Помощь от Берегини

Автор: Maks Ноя 3, 2021

Испокон веков 15 июля считалось знаковой датой в календаре наших предков. Еще в незапамятные времена славяне называли этот день праздником Берегини — великой богини-заступницы, хранящей все живое на земле от зла и напастей.

Лучше жить по правде

Старинные славянские предания гласят, что эта прекрасная жительница Прави (мира богов), обладающая добрым нравом, много веков назад взяла под свое покровительство людей, растения и животных. Желая облегчить жизнь смертным, она научила их строить печи в домах и выпекать в них караваи, ткать мягкие холсты и украшать вышивкой одежду. А затем Берегиня создала добрых духов — людских хранителей и природные богатства (полезные ископаемые), что стало большим подспорьем для ее подопечных. Особо заботилась богиня о жителях селений, раскинувшихся возле небольших речушек, а потому сегодня исследователи нередко спорят о том, каким образом небожительница получила свое имя. Так, одни из них считают, что Берегиня происходит от слова «беречь», другие же утверждают — в его основе слово «берег».

Как бы там ни было, а прекрасная богиня всегда старалась помочь бедному человеку, живущему «по правде»: посылала на его поля богатый урожай, в сети — щедрый улов, избавляла скот доброго труженика от всевозможных болезней. Плохих же людей, уважавших обман и «неправду», добрая Берегиня никогда не наказывала, но и о помощи они мечтать не могли.

Неудивительно, что и после прихода христианства на русскую землю наши предки продолжали чтить прекрасную языческую богиню, что жестоко осуждалось в «Слове некоего христолюбца и ревнителя по правой вере» — церковном поучении XIV-XV веков, составленном неизвестным автором. Впоследствии 15 июля — день Берегини стал православным праздником Матушки Сырой Богородицы, вот только его традиции остались прежними, а потому о них известно и сегодня.

«Добрые» русалки

В середине лета наши предки чтили не только древнюю богиню, но и ее верных помощниц — добрых русалок, названных по имени своей госпожи. Считалось, что в них после кончины превращаются молодые сосватанные девушки, умершие по тем или иным причинам до дня венчания. Также желанными кандидатками в наперсницы Берегини были «белые» ведуньи, при жизни помогавшие людям уберечься от происков злых колдуний и оставившие после себя значительное потомство. Как и их наставница, русалки-берегини заботились о жителях сел и деревень, расположенных у различных рек и озер. Людей, «чтивших правду», они хранили от козней всевозможной нечисти, спасали от смерти потенциальных утопленников и даже заботились о маленьких детях, оставшихся на время без присмотра. А вот злых и жадных помощницы богини, в отличие от своей госпожи, наказывали без жалости.

Примером служит такой случай, произошедший во второй половине XIX века в одном из сел Вологодской губернии. Некий молодой парень, давно присматривавший себе богатую невесту, как-то встретил в лесу прекрасную девушку-берегиню. Хотя он сразу понял, что перед ним представительница «иной цивилизации», тем не менее согласился на некоторое время стать ее кавалером. А как же иначе, если за каждое свидание барышня расплачивалась золотыми монетами, и сей капиталец стал бы неплохим подспорьем при сватовстве к дочке состоятельных родителей.

И вот, когда у деревенского «альфонса» скопилась целая шкатулка полновесных червонцев, берегиня перестала приходить на свидания. Ничуть не жалея о пропаже возлюбленной, парень решил пересчитать полученные от нее деньги, и оказалось, что его «сейф» доверху забит березовыми листьями! После такого потрясения бедолага повредился в уме и прожил остаток своих дней в одиночестве, так как ни одна девушка в округе не пожелала выходить замуж за ненормального жениха.

