Потоплена и украдена

Автор: Maks Июл 21, 2022

Трагедия советской подводной лодки К-129, произошедшая в 1968 году, оставила открытыми два главных вопроса. Что привело к ее гибели? Какие тайны американцы узнали, подняв ее обломки?

В последний поход подводная лодка К-129 с бортовым номером 573 вышла из пункта базирования на Камчатке 24 февраля 1968 года. На борту имелись три баллистические ракеты Р-13 с подводным стартом и ядерными головными частями большой мощности, а также две торпеды с ядерными зарядами. Предельная глубина погружения субмарины составляла 300 метров, срок автономного плавания — 70 суток.

Корейские маневры

Поход был внеплановый. Уже третий год полыхала война во Вьетнаме, но это все-таки от Камчатки далековато. Зато совсем рядом северокорейские пограничники захватили вторгшееся в их территориальные воды американское разведывательное судно «Пуэбло». Один янки погиб, а взятый в плен экипаж корейские товарищи отпустить отказались. Белый дом отправил в Восточно-Корейский залив два авианосных соединения. Москва, прикрывая норовистого союзника, развернула эскадру надводных кораблей во главе с ракетным крейсером «Варяг» и вывела в море 27 субмарин.

Американские самолеты начали летать над нашими кораблями, чуть ли не задевая мачты. В воздух поднялись ракетоносцы Ту-16, выделывавшие еще более рискованные пируэты над американскими авианосцами. Янки угомонились, вернувшись на базу в Японии. Но напряжение сохранялось до конца года, когда экипаж «Пуэбло» был отпущен. Отправка К-129 должна была стать одним из эпизодов этой «войны нервов».

В походе субмарине следовало выходить на связь или просто подавать контрольные сигналы при прохождении очередной точки маршрута. 8 марта такой сигнал не поступил, о чем было доложено командованию. Как позже выяснилось, К-129 затонула в северной части Тихого океана, в 750 милях от острова Оаху, в точке с координатами 40 градусов северной широты и 179 градусов западной долготы. На глубине 5600 метров нашли свою могилу 98 моряков.

Вместо К-129 должна была отправиться другая подводная лодка, подготовить которую просто не успели. Месяцем ранее, вернувшись из предыдущего похода, часть личного состава успела отправиться отдыхать на Большую землю. Некомплект пришлось добирать с бору по сосенке, так что на день катастрофы в штабе Тихоокеанского флота даже не было полного списка экипажа субмарины.

«Признать умершим»

Организованные Тихоокеанским флотом поиски не отличались систематичностью и упорством. Методично прочесывать дно на большой глубине, да еще в удалении от своих баз, было слишком накладно. Семьям членов экипажа разослали извещения, где в графе «причина смерти» лаконично констатировалось «признать умершим».

Главная версия гласила, что лодка затонула при зарядке батарей, когда из-за неисправности клапана внезапно провалилась на запредельную глубину. Вторая версия — взрыв водорода при зарядке аккумуляторных батарей из-за неисправности систем вентиляции.

Но самая убедительная и политически опасная версия заключалась в том, что К-129 затонула из-за столкновения с субмариной «Суордфиш». Дело в том, что через три или четыре дня после пропажи советского корабля американская лодка прибыла на базу в японском порту Йокосука со смятым ограждением боевой рубки. За одну ночь провели косметический ремонт, после чего американцы отбыли в неизвестном направлении.

Конечно, столкновение было неумышленным. Ни один капитан в здравом уме не решился бы на таран субмарины по причине очевидной самоубийственности такого маневра. Скорее всего, «Суордфиш» следила за К-129, двигаясь в подводном положении на минимальном расстоянии.

При минимальной дистанции обнаружить ее было невозможно. Но такая тактика имела и оборотную сторону. Резкое замедление хода К-129 или неожиданный поворот в сторону могли привести к столкновению. Что, вероятно, и случилось. Дуракам, как говорится, везет. Виновник катастрофы отделался легким повреждением, а наша подлодка стала жертвой бездумной американской лихости.

