Люди земли

Автор: Maks Май 15, 2022

Нанайцы — коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий вдоль берегов Амура и его притоков — Сунгари и Уссури. В России насчитывается около 12 тысяч нанайцев, еще пять тысяч проживают в Китае.

ЖИЗНЬ НА ЛЕЖАНКЕ

По Пекинскому договору 1860 года граница между Россией и Китаем прошла по рекам Амуру и Уссури. Тем самым единый народ — нанайцы — оказался разделенным на две части. Тех, кто остался на левом берегу Амура, русские называли гольдами, а тех, кто оказался на правом берегу, китайцы звали хэджэ.

Слово «нанай» состоит из двух частей — «на» («земля») и «най» («человек»). То есть «нанай» — это «человек земли».

Нанайцы — речной народ. Поэтому естественно, что основным их занятием было рыболовство. Они считались лучшими рыболовами среди всех приамурских народов. Ставили сети, рыбачили на берестяных, дощатых и долбленых лодках.

Кроме того, жизнь в тайге располагала к охоте. Добывали мясо и меха. Делали ямы-ловушки, использовали самострелы. При охоте на медведя применяли петли из толстой шкуры лося и копье-гиду.

Ружьями нанайцы стали пользоваться только в первой половине XX века. Охотниками были все мужчины и даже некоторые женщины. Мальчики с 6-7 лет ходили на охоту с отцами и старшими братьями, постигая секреты промыслового мастерства.

Нанайцы держали ездовых собак, передвигались на лыжах и санях-нартах. Было развито кузнечное ремесло. Мужчины занимались обработкой кости, металла и дерева, женщины вышивали, шили одежду и обувь, плели циновки и корзины.

Нанайцы старались строить свои жилища на берегах рек и озер. Существовали два типа поселений: сезонные и постоянные. Последние назывались по-разному, в зависимости от размера: ихон (несколько десятков человек), гасян (несколько сотен), бируэн (несколько тысяч), хотон (города и укрепленные селения).

Самый древний вид жилища — землянка (серома) и полуземлянка (хурбу). Землянки строили на откосе берега и обрывах террас.

Наземные жилища нанайцы называют общим термином — де. Самое распространенное из них — хагдун. Стены для этого дома строили из жердей, камышовых плетеных фашин и тальника. Их обмазывали смесью из глины с шерстью или травой.

Основная конструкция внутри дома — накан, своеобразная печь-лежанка. Именно там и жили люди — работали, ели, спали.

Возле дома возводились хозяйственные постройки: амбары, сушила и вешала, навесы. К промысловым постройкам относились шалаши различных видов. На территории охотничьих угодий сооружалось срубное зимовье.

К ритуальным постройкам относятся итоан (культовое сооружение для проведения обряда каса — отправления душ умерших в загробный мир) и погребальный домик — кэрэн.

В настоящее время нанайцы живут в деревянных и кирпичных домах, а также в квартирах. На их усадьбах имеются летние кухни, сараи для содержания домашних животных, гаражи и бани.

ШТАНЫ С НАГРУДНИКОМ

Обувь и одежду нанайцы делали из волокон крапивы и конопли, рыбьей кожи, шкур животных. Для нарядной одежды использовали шелк и парчу.

Традиционная нанайская одежда состоит из штанов, халата кимонообразной формы с запахом на правую сторону, невысокой обуви и наговиц (своего рода чулки). Зимой надевали халат с ватной подкладкой. Мужской халат шили выше колен, чтобы не мешал при ходьбе. В летнее время вместо халата надевали короткую безрукавку — кандял.

Мужской головной убор — берестяная шляпа конической формы из пропаренного куска бересты, которая крепилась на голове с помощью двух тесемок. Зимой носили меховую шапку — элдумэпсэ.

Пошитая из рыбьей кожи обувь очень теплая и называется «согбома ота». Обувь из обработанных шкур животных носит название «нантама ота».

Женский халат был длиннее мужского. Штаны для незамужних нанаек выкраивались с нагрудником, закрывающим грудь, который стягивался на поясе шнурком. Штаны для замужних тоже были с нагрудником, но он закрывал только нижнюю часть груди, чтобы женщине было удобно кормить грудных детей.

Праздничная одежда отличалась от повседневной, прежде всего отделкой и украшениями. Обязательный элемент праздничного наряда мужчины — пояс (омол) шириной 10-15 сантиметров и длиной до 4 метров. Им оборачивали талию два или три раза, а концы с орнаментом оставляли свободно свисать.

