Молния и самолёт

Автор: Maks Апр 5, 2021

Авиакатастрофа «Боинга-707», случившаяся 8 декабря 1963 года в штате Мэриленд, в истории авиационных катастроф заняла заметное место. И не только потому, что страшная трагедия у восточной границы городка Элктон унесла множество жизней, — ее причиной стала небесная стихия…

В тот зимний воскресный день авиалайнер «Боинг-707» выполнял пассажирский рейс из Сан-Хуана (Пуэрто-Рико) в Филадельфию (штат Пенсильвания). На борту находились 73 пассажира и 8 членов экипажа.

С промежуточной посадкой

«Боинг 707-121» был выпущен в мае 1958 года, его владельцем являлась американская авиакомпании Pan American. Это была довольно мощная машина: четыре турбореактивных двигателя развивали силу тяги в 13,5 тысячи фунтов каждый. Ко дню катастрофы самолет налетал уже 14 609 часов, и все члены экипажа, включая бортпроводников, имели необходимую квалификацию и большой опыт в гражданской авиации.

Утром воскресного дня лайнер сначала выполнял рейс из Филадельфии в Сан-Хуан с промежуточной посадкой в Балтиморе (штат Мэриленд). Весь полет прошел благополучно, без отклонений. Вскоре лайнер приземлился в Сан-Хуане, и его начали готовить к выполнению обратного рейса. В 16:10 самолет вылетел из Сан-Хуана. В 19:35 благополучно приземлился в Балтиморе — это была промежуточная посадка. Механики аэропорта провели визуальный осмотр авиалайнера, который показал, что никаких отклонений в работе двигателей и других систем нет.

Судно дозаправили, в баки залили 27,4 тысячи фунтов керосина. Командир экипажа Джордж Кнут получил подробную информацию от представителей авиакомпании о погоде. Холодный фронт уже прошел Балтимор и, по их оценке, должен был достичь Филадельфии приблизительно в 20:25.

В 20:24 «Боинг-707» вылетел из Балтимора и отправился в свой последний в жизни рейс. Полет лайнера контролировали радиолокационные службы. Согласно плану, воздушное судно вначале проходило пункт Порт-Герман, занимало воздушный коридор на высоте 4000 футов, а через некоторое время должно было получить разрешение от диспетчерской службы на следование до Филадельфии.

Самолёт и молнияДиспетчер пункта в Нью-Касле дал разрешение на занятие коридора. Никаких нарушений летной инструкции со стороны экипажа в работе наземных служб не наблюдалось. В 20:42 лайнер перешел на высоту 1,5 километра, и диспетчер в Нью-Касле дал команду экипажу перейти на связь с Филадельфией.

В 20:50 экипаж доложил о готовности зайти на посадку, но с земли попросили подождать. Как позднее рассказывали очевидцы, в это время в регионе началась гроза, подул сильный, холодный ветер, пошел небольшой дождь.

«Мы падаем…»

Но уже через восемь минут прозвучало тревожное радиосообщение: «Мэйдэй, мэйдэй, мэйдэй, Клиппер-214 потерял управление. Мы падаем». А через 20 секунд с другого самолета поступило сообщение: «Клиппер-214 падает, объятый пламенем».

Эту информацию передал на землю пилот другого рейса, который находился на том же маршруте, что и рейс РА-214, но на 1000 футов выше. Горящий «Боинг-707» упал в двух милях к востоку от городка Элктон. Самолет полностью разрушился и сгорел. Все 8 членов экипажа и 73 пассажира погибли.

На следующий день к работе приступила комиссия по расследованию причин страшной трагедии. К экипажу самолета никаких претензий предъявить не смогли: он был квалифицирован, получил необходимую подготовку, все пилоты регулярно совершенствовали свое мастерство. Все указания с земли были правильными, экипаж их выполнил. В конструкции самолета тоже не нашли ни одного элемента, который мог бы стать причиной трагедии.

Согласно данным бортовых самописцев, с момента взлета в Балтиморе и до крушения в воздухе прошло 32 минуты и 15 секунд. Обследование обломков показало, что взорвались левый резервный, центральный и правый резервный топливные баки.

Согласно заключению комиссии Совета по гражданской авиации, главной причиной катастрофы стал удар молнии. В результате произошел взрыв топливного бака с разрушением конструкции левой внешней части крыла. Фактором взрыва послужило и необдуманное слияние двух разных сортов керосина — пары полученной смеси стали более взрывоопасными.

В начале 1960-х годов молнии представляли смертельную опасность даже для больших самолетов. Комиссия приняла решение о необходимости проведения дополнительных исследований по изучению природы молний и дополнительного изучения свойств паров авиационных керосинов в условиях реального полета.

А катастрофу в Элктоне занесли в Книгу рекордов Гиннесса как эпизод с наибольшим числом погибших от удара молнии.

Виктор ВОЛЫНСКИЙ

, ,   Рубрика: Катастрофы и катаклизмы 166 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:31. Время генерации:0,749 сек. Потребление памяти:10.3 mb