Пристегните ремни!

Автор: Maks Фев 14, 2022

При слове «аэропорт» у всех в воображении, как правило, возникает одна и та же картина: безграничное асфальтовое поле, поделенное на длинные полосы, по которым курсируют авиалайнеры согласно четко продуманному расписанию. Однако такие презентабельные аэропорты есть не везде. Мало того — некоторые вообще представляют собой пространство повышенной опасности. По разным причинам. Тем не менее люди ими пользуются, и довольно активно. Храбрецы…

Водитель, пропусти самолет

Аэропорты могут находиться в совсем не подходящих для них местах — в ущельях, зажатых горными пиками, посреди высоток в гуще мегаполиса, даже на песке в морской приливной зоне, куда способны садиться только «кукурузники» и только во время отлива. А бывает, что работу аэропорта осложняют совсем уж странные препятствия, которых на взлетном поле не должно быть просто по определению. И самый яркий тому пример — аэропорт на полуострове Гибралтар.

Это крохотное британское владение на самом юге Испании. Там через узкий пролив видна Африка. Местный аэропорт строился в 1939 году как важнейший стратегический объект конкретно для военных нужд и лишь много позже стал обслуживать и гражданские рейсы. А вот теперь самое интересное. Садитесь вы в самолет и ждете, когда перед вами… проедут автомобили! Да, взлетно-посадочную полосу в Гибралтаре пересекает обычное шоссе. Работают светофор и шлагбаум, и не абы как, а по четкому расписанию: во столько-то взлетает самолет, а во столько-то проезжают машины. Принцип работы тот же, что на железнодорожном переезде.

Шоссе, которое пересекает взлетно-посадочную полосу, не просто шоссе, а самая оживленная магистраль города. У нее и имя громкое — авеню Уинстона Черчилля. Почему же образовался такой невероятный перекресток? Да потому, что территория Гибралтара слишком мала. Вот и пришлось выкручиваться. Взлетная полоса поперек пересекает вытянутый, как пика, полуостров, и оба ее конца обрываются в морской пучине. А шоссе тянется вдоль всей длины полуострова, с севера на юг, огибая огромную Гибралтарскую скалу. Когда наступает время самолета, машины тормозят у шлагбаума и ждут своей очереди примерно десять-пятнадцать минут. Шлагбаум снова открывается, и — пожалуйте, автомобильное движение продолжается! А если какой-нибудь лихач вдруг захочет проскочить под носом стальной птицы? Сразу скажем: такого тут никогда не бывало. Лишь однажды автомобильное движение было перекрыто почти на два часа. На полосу выехала полицейская машина, чтобы перегородить путь самолету, который готовился к отправке. И тому была веская причина: стражи порядка проводили спецоперацию по поимке человека, подозреваемого в преступлении. Его заставили покинуть салон и увезли в участок.

А случались ли в Гибралтаре авиакатастрофы? Случались. Но с перекрестком они никак не были связаны. Да и гибралтарским водителям, как и пешеходам с велосипедистами, аэропорт не сильно досаждает. Самолеты летают не так чтобы часто, и в основном только в Великобританию, совершая примерно 30 рейсов в неделю. Были попытки наладить авиасообщение с испанскими Мадридом и Барселоной, а также с Марокко. Но набиралось слишком мало пассажиров, и решили отказаться от столь нерентабельной идеи.

Держать и не пущать

Впрочем, гибралтарский аэропорт не единственный в этом роде. У него есть собрат в Новой Зеландии. Он находится в восточной части Северного острова недалеко от залива Паверти. И его взлетно-посадочную полосу пересекает не шоссе, а железная дорога! Ровно в час назначенный по ней пробегает поезд. В отличие от автомобиля поезд не может вдруг взять и резко затормозить. Так что тамошним авиадиспетчерам всегда надо быть начеку. Расписание взлетов и посадок по основной полосе составлено четко, минута в минуту. Но оно касается крупных самолетов. А с мелкими частными хлопот больше. Они летают, когда хотят, и пользуются тремя небольшими грунтовыми полосами. И порой их надо «держать и не пущать», чтоб не случилось беды. Представьте, это удается. За всю историю существования аэропорта никаких серьезных происшествий не зафиксировано.

Подобный аэропорт — поезд vs самолет — до недавнего времени был и на острове Тасмания в городе Винярде. Но в 2005 году «железку» закрыли. И не потому, что такой переезд таил в себе опасность  столкновения. Просто местные железнодорожные начальники провели оптимизацию движения поездов и закрыли эту ветку.

Сядет — не сядет?

