Похищение «Джоконды»

Автор: Maks Окт 27, 2022

Одним из самых дерзких преступлений в мире искусства стало похищение шедевра Леонардо да Винчи — знаменитой «Моны Лизы» («Джоконды») — из парижского Лувра в 1911 году. К счастью, картину удалось вернуть, хотя все уже потеряли надежду…

Началась эта история утром 22 августа 1911 года, когда пришедший в Лувр копировать «Мону Лизу» художник не обнаружил шедевра на своем месте. Так как картины иногда забирали для фотосъемки, он решил подождать, пока полотно вернут на свое место. Шло время, а картину не приносили. Уставший ждать художник обратился с просьбой к одному из охранников — узнать, что делают с картиной и сколько ему еще ждать ее появления. Тут-то и выяснилось, что самая знаменитая в мире картина исчезла!

Неожиданная пропажа

В это время в Лувр уже начали пускать посетителей, надо было срочно освободить от них музей, чтобы начинать расследование этого чрезвычайного происшествия. Посетителей удалили под предлогом внезапной крупной аварии водопроводной сети, все залы закрыли, об исчезновении «Джоконды» срочно сообщили префекту парижской полиции.

В первые часы еще была надежда, что шедевр не покинул стены Лувра и спрятан где-то в многочисленных коридорах, комнатах и хранилищах музея. Сотни полицейских и сотрудников Лувра приступили к тщательным поискам картины, обыскивая все закоулки.

Увы, найти «Джоконду» не удалось, но на площадке одной из служебных лестниц полицейские обнаружили раму от картины и толстое стекло, которое защищало портрет. Эта находка говорила только об одном — бесценный шедевр на самом деле похищен, и надеяться на какую-нибудь случайность, глупый розыгрыш или чудо уже не стоит. Надо было приступать к тщательному расследованию всех обстоятельств похищения, сбору улик, поиску свидетелей, долгой и кропотливой работе.

Полиция перекрыла все дороги, ведущие из столицы Франции, досмотру подвергались все подозрительные лица и транспортные средства. Тому, кто сообщит какие-либо сведения, которые помогут найти похищенный шедевр, мэрией Парижа была объявлена награда. Удалось установить, что 20 августа картина была еще на месте. 21-го в Лувре был выходной, в этот день в музее производили ремонт рабочие. Бригада каменщиков утверждала, что утром портрет был еще на месте, а вот потом, после утренней работы, когда они шли на перерыв и проходили Салон Карре (часть Лувра, где висела «Джоконда»), картина уже исчезла.

Картину заказал олигарх?

Префект предположил, что в похищении картины мог участвовать сотрудник Лувра, была надежда, что установить его поможет отпечаток большого пальца, обнаруженный на стекле, снятом с картины. Полиция проверила «пальчики» 257 человек, начиная с рабочих и кончая директором музея, но владельца отпечатка не нашла. Не помогло и обещанное крупное вознаграждение за информацию о картине и похитителях. Конечно, были многочисленные сообщения от желающих получить эту награду, но их проверка не дала никакого результата.

В связи с похищением картины Лувр был закрыт целую неделю. Многие французы просто не могли поверить, что шедевр Леонардо был украден. Когда музей вновь открыли, толпа посетителей хлынула в него, чтобы своими глазами увидеть пустое место, где еще недавно красовалась «Мона Лиза». Многие были потрясены до глубины души, не увидев шедевра.

Пусто место в Лувре

Пусто место в Лувре, там где находилась похищенная Мона Лиза

Шло время, все предпринятые полицией меры оказались безрезультатными. Газеты время от времени возвращались к теме похищения картины, в основном печатая различные полуфантастические предположения, которые могли привлечь внимание читателей. Так, газеты писали, что «Мону Лизу» похитил маньяк, которого свела с ума ее загадочная улыбка.

Выдвигалась версия, что похищение было организовано на деньги американского миллиардера Джона Моргана, который захотел единолично любоваться «Джокондой», поместив ее в свою тайную коллекцию.

Некоторые публикации чуть не привели к дипломатическому скандалу, ведь в них утверждалось, что к похищению мог быть причастен германский дипломат, который часто бывал в Лувре и много времени проводил в созерцании знаменитой картины.

Ложной сенсацией оказалась и публикация о задержании похитителей картины в Португалии. На самом деле оказалось, что два туриста везли с собой лишь посредственную копию «Джоконды».

