Подземный город фюрера

Автор: Maks Апр 21, 2020

К концу 1943 года стало очевидно, что Вторую мировую войну Германия проиграла: СССР и союзники крепко держали инициативу в своих руках. Но Гитлер не желал мириться с неизбежным исходом. В ответ на массированные бомбардировки немецких городов фюрер приказал перевести военную промышленность страны в колоссальные горные бункеры. А заодно распорядился построить надежное убежище и для самого себя. Так был дан старт проекту «Великан» (Riese) — сооружению огромного подземного города, крупнейшего строительного объекта Третьего рейха.

Проект «Великан»

Сегодня местонахождение подземного города ни для кого уже не секрет: он скрывается в недрах Совиных гор в Нижней Силезии, в 80 километрах от польского города Вроцлав. По замыслу Гитлера, объект «Великан» должен был заменить его ставку «Волчье логово», предназначенную для наблюдения за операциями на Востоке. Отправной точкой строительства был выбран самый большой замок Силезии — Ксёнж, конфискованный нацистами в 1944 году. Почти сразу же там начались подземные работы. Еще живы люди, заставшие этот момент. 81-летняя Дорота Стемповская, будучи ребенком, в ту пору жила в замке. Ее семья служила у прежних хозяев Ксёнжа. Она помнит приезд инженеров и взрывы, которые вскоре стали доноситься из-под земли. Уже тогда среди местных жителей поползли слухи, что под замком строят жилье для Гитлера.

Однако вскоре стало ясно, что это не просто уютное гнездышко. В скальной породе под замком было вырублено 2 километра тоннелей и сооружена шахта для лифта глубиной 50 метров. Штаб-квартирой и жильем для Гитлера должны были стать сам замок и его подземелья, а то, что находилось глубже под землей, предназначалось для защиты вермахта.

В комплексе Riese нацисты планировали разместить оружейные заводы для производства вожделенного «оружия возмездия», на худой конец — ангары для сборки самолетов. Ведь неслучайно нацисты переместили несколько крупных предприятий, например таких, как машиностроительный завод Krupp, в эти места. Даже сегодня в Совиных горах можно найти заброшенные казармы, строительные склады, начатые тоннели. Правда, большинство из них засыпаны строительным мусором или вовсе зацементированы.

Высокая цена

Никто не знает, удалось ли нацистам закончить строительство объекта и насколько они сумели реализовать свои планы. Твердая горная порода существенно замедляла работы, но зато она прекрасно защищала сооружение от бомбардировок.

Первый этап работ был самым тяжелым. Нацисты использовали в качестве рабочей силы узников концлагерей, в основном из Освенцима: поляков, итальянцев и русских. По примерным подсчетам, над проектом «Великан» трудились 13 тысяч человек. Подземные работы были тяжелыми и опасными. Кроме того, брюшной тиф и другие болезни, голод, истощение и зверства охраны уносили жизни сотен людей. Тела многих погибших на этом объекте так никогда и не были найдены. Судя по всему, их так и оставили в тоннелях «Великана».

Гитлер, недовольный темпами строительства, в апреле 1944 года передал руководство проектом министру вооружения Альберту Шпееру. А заодно приказал привлечь к работам заключенных лагеря Гросс-Розен, в котором содержались евреи из Польши, Венфии и Италии. В своих мемуарах министр потом признавался: он прекрасно понимал, что реализовать такой проект практически невозможно, но отказываться от него не собирался. К тому же были потрачены огромные деньги. Так, если «Волчье логово» обошлось Германии в 36 миллионов марок, то «Великан» стоил уже 150 миллионов! Позже Шпеер сожалел, но не о загубленных жизнях, а о том, что Гитлер выделил неоправданно большие средства на реализацию проекта, на строительство которого ушло бетона больше, чем на все бомбоубежища страны вместе взятые.

