Сын двух отцов

Автор: Maks Фев 14, 2022

В истории за князем Святополком Владимировичем прочно закрепилось прозвище Окаянный. Он считается едва ли не самым большим злодеем Киевской Руси. И немудрено: желая заполучить киевский престол, Святополк организовал заговор против отца и убил своих братьев. Но, как известно, историю пишут победители. А все тайное рано или поздно становится явным.

Судьба Святополка была непростой с самого рождения. Матерью его была гречанка, бывшая монахиня, которую его дед князь Святослав похитил из монастыря и выдал за сына Ярополка, а князь Владимир после гибели последнего забрал в свой «гарем». С личностью отца дело обстоит еще сложнее, его даже называли