Аэропорт острова МадейраА теперь представьте себе другую картину. Вы расположились на берегу моря, и вдруг на вас с неба стремительно надвигается самолет, идущий на посадку. Ой, да он сейчас нас протаранит! Но нет. Самолет резко разворачивается и садится где-то там, впереди, на скале, примыкающей к морю.

Да, это реальный аэропорт, и находится он на португальском острове Мадейра совсем близко от городка Санта-Круш. И аэропорт-то не местечковый, а самый настоящий, международный, причем один из крупнейших в Португалии. И при этом один из самых опасных в мире! Дело в том, что «вписаться» в полосу под силу не каждому пилоту. И даже опытный капитан нередко вынужден идти на второй или третий круг.

Полоса проходит ровно по краю прибрежной скалы и дальше по рукотворной эстакаде, стоящей на мощных столбах. Пространства для маневра крайне мало, поскольку если с одной стороны плещется море-океан, то с другой высится гора с домишками местных жителей. Перед посадкой пилоту необходимо проявить чудеса ловкости: вручную направить самолет прямиком на гору, а в последний момент сделать резкий, под 90 градусов, поворот, чтобы нацелиться точно на полосу. И это при ветре, обычно довольно сильном, который еще и имеет неприятное свойство постоянно менять направление.

До реконструкции 2000 года пилотам приходилось особенно тяжко — ведь аэродрому элементарно не хватало длины. И случались катастрофы: то пилот не долетел до контрольной точки, то он ее перелетел. В результате было решено увеличить длину — и изначальные 1600 м постепенно превратились в 2777 метров. А основная часть полосы, 1020 м, приходится как раз на эстакаду. Ее поддерживают 180 железобетонных столбов диаметром по три метра. Думаете, под столь важным опорным сооружением запретная зона? Отнюдь. Под ним оборудованы парковка и ремонтные доки для яхт! А рядом проходит сильно оживленное шоссе. Правда, увеличение взлетно-посадочной длины полностью проблему не решило. Ведь никто не отменил возможность врезаться в гору. Тем не менее главных пассажиров, прилетающих на остров, то есть туристов, это не отпугивает. В допандемийные времена на Мадейру прибывали по воздуху больше двух миллионов человек в год. А самому аэропорту в 2016 году было присвоено гордое имя Криштиану Роналду.

Из сопла ка-а-ак дунет!

Подобных «пляжных» аэропортов в мире немало. Однако по части «садиться на голову» всех переплюнул аэропорт Принцессы Юлианы, что на карибском острове Сен-Мартен. Этот остров делят между собой французы и голландцы. Так вот: знаменитый своими самолетными видами аэропорт находится на голландской стороне, которую называют Синт-Маартен. Он построен так, что торцом взлетной полосы практически упирается в море. А между аэропортом и водой пролегает узенькая кромка земли, именуемая «Пляж Махо». Накануне прибытия-отбытия самолета на этом пляже собирается несметное количество зрителей — чтобы посмотреть, как гигантская машина перемахнет через их головы с риском снести их с плеч и тут же приземлится на полосу. Зрелище и впрямь впечатляющее… Брюхо гигантского лайнера так низко, что кажется, до него можно дотянуться рукой.

Однако наиболее опасную часть аттракциона являет собой не посадка, а взлет. Вот тут только держись. Самолет разворачивается к зрителям задом, включает мотор — и из сопла ка-ак дунет! Горячий ветер налетает с такой скоростью, что просто сбивает с ног и норовит унести в море. Поэтому люди предварительно крепко хватаются за решетчатый забор, отделяющий аэропорт от пляжа, и только благодаря этому получают шанс остаться на месте. Но самых хлипких все же сдувает. Известен даже один несчастный случай с летальным исходом. В 2017 году женщина из Новой Зеландии, унесенная струей ветра из сопла, упала на камни и погибла, ударившись головой.

После подобного инцидента пляж следовало бы просто закрыть. Но этого не случилось. И тогда акт возмездия взяла на себя… сама природа. 6 сентября 2017 года на остров налетел ураган «Ирма» — и разметал в щепы всеми любимый аэропорт. В живых осталась только взлетно-посадочная полоса, и то с изрядными ранениями. Неужели конец? А вот и неправда! Уже в следующем месяце открылись временные помещения, и аэропорт худо-бедно возобновил работу. Ремонт продолжался и продолжался, но при этом аттракцион возродился довольно быстро. И в 2019-2020 годах туристы вовсю делились на просторах Интернета впечатлениями от увиденного.

Елена ГАЛАНОВА

  Рубрика: Люди и вещи 92 просмотров

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,196 сек. Потребление памяти:9.01 mb