Обесславленный триумф

Автор: Maks Сен 23, 2020

В результате трех разделов Речи Посполитой в 1772, 1793 и 1795 годах в состав Российской империи, помимо обширных территорий, вошло значительное число новых подданных католического вероисповедания. Императрица Екатерина II, а затем и другие российские монархи принимали меры по контролю за «конкурентами по Христу».

14 декабря 1772 года Екатерина издала указ, согласно которому ни одно распоряжение Святого престола не имело силы на территории империи без соответствующего согласия российских властей. Столь незавидное положение последователей Вселенской церкви не могло остаться незамеченным в Римской курии, которая тут же начала выработку мер по нормализации отношений с Россией.

От мира к конфронтации

Всю первую половину XIX века диалог с Петербургом давался Святому престолу очень нелегко. Еще не обладая территориями с огромным количеством католического населения, дуумвират российских властей и православной церкви (в лице Синода) имел определенную свободу в плане притеснения католиков как латинского, так и восточного обрядов. С обретением же бывших польских и литовских земель ситуация усложнилась.

Будучи фактически чужаками на присоединенном востоке Речи Посполитой, российские самодержцы все же стали предпринимать некоторые действия для смягчения давления. Так, несмотря на роспуск в 1773 году ордена иезуитов, он продолжал свою деятельность в Российской империи — как раз на польско-литовских территориях, с целью укрепления доверия местного населения к Петербургу. Были созданы Могилевская митрополия и Римско-католическая духовная коллегия, призванная стать аналогом Синода, дабы Святой престол не имел сильного влияния на российских католиков.

Раздел Речи ПосполитойВ 1817-1818 годах папа Пий VII издал две буллы — «Об учреждении Варшавской митрополии» и «О разграничении епархий». В научной среде эти два документа известны как «Конкордат 1818 года», хотя по факту единого текста соглашения между Российской империей и Святым престолом того периода не существует. Папские буллы утверждали церковно-административное деление территории Царства Польского, в состав которого с учетом Варшавской митрополии входили еще семь епархий: Краковская, Люблинская, Плоцкая, Калишская, Сандомирская, Яновская и Сейненская. Обратим внимание, что оба документа касались лишь Царства Польского, не затрагивая остальную часть Российской империи — во избежание обвинений в прозелитизме и ухудшении положения российских католиков. Римская курия благоразумно решила ограничиться своей «канонической» территорией и даже согласилась на ликвидацию нескольких убыточных монастырей в ряде земель современной Беларуси. За папой римским закреплялось право свободного назначения епископов. При Варшавском университете учредили богословский факультет, где готовились местные духовные кадры. Для посланий понтифика (бреве) отменялась цензура, а польское духовенство получило право свободного контакта с папой.

Ситуацию ухудшило Польское восстание 1830 года, вследствие которого правительство возобновило репрессивные меры в отношении католической церкви в западных регионах империи — так, грекокатолические приходы были либо ликвидированы, либо насильно переведены в православие. Действие «Конкордата 1818 года» было фактически остановлено — Царство Польское лишилось духовной автономии. В ответ в 1832 году папа Григорий XVI начал настоящую дипломатическую войну с Петербургом, регулярно обвиняя российское правительство в ущемлении прав католиков и публично поддерживая опальных священников, отказавшихся повиноваться распоряжениям императора Николая I. Кроме того, папа отказывался утверждать кандидатуры епископов, назначенных с подачи правительства, в результате чего католическая церковь в Российской империи оказалась «обезглавленной».

В такой атмосфере новому папе Пию IX предстояло наладить отношения с Петербургом и распутать ворох проблем, оставленных его предшественником.

Своевременная ннициатива

Термин «конкордат» означает особое соглашение Святого престола с любым иностранным государством, которое регулирует положение на его территории католической церкви. Примечательным здесь является то, что конкордаты заключаются исключительно с теми странами, где католики составляют большинство или же весьма значительную часть населения. Все прочие договоренности имеют статус обычных конвенций.

Известно, что в Российской империи количество католиков по сравнению с остальным населением никогда не превышало пары процентов. Тем не менее характер соглашения, о котором пойдет речь ниже, позволяет утверждать, что оно является именно конкордатом — хотя российские власти всегда избегали данного термина, обходясь другими, нейтральными формулировками.

Итак, с санкции Пия IX в 1846 году переговоры с Петербургом начал кардинал Луиджи Ламбрускини. Их основной задачей было возобновление действия «Конкордата 1818 года» или заключение нового соглашения, которое отвечало бы современной обстановке и не ограничивалось бы одними лишь «католическими» территориями Российской империи. Задача казалось непосильной, если бы не одно обстоятельство — польские мятежи. Парадоксальным образом восстания помогали правительству осознавать, что ухудшение отношений со Святым престолом никак не поможет переломить ситуацию в данном направлении — отрыв Царства Польского от Римской курии в духовном плане будет лишь подогревать ярость поляков, и непонятно, чем закончится новое восстание. Теперь речь шла не о каких-то незначительных общинах, а о весьма большом количестве населения, которое по одному лишь приказу своего духовного отца могло начать новую волну неповиновения, что не самым лучшим образом сказалось бы на внутриполитической стабильности и даже на территориальной целостности империи.

Поэтому инициативу кардинала Ламбрускини в Петербурге восприняли как спасательный круг — и ухватились за него с невиданным ранее энтузиазмом и отзывчивостью. Об этом говорит и быстрота принятия решения: на вопрос о положении католической церкви в Российской империи, который на протяжении многих десятилетий были неспособны решить предыдущие российские монархи, в этот раз понадобилось менее года.

Положения конкордата

22 июля 1847 года текст нового соглашения был окончательно утвержден в Риме. От Российской империи его подписал дипломат Дмитрий Блудов, который до этого занимался формированием положительного облика России за рубежом во времена наполеоновских войн.

Читая текст конкордата, невольно начинаешь сомневаться, что он заключен с одной из самых непримиримых православных держав планеты. Чего стоит одно лишь положение, согласно которому папа римский объявляется главой всех российских католиков и наделяется полномочиями по «определению и пределов» католических епархий на всех территории Российской империи — ранее этим могли заниматься лишь русские монархи. Восстанавливалась древняя Херсонская кафедра, объединявшая южные регионы империи, а ее управляющему епископу выделялись два викарных епископа, а также назначалось специальное государственное пособие размером почти в 5 тысяч рублей. Помимо этого, российское правительство взяло на себя обязательство по открытию и финансовому содержанию новых католических семинарий — от властей католическая церковь теперь получала ежегодно более 100 тысяч рублей. Кроме того, жалование получали и рядовые священники, которые не могли прокормиться от своих приходов. Управление церковью отныне находилось в исключительном ведении Могилевского архиепископа, чья резиденция была перенесена в Санкт-Петербург.

Увы, действие конкордата продлилось недолго. Главной ошибкой — намеренной или нет — стало то, что до ноября 1848 года содержание договоренностей со Святым престолом не сообщалось даже Сенату, что породило в обществе массу спекуляций о «сдаче России Ватикану», активно поддерживаемых православным духовенством. Почти 20-летние интриги вокруг сути конкордата порождали взаимное недоверие сторон, что привело к открытой поддержке Святым престолом нового польского восстания 1863-1864 годов.

25 ноября 1866 года император Александр II своим указом отменил действие конкордата, который можно смело назвать самым крупным дипломатическим прорывом в отношениях между Россией и Святым престолом.

Станислав ОСТРОВСКИЙ

Загадки истории » Религии мира » Обесславленный триумф

, , , , ,   Рубрика: Религии мира

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:45. Время генерации:0,120 сек. Потребление памяти:8.2 mb