Последние жертвы войны

Автор: Maks Ноя 12, 2022

27 июля 1953 года в древней столице Страны утренней свежести Кэсоне было подписано перемирие, завершившее Корейскую войну. Соглашение о прекращении огня должно было вступить в силу в полночь, и буквально через пару часов после подписания произошло событие, которое могло бы поставить крест на этом договоре.

ЧП случилось после полудня на территории Китая в районе воздушной трассы, связывающей советскую военную базу в Порт-Артуре с Владивостоком. Зона считалась безопасной, поскольку, хотя Китай и Советский Союз участвовали в конфликте на стороне северокорейцев, во избежание эскалации противники не переносили боевые действия за пределы Корейского полуострова.

Сбить «сидящую утку»

С китайской стороны в войне участвовали около миллиона (так называемых добровольцев) и с китайской же стороны шло сухопутное снабжение войск, противостоящих «контингенту ООН», состоящему главным образом из американцев. Советское участие, если не считать военспецов и поставок оружия, сводилось к действиям 64-го истребительного авиакорпуса, пилоты которого сражались, главным образом, на реактивных МиГ-15. Американцы, осознав скромные возможности своих F-80 и F-84, несколько выровняли баланс, задействовав новейшие F-86, хотя преимущество в воздушных боях сохранялось за советскими летчиками.

Для сравнения, лучшие советские летчики Николай Сутягин и Евгений Пепеляев имели по 20 воздушных побед в то время как самый результативный американский ас Джозеф Макконнел — всего 13.

Воздушные бои велись главным образом вдоль южного берега реки Ялуцзян, пограничной между Корейским полуостровом и материковым Китаем.

Эта зона получила название «Аллея МиГов», и пересекать ее, вторгаясь в китайское небо, без приказа президента США американцам запрещалось. На практике это запрещение частенько нарушалось, но обычно неумышленно и не слишком далеко вглубь. Ведь выбраться обратно из китайской зоны, да еще преодолев все северокорейское воздушное пространство, было опасно.

Однако 27 июля через «Алею МиГов» прорвалась целая воздушная армада — 324 американских самолета. И минимум пара из них прошли аж на 110 километров вглубь, достигнув в 12:30 уездного центра провинции Гирин Хуадяна.

Пилоты Ральф Парр и его ведомый Эдвин Скаффи, по их заявлениям, считали, что находятся над территорией Северной Кореи и Ялуцзян не пересекали. Верить им нет никаких оснований, поскольку проскочить и не заметить «Аллею МиГов» было невозможно.

Далее процитируем Парра: «Мы летели примерно на высоте 12 тысяч метров, а самолет противника — далеко внизу, вероятно, на высоте 3 тысяч метров. Я с ведомым направился вниз. Перед нами предстал транспортный самолет Ил-12 в серебристой окраске и с красными звездами. Я немедленно уточнил свое местонахождение. В нашем задании нам не полагалось быть с другой стороны реки Ялуцзян. После того как я убедился, что мы находимся в глубине Северной Кореи, я сказал своему ведомому, что планирую сбить противника. Ил-12 был «сидящей уткой», так мы называем легкую добычу. Я зашел самолету в хвост и сделал пару залпов. Он загорелся, затем накренился и свалился к холмам. Тот Ил-12, вероятно, курсировал несколько недель в этом районе, но сегодня его постигла неудача».

Личные амбиции или приказ?

Мемориал погибшим на сбитом ИЛ-12. ВладивостокУничтоженный Ил-12 принадлежал 593-му отдельному транспортному авиационному полку Тихоокеанского флота. По официальным данным, погибли находившиеся на его борту военнослужащие капитаны Дмитрий Глиняный, Иван Мулин, Федор Головачев, старший лейтенант Иван Игнаткин, старшина Николай Коновалов и старший сержант Николай Былинок (593-й транспортный авиаполк), капитан Анатолий Волошин, старшие лейтенанты Анатолий Лазарев, Семен Недогин, Николай Назаров, Валентин Сатинов, Виктор Жигулин, сержанты Евгений Козлов и Наиль Галеев (1744-я дальнеразведывательная авиаэскадрилья), старший лейтенант Яков Леках, Петр Тернов, Лейтенант Виктор Тарасов (1534-й минно-торпедный авиаполк), подполковники медслужбы Всеволод Ларионов, Иван Субботовский и майор Василий Дробницкий (27-я лаборатория авиационной медицины).

