972 года к власти пришло социалистическое правительство. Первым делом оно сменило название страны. Остров Цейлон стал называться Шри-Ланка. Статус государственного языка для сингальского не отменили, но тамильский нарекли «национальным языком Шри-Ланки». К тому же отменили привилегии для сингалов при поступлении в высшие учебные заведения и на государственную службу.

Периодически этнические конфликты вспыхивали, из-за действий вооружённых отрядов партизан — «тамильских тигров». Правда, за века существования бок о бок этническая принадлежность стала фикцией — достаточно посмотреть на лица современных сингалов, — но в общественном сознании всё равно существуют «сингалы», «ведды» и «тамилы». И стоит кому-то из них нарушить хрупкое равновесие, как начинаются беспорядки, которые правительство подавляет с редкостной жестокостью. Так, за убийство 13 солдат-сингалов было уничтожено около 18 тысяч домов тамилов и убито около 3 тысяч человек.

В целом же быт и культура сингалов и тамильцев мало чем отличаются. И те и другие ведут сходный образ жизни, разводят скот, ловят рыбу, выращивают рис и чай, добывают полудрагоценные и поделочные камни, живут в крытых соломой или пальмовыми листьями домах, сидят на циновках, носят саронги — у мужчин с курткой, у женщин с блузкой, — едят пищу с острыми приправами, любят народные танцы и народные песни. Только одни поют по-сингальски, другие по-тамильски, а третьи на древнем веддийском языке.

Николай КОТОМКИН



,   Рубрика: Исчезнувшие цивилизации

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:61. Время генерации:0,147 сек. Потребление памяти:8.35 mb