Обновки для всей семьи

БерегиняЕще сто лет назад люди из сел и маленьких городков верили, что в свой «профессиональный» праздник Берегиня непременно отправляется в мир смертных. Однако здесь у богини возникают определенные трудности. Дело в том, что путешествовать по земле может только дух небожительницы, тогда как ее телу требуется «материальное» пристанище. А потому, шагнув в мир Яви, Берегиня превращается в березу, растущую на лесной опушке, или же дикую неприметную уточку, плавающую в тихом водоеме. А вот ее дух в виде прекрасной девушки с зелеными глазами и длинными светлыми волосами, одетой в белое платье, с венком из нежных лилий на голове принимается обходить все села в округе. Вот только эта красавица прозрачна, а потому увидеть ее может далеко не каждый.

Предания центральных областей России гласят, что богиня творила самые настоящие чудеса. Так, посетив в заветный день какую-либо деревушку, Берегиня заходила в самый неказистый домишко (но только в отсутствие его хозяев), где садилась за ткацкий стан, из которого тут же начинало струиться полотно отличного качества. Причем дама-призрак не покидала жилище бедняков до тех пор, пока ткани не набиралось на новую одежду всем членам семьи. В тех же местах, где посевы гибли из-за засухи, Берегиня садилась на краю села и принималась расчесывать волосы неким чудесным гребнем, тем самым вызывая обильный дождь.

Вот, видимо, благодаря этим легендам береза и утка стали символами древней богини, к которым люди порою обращались за помощью. Так, изображение пернатой заступницы уточки нередко вышивали на одежде в качестве оберега, а с белоствольной красавицей 15 июля был связан следующий обычай. На закате дня Берегини юные девушки, страдавшие от неразделенной любви, и молодые женщины, терпевшие обиды от супруга, спешили излить печаль заветному деревцу. Дабы избавится от горестей, бедняжки выбирали одинокую березу, росшую за селом, обнимали ее ствол и рассказывали обо всех своих печалях. Считалось, что после этого сеанса у зеленого «психолога» жизнь жалобщицы непременно должна наладиться.

Роса, полотенца и заветная веточка

Еще одним подарком Берегини всем бедным людям в заветный день была утренняя роса, обладающая целебной силой. А потому на рассвете многие женщины спешили на луга, где на траве раскладывали новые полотенца, дабы те впитали в себя чудесную влагу. После чего хозяйки в тихом уголке оставляли свои подношения древней богине: кусок свежего каравая, стакан молока и букет полевых цветов. Смоченными же росой рушниками почитательницы Берегини протирали лицо и тело, дабы прогнать от себя хвори на целый год. Затем полотенца вывешивались на ветвях берез и висели там до самого вечера. Считалось, что в этом случае рушник получал от богини определенную силу и становился самым настоящим оберегом от нечистого. Снятые с дерева «заряженные» полотенца хозяйки убирали в сундук и использовали их по прямому назначению лишь во время свадебных обрядов, тяжелых родов или при болезни близкого человека.

Мужчины же в праздник Берегини, несмотря на горячую страду, идти трудиться в поля и луга не спешили. Ведь работать в заветный день было строго-настрого запрещено, дабы не рассердить богиню и тем самым не лишить свою семью ее покровительства. А вот посадить 15 июля у жилища молодую березку считалось хорошим делом, ведь окрепнув, это деревце будет защищать его обитателей от происков черных сил.

Ну а молодые девушки, чествуя Берегиню, спешили поворожить на женихов и привлечь их внимание. Наши предки верили, что в сей знаменательный день особо сильны самые разные привороты. Хотя все же многие барышни и в этом деле старались заручиться помощью белоствольной березки. Так, согласно старинному поверью, веточка этого дерева, спрятанная под порогом несговорчивого кавалера, сулила предприимчивой девушке не только его симпатию, но и скорую свадьбу со своим избранником.

Елена МУРОМЦЕВА

, , , ,   Рубрика: Праздники, нравы и традиции 60 раз просмотрели

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:35. Время генерации:0,183 сек. Потребление памяти:10.58 mb