Грабитель-патриот

Прошло два года. В Лувре уже перестали мечтать о том, что утраченный шедевр вновь когда-нибудь займет свое место в музее, и тут произошло чудо. Однажды флорентийский антиквар Альфредо Гери получил письмо из Парижа от некого Винченцо Леонардо который предлагал ему приобрести… «Мону Лизу». Гери решил, что это проделка какого-то шутника, поэтому решил тоже пошутить и пригласил автора письма к себе в офис.

«Шутником» оказался худой мужчина лет 30, который появился в конторе антиквара 10 декабря 1913 года. Незнакомец всерьез предложил Гери обсудить сделку по продаже шедевра (он хотел получить за картину 500 тысяч франков).

Антиквар все еще не верил, что перед ним находится похититель знаменитой «Джоконды», которую разыскивает полиция всего мира. Слишком заурядным, не похожим на дерзкого грабителя был его таинственный собеседник.

Гери все же осмелился поинтересоваться, с какой целью его гость совершил эту кражу века. Грабитель объяснил: он итальянец и патриот. И он убежден: «Джоконда» — это великое произведение итальянского искусства. И этот шедевр должен находиться именно в Италии, а не в какой-либо другой стране. По словам этого необычного грабителя-патриота, он выбрал для переговоров именно Гери только потому, что знал о его контактах с лучшими музеями Италии.

Данный мотив преступления показался Гери вполне правдоподобным, поэтому он решил продолжить контакты с похитителем, объяснив ему, что картину перед сделкой должен посмотреть эксперт. Винченцо (как потом оказалось, это было его настоящее имя) согласился.

Джованни Поджи, директор галереи Уффици и большой знаток итальянского искусства, которого Гери решил привлечь в качестве эксперта, сразу согласился помочь антиквару и предположил, что предполагаемый похититель «Джоконды», скорее всего, говорил правду.

Вторая встреча с Винченцо состоялась в небольшом отеле «Триполи-Италия». В присутствии Гери и Поджи грабитель открыл чемодан, достал завернутую в красную материю картину и продемонстрировал ее «покупателям». Поджи с трепетом взял картину в руки, по его глазам сразу стало ясно, что это был подлинник Леонардо. Кроме того, на оборотной стороне картины был музейный номер Лувра, нанесенный специальной краской.

Поджи и Гери заранее обговорили свои действия в том случае, если картина окажется подлинной. Эксперт сказал, что для заключения о подлинности картины ее надо подвергнуть лабораторному исследованию, а Гери клятвенно заверил Винченцо, что в случае положительного результата вся запрашиваемая им сумма будет выплачена незамедлительно.

Конечно, Поджи и Гери не были сумасшедшими, чтобы покупать «Джоконду». Удостоверившись в подлинности картины, они тут же сообщили обо всем в полицию. Вечером этого же дня Винченцо арестовали. Вот что в итоге выяснили сыщики.

Похитителем шедевра Леонардо оказался маляр Винченцо Перуджа. Он приехал в Париж на заработки и устроился в артель, которая работала, ремонтируя Лувр. Когда выдавалась свободная минута, Винченцо любовался картинами итальянских мастеров, особенный трепет у него вызывали произведения Леонардо да Винчи. Тут-то у патриотически настроенного итальянца и возникла мысль вернуть «Мону Лизу» на родину.

Перуджа приступил к осуществлению своего плана. Сначала он изучил планировку музея, все коридоры, служебные выходы, убедился, что охрана не отличается особой бдительностью. 21 августа, когда маляры получали наряды, Перуджа улучил момент и проник в Салон Карре, снял «Мону Лизу» и вынес ее на черную лестницу. Там он освободил картину от рамы и стекла, сунул ее под просторную рабочую блузу и вынес из музея. Никаких сообщников у него не было, все ограбление прошло тривиально просто.

На допросах Винченцо настаивал, что его поступок был вызван чисто патриотическими чувствами. Он удивлялся, что Наполеона, который, по его мнению, вывез шедевр Леонардо из Италии, никто не называет грабителем, в то время как его обвиняют во всех смертных грехах. Скорее всего, следствие все же поверило в истинный мотив преступления, поэтому на суде в 1914 году Винченцо дали всего год тюрьмы. «Мона Лиза» вновь заняла свое место в Лувре, а охрана шедевров этого музея была значительно усилена.

Дмитрий ПЕТРОВ

  Рубрика: Приключения, преступления и авантюры 406 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,284 сек. Потребление памяти:9.67 mb