О масштабе проекта сегодня можно только догадываться: документации по этому секретному объекту почти не осталось. О том, что строительство «Великана» на тот момент являлось главным делом для Гитлера, можно судить по уровню его секретности. Всю территорию, на которой велись работы, охраняли 4 тысячи офицеров СС. Согласно инструкции, они стреляли на поражение в каждого, кто осмеливался подойти слишком близко.

Все напрасно

Проект «Великан»Несмотря на привлеченные материальные и людские ресурсы, строительство не удалось ни ускорить, ни тем более закончить. Советская армия стремительно продвигалась в сторону Берлина. В январе 1945 года ее маршрут прошел мимо Совиных гор. Это вынудило нацистов замуровать все входы и выходы в подземный город.

Проектом было предусмотрено прорыть 213 тысяч кубометров тоннелей. На сегодняшний день известно менее сотни из них: большая часть объекта пока скрыта. Но о существовании этих тоннелей свидетельствуют незаконченность отдельных участков, внезапно обрывающаяся железная дорога длиной 58 километров, система труб водопровода и канализации протяженностью 100 километров, которая тоже никуда не ведет. Логично предположить, что все подземные коммуникации были соединены между собой. Но более тщательно исследовать подземный город пока не представляется возможным, так как существует риск обвалов.

В поисках сокровищ

Согласно одной из гипотез, когда нацисты осознали, что строительство подземного города невозможно закончить, они превратили Riese в огромный тайник. Есть надежда, что там находятся награбленные во время войны материальные и культурные ценности со всего мира. В том числе и легендарная Янтарная комната, и один из знаменитых «золотых поездов» Третьего рейха, на котором нацисты пытались вывезти свои сокровища из сокрушенной Германии.

В книге польской писательницы Иоанны Лампарска «Золотой поезд. Краткая история безумия» содержатся сведения о допросе офицера СС Герберта Клозе. По словам нациста, в 1944 году начальник полиции города Вроцлав попросил его помочь спрятать железные ящики с ценностями, хранившиеся в штабе. Ящики без каких бы то ни было опознавательных знаков были герметично закрыты. В назначенный день из-за полученной травмы Клозе не смог присутствовать при транспортировке. Тем не менее он знал, что ящики развезли по разным местам.

Правда это или нет — большой вопрос. Однако искателей сокровищ подобные свидетельства вдохновляют на подвиги. Как и история, рассказанная бывшим горняком Тадеушем Словиковским, которую он в свою очередь услышал от немецкого инженера. Якобы в окрестностях города Валбжих, в районе закрытой территории, условно называемой «65-й километр», в одном из тоннелей находится поезд, полностью загруженный золотом.

И действительно, в 2015 году двое мужчин с помощью георадара обнаружили под землей в указанном месте некий объект, очертания которого очень напоминали небольшой состав. В прессе поднялась шумиха. Говорили, что вес груза не менее 300 тонн, писали, что в поезде могут находиться секретные документы нацистов. Кладоискатели даже успели договориться с правительством Польши о вознаграждении, составляющем 10% от стоимости находки. На пресс-конференции было официально заявлено, что «золотой поезд» нацистов найден. Но… вмешались ученые из Краковского университета: они выяснили, что никакого поезда нет и в помине.

Однако выводы ученых энтузиастам не указ. В 2016 году, получив разрешение на поиски и 116 тысяч евро от спонсора, они снова взялись за свои изыскания. Впрочем, они закончились через неделю: объект, принимаемый за состав, оказался обычным ледником.

Эта неудача не остановила других охотников за сокровищами. Поток туристов в небогатую Нижнюю Силезию увеличился на 45%. В связи с чем один из местных чиновников остроумно подметил: «Даже если в горах сокровищ нет, «золотой поезд» к нам уже прибыл».

Александра ОРЛОВА



, ,   Рубрика: Невероятные артефакты

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:63. Время генерации:0,197 сек. Потребление памяти:8.92 mb