Не указывая, через какое именно время, но, судя по контексту, через день или два после случившегося, Парр, по его словам, был вызван в штаб, где его тщательно допрашивали по поводу сбитого советского Ил-12. Чем было недовольно начальство, он не сообщает, настаивая, что сбил самолет, полагая, будто находится над северокорейской территорией. Начальство вроде бы ему поверило: «Когда все доказательства были представлены, ВВС решили, что я прав, и всячески защищали. В итоге русские отозвали дело из суда. Я был реабилитирован, но слишком сильная была суета из-за этого паршивого Ил-12!»

И здесь рассказчик снова врет. Начнем с того, что, независимо от его отношения к русским, Ил-12 вовсе не был для него «паршивым» настолько, что он якобы и думать о нем забыл. До событий 27 июля Парр имел на своем счету девять сбитых вражеских самолетов, а над Хуадяном записал на свой счет десятую победу, став полноценным (по всем, а не только американским меркам) асом.

Но дело не только в амбициях Парра, который, конечно, к десятой победе стремился. Важнее понять, действовал он по собственной инициативе или выполнял приказы командования?

Версия «хлопок дверью»

Историки из США выдвигают версию, будто налет носил исключительно разведывательный характер и главная его цель заключалась в том, чтобы наделать фотоснимков и составить полное представление о находившихся в провинции Гирин военных объектах. Но такая цель слишком уж мелковата для 324 самолетов, даже если предположить, что основная масса должна была отвлекать советские самолеты от авиаразведчиков. Да и прорвались в центр провинции не авиаразведчики, а истребители, изначально заточенные на уничтожение других самолетов.

Остается предположить, что перед завершением боевых действий американцы решили «хлопнуть дверью», уничтожив конкретный транспортник. Армаду же нагнали, стремясь подать Ил-12 как случайную жертву — попался, мол, под руку.

Однако в списке погибших не видно людей, которые могли бы стать ВИП-целями.

В связи с этим родились две версии. Дело в том, что накануне в Порт-Артуре закончилось совещание командного состава советских ВМС. Возможно, по данным американцев, вывозить во Владивосток главных флотоводцев должны были именно на Ил-12. Но не исключено, что янки рассчитывали уничтожить самого министра обороны СССР Николая Булганина.

При успехе подобной операции у американцев действительно получилось бы «хлопнуть дверью» и при этом уйти от ответственности, сославшись на навигационную ошибку.

Советское правительство пыталось взыскать ущерб, в который были включены стоимость самолета, а также компенсации родственникам погибших. Насчитали 7 445 800 рублей, или 1 861 450 долларов США. И во всех расчетах говорилось не о 20, а о 21 одном погибшем. Одно имя никогда и нигде не звучало. Не был ли он главной целью американцев?

Погибшим установили памятник в Жариковском сквере Владивостока. А со взысканием ущерба не стали настаивать, поскольку уже 29 июля янки получили «ответку».

У острова Аскольд южнее мыса Гамова (Японское море) радиолокационными постами Тихоокеанского флота была обнаружена цель, следовавшая курсом на Владивосток. «Суперкрепость» RH-50.

Задачу уничтожения выполнили работавшие на МиГ-17 пилоты Александр Рыбаков и Юрий Яблонский. Из 17 членов экипажа «суперкрепости» выжил только один.

В другое время, возможно, ограничились бы «вытеснением» нарушителя из советского воздушного пространства, но с учетом трагедии двухдневной давности церемониться не стали.

Дмитрий МИТЮРИН

  Рубрика: Военная тайна 136 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,220 сек. Потребление памяти:9.31 mb