Под покровом Ицамны

Автор: Maks Дек 18, 2019

Когда в XVI веке испанцы завоевали полуостров Юкатан — область майя, те, хоть и переживали кризис, являлись развитым, цивилизованным народом. У них было четкое деление общества на простолюдинов и знать, продуманная система управления и оригинальные религиозные воззрения…

Верховный жрец майя назывался Ах Кин или Ах Кин Май. Им становился либо сын верховного жреца, либо один из родственников правителя. Ах Кин жил на подношения от верующих и дары царя. Он являлся хранителем знаний и советником владыки, занимался «кадровыми вопросами» — назначением в селения жрецов. А вот «дел, связанных с жертвоприношением» Ах Кин касался только в самых важных случаях.

Жрецы и провидцы

Жрецы «жили своими службами и жертвами», то есть содержались на подношения верующих. На церемониях им помогали ассистенты-чаки, избираемые из почитаемых людей селения.

Помимо храмовых жрецов, существовали прорицатели-чиланы. Если первые предсказывали «по науке», при помощи астрологических таблиц и сложных вычислений, то вторые напрямую общались с божеством, впадая в транс. Пророчества некоторых были записаны в знаменитых сборниках «Чилам-Балам».

Чиланы были людьми уважаемыми — верующие в буквальном смысле слова носили на руках своих оракулов. К наконам, приносившим человеческие жертвы, относились, будто к палачам: вроде и нужный человек, но презираемый.

Майя приносили людей в жертву различными способами. Чаще всего, как ацтеки, они вспарывали обреченным грудь и вырывали сердце. Иногда медленно расстреливали из лука, отрубали голову. Наиболее драматичными и зрелищными были жертвоприношения в священном сеноте Чичен-Ицы: по легенде, красивых девушек — невест бога дождя — бросали в воду.

Однако майя были не такими кровожадными, как их соседи ацтеки. Даже фанатик-миссионер Ланда, который сжег священные книги майя, признавал — они приносили человеческие жертвы лишь тогда, «когда считали своих богов разгневанными».

Кровь, в особенности — кровь владык, считалась священной, магической жидкостью. При помощи пролитой крови осуществлялся контакт с божеством. Но убивать для этого было совсем не обязательно.

Майя, в особенности жречество и знать, практиковали ритуальные самоистязания: резали и прокалывали уши, язык, щеки, губы — даже половые органы! Правитель был обязан истязать себя перед каждым важным предприятием, будь то война или сев. Но жрецы издевались над собой гораздо чаще.

Ценилась и кровь животных. Но порой щадили даже их, заменяя фигурками.

Большинство ритуалов простых майя были бескровными, даже веселыми. Богам дарили предметы обихода, пищу, алкогольные напитки, окуривали их статуи копалом — душистой смолой, посвящали им песни и танцы. В особых случаях шли на добровольное самоограничение: ели пищу без соли и перца, воздерживались от сексуальных отношений.

По представлениям майя, земля была плоской и четырехугольной. По углам росли мировые деревья. Цвет каждого ассоциировался со стороной света: красный — с востоком, желтый — с югом, черный — с западом и белый — с севером. В центре росло главное мировое дерево Яшче зеленого цвета, на верхушке которого сидела священная птица. На ветвях боковых деревьев располагались боги дождя чаки с кувшинами, из которых на землю проливался дождь. Кувшин по-майяски «бакаб», поэтому, по другой версии, бакабы — боги, поддерживающие небесный свод.

С чаками и бакабами были связаны павахтуны — боги ветра. Все имели разные цвета, в зависимости от стороны света.

Небеса разделялись на 13 ярусов, подземный мир — на 9 преисподних. Соответственно, существовали 13 небесных богов и 9 владык ночи. По одной из легенд, однажды боги подземного мира победили небесных богов, что вызвало мировую катастрофу.

Земледельцев мало волновали их разборки. А вот богов-чаков они почитали — ведь от дождя зависит урожай. Также почитали бога солнца, бога кукурузы… И простолюдины, и жрецы, и знать трепетали перед богом смерти.

Божества помогали и людям различных профессий. Свой покровитель был у торговцев, пчеловодов, воинов… даже у комедиантов и певцов!

Существовал у майя и верховный бог.

Ицамна, вездесущий и многоликий

ИцамнаХотя майя имели представление о Хунаб-Ку — невидимой, неосязаемой творящей сущности, — верховным богом считался Ицамна. По некоторым сведениям, он являлся сыном Хунаб-Ку и праотцом всех остальных богов.