Косвенным, но убедительным доказательством этой версии является то, что американцы, судя по последующим событиям, знали местонахождение затонувшей К-129 с точностью до трех миль. Они ссылались на данные, полученные от системы глубинного слежения СОСУС, якобы зафиксировавшей 8 марта взрыв в северной части Тихого океана. Эта система состояла из установленных на дне Атлантического и Тихого океанов гидрофонов, которые должны были фиксировать прохождение подводных лодок на дистанции до 100 миль. Однако рекламные возможности СОСУС не соответствовали реальным, и на практике она редко засекала субмарину ближе чем на 60 миль. А ближайший гидрофон находился миль на 200 южнее места катастрофы.

Операция «Азориан»

Памятник погибшим подводникам К-129Выждав, когда советские поиски были свернуты, американцы решили поднять К-129. Интересовала их не лодка, а шифродокументы, получение которых позволяло раскодировать хранившиеся в архивах мертвым грузом ранее перехваченные телеграммы. А если повезет, то и перехватывать свежие данные.

На проведение разработанной ЦРУ операции «Азориан» выделили 350 миллионов долларов. Причем часть средств дал Говард Хьюз — миллиардер, авиамагнат и кинопродюсер.

Для начала американцы направили судно «Гломар Челлинджер» из фирмы, занимавшейся поиском на шельфах нефтяных и газовых месторождений. Трудно понять, использовалась ли компания «Гломар» втемную или сотрудничала с ЦРУ. Задача заключалась в том, чтобы советская разведка привыкла к американским кораблям, крутящимся в районе катастрофы.

В конце 1973 года на смену «Гломар Челлинджер» пришел специально сконструированный для судоподъемных работ корабль «Гломар Эксплорер». Разведка Тихоокеанского флота эту рокировку зафиксировала и правильно оценила. Вероятно, сыграло роль и то, что к дверям советского посольства в Вашингтоне подкинули записку: «В ближайшее время спецслужбы США предпримут действия по скрытному подъему советской ПЛ, затонувшей в Тихом океане. Доброжелатель». О ней сообщили командующему ВМФ адмиралу Сергею Горшкову.

Понаблюдать за американцами отправили разведывательный корабль «Пеленг».

Янки сделали вид, что их это не беспокоит, и усиленно имитировали поиски нефти. На Рождество американцы отправились в Гонолулу. «Пеленг» некоторое время патрулировал возле Гавайских островов. Но постоянно следить за районом гибели К-129 сочли излишним. А поднимать корабль самим — слишком дорогостоящим.

12 августа 1974 года американцы подняли-таки советскую субмарину. Правда, когда К-129 была захвачена огромными клещами, из-за трещины в центральном посту ее корпус развалился. Обратно на дно упала большая кормовая часть лодки.

По идее, шифродокументы находились в носовых отсеках, так что свою задачу американцы считали выполненной. Из поднятых отсеков извлекли до 70 тел погибших подводников.

Скрыть факт подъема у американцев не получилось. Советский МИД выразил протест, на что американцы возразили: вы о гибели своей субмарины не сообщали. МИД сменил тактику и заявил о том, что был нарушен покой братской могилы. Американцы в ответ продемонстрировали церемонию торжественного захоронения шести погибших.

Крыть было нечем.

Олег ПОКРОВСКИЙ

ГДЕ ШИФРЫ?

Вопрос о том, удалось ли ЦРУ получить шифры, остался открытым. Советская контрразведка допросила инженера, руководившего постройкой К-129 на Дальзаводе, который клятвенно заверил, что по просьбе командира субмарины капитана 1-го ранга Владимира Кобзаря перенес шифровую рубку в кормовую часть. При размещении на носу рослому капитану было слишком тесно в этом помещении. Однако нельзя исключить, что эта версия была придумана для успокоения.

  Рубрика: Война и политика 104 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:49. Время генерации:0,220 сек. Потребление памяти:9.38 mb