Нанайцы являются ихтиофагами, то есть употребляют в пишу главным образом рыбные продукты. Рыбу сушат, вялят, жарят, варят, замораживают и едят в сыром виде. Самое любимое блюдо — тала, которая приготовляется из свежей рыбы частиковых и осетровых пород. Блюдо, приготовленное из мелко нарезанной свежемороженой рыбы, называется «пиарма».

Кухня нанайцев довольно специфичная, но сытная. Для приготовления блюд используется также мясо, крупы, бобовые и картофель, который начали выращивать в конце XIX века. Из ягод употребляют голубику, клюкву и бруснику, делают из них напитки и добавляют в салаты.

Из дрожжевого теста пекут лепешки. Кроме того, нанайцы готовят холодец, мясные супы, заправленные травами, свежие салаты из диких растений. Раньше они выменивали у русских муку и крупу в обмен на пушнину.

ДУША В КУКОЛКЕ

НанайцыВо второй половине XIX века нанайцы были обращены в православие, но продолжали сохранять традиционное верование — шаманизм. Они одухотворяли и одушевляли силы природы. Нанайцы верили, что в тайге, на небе, на земле и в воде живут духи, влияющие на судьбы и жизни людей. Изготавливались фигурки духов, которые играли важную роль в религиозных обрядах.

Мир нанайцев делился на три сферы: верхняя — небесный, средняя — земной, нижняя — подземный.

Связующим звеном между духами и людьми был шаман. Он лечил больных, предсказывал будущее и доставлял умерших в мир мертвых. Выделялись три категории шаманов: сиуринку саман занимался врачеванием; нигмантэй саман лечил и проводил обряды при первых поминках; касса саман доставлял души умерших в загробный мир.

Первыми двумя категориями шаманов могли быть женщины и мужчины. Шаманом третьей категории мог быть только мужчина.

Нанайцы пользовались различными амулетами, чтобы уберечь себя от злых духов. Беременные женщины и новорожденные в обязательном порядке носили специальные обереги. Существовал культ огня. Каждый день в доме «кормили» огонь очага, а в тайге — огонь костра. В каждом жилище была фигурка духа диулин — покровителя дома и семейства. Нанайцы верили, что он оберегал здоровье всей семьи и помогал при охоте на пушного зверя.

Поминки по умершему проводили дважды: сразу после смерти и на седьмой день. Считалось, что в эти дни душа умершего обходит все места, где он бывал при жизни. Хоронили усопшего на второй или третий день после смерти. Дальние родственники и соседи клали в гроб нож, топор, котелок, блюдце и тарелку, а умершим женщинам, кроме этого, полагались ножницы.

Нанайцы считали, что душа усопшего в течение года после смерти находится в маленькой куколке из дерева, которая называется «пане». Каждый день эту куколку кормили, а через год шаман отправлял душу в загробный мир.

ВОЗРАСТ НЕ ПОМЕХА

Своеобразны также свадебные обряды и традиции нанайцев. Например, девочку могли в малолетнем возрасте забрать в семью будущего мужа и растить там, чтобы она привыкала к образу жизни своей новой семьи.

Жених должен был отдать отцу невесты большой выкуп в виде денег или дорогих тканей и драгоценных металлов. Разница в возрасте между будущими супругами не имела никакого значения, нередко она могла достигать 25 лет, причем старше иногда был не жених, а невеста.

Свадьба состояла из договора, сватанья, выкупа, получения приданого, праздничного застолья и переезда жены в дом мужа. Между договором и сватаньем мог пройти год и больше. Согласие на свадьбу давала мать невесты, но обычно это делалось не сразу.

Во время свадьбы приносились жертвы божествам. Проводились свадебные обряды, чтобы принести в дом молодых достаток и благополучие. Например, невеста должна была два раза ступить ногой в котел: первый раз — у себя дома, второй — в доме мужа.

После свадьбы невеста не могла сразу уйти жить в дом мужа. Еще три дня или даже год она жила с родителями и только потом уходила в новый дом, уже навсегда.

У представителей нанайской знати могло быть много жен. Рождение ребенка считалось большим праздником. А если женщина рожала двойню, это было еще более радостным событием. С древних времен у нанайцев существует культ «адау» в честь близнецов. Их считают священными людьми и верят, что один из них обладает властью над животными, а второй является покровителем духов воды.

Николай МЕДВЕДЕВ

  Рубрика: Праздники, нравы и традиции 108 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:49. Время генерации:0,211 сек. Потребление памяти:9.35 mb