Женой Ицамны считают Иш-Чель — богиню луны, покровительницу плодородия, врачевания и ткачества, по некоторым текстам — ее дочь или другую богиню. Сам Ицамна являлся богом неба. Он олицетворял небеса в их безграничности и вечности, дневной и ночной ипостаси и, как бог небесных сил, влиял на урожай.

Кроме того, Ицамну почитали как цивилизатора, создателя майяской государственности, изобретателя письменности и наук. Известный мексиканский майянист Альберто Рус называл его «богом элиты», и, действительно, он был покровителем жречества.

Обращались к нему и простолюдины — чтобы предотвратить засуху, попросить здоровья. Считалось, что Ицамна может многое. Он отождествлялся с богом солнца, подателем урожая, другими сверхъестественными силами — как благоприятными, так и враждебными.

Диего де Ланда описывает несколько посвященных Ицамне ритуалов.

В марте его чествовали как бога плодородия, вместе с богами-чаками и богом кукурузы. Накануне праздника во дворе храма приносили в жертву «животных полей», бросая их сердца в огонь. Тушили его водой из кувшинов. Пар символизировал дождевые тучи — предвестников урожая.

На следующий день обмазывали первую ступеньку храма тиной из колодца, окрашивали в голубой цвет остальные, воскуривали копал, призывая Ицамну и чаков, и подносили божествам дары. Потом начиналось веселье и праздничный пир.

В августе Ицамна выступал как покровитель жречества, наук и предсказаний. Жрецы справляли праздник под названием Покам. Проходил он не в храме, а в доме правителя. Жрецы раскладывали на полу, на свежих листьях, свои книги. После этого призывали Ицамну, воскуривали ему копал и обмазывали кодексы особой жидкостью. Самый ученый жрец открывал книгу предсказаний и читал пророчества на год. Завершался праздник ритуальным танцем.

На следующий день чествовали супругу Ицамны Иш-Чель — как покровительницу врачевания. Лекари окропляли предметы, связанные с их ремеслом, особой жидкостью, призывали своих покровителей, среди которых был также Ицамна, а потом пускались в пляс.

Велика была роль Ицамны и в новогодних церемониях. Их цикл повторялся каждые четыре года, так как существовало четыре бога-«годоносца». Хотя Ланда и не называет в их числе Ицамну, во время одного из празднеств цикла его статую помещали в храм и приносили ей человеческую жертву. Через год статую Ицамны снова чествовал и сначала помещали в дом распорядителя празднества, а через несколько дней относили в храм.

Что говорит «Дрезденский кодекс»

В «Дрезденском кодексе» — чудом сохранившемся манускрипте раннего постклассического периода — можно найти упоминание о том, что Ицамна являлся одним из «владык года». Новогодний обряд сходен с тем, что описывал Ланда.

Все это доказывает — в постклассический период (X-XVI века) Ицамна был необычайно популярен. Но существовал ли его культ до этого?

Каноническое изображение Ицамны — старик с ястребиным, «римским» носом. Но его имя переводится как «дом ящерицы». По мнению некоторых, у Ицамны была и другая ипостась — старый косоглазый человек с телом ящерицы. Кое-кто считает, что он мог изображаться в виде каймана, ящера, змеи (порой — двуглавых) или же божества-птицы.

О мифологии «классических» майя известно немного. Кодексы не сохранились, а тексты на постройках, стелах и сосудах дают отрывочную информацию. Поэтому не так легко определить, который из древних богов — действительно Ицамна, а какой только кажется им. Старый бог в жреческой одежде изображается довольно часто. Его дела совпадают с «работой» Ицамны, известной по кодексам и раннеколониальным текстам. Различают на изображениях и его зооморфные ипостаси.

Более того! Существует мнение, что Ицамна — очень древний бог. Его культ возник не только в домайяскую, но даже в… доольмекскую эпоху, у примитивных племен. Тогда его представляли кайманом, владыкой съедобных улиток. Потом Ицамна превратился в дракона, рептилию-птице-ягуара, а позднее — в старика-жреца, творца мира и покровителя знаний. А после испанского завоевания майя отождествили Ицамну… с Богом-Отцом христиан!

Татьяна ПЛИХНЕВИЧ



, ,   Рубрика: Религии мира

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:58. Время генерации:0,580 сек. Потребление памяти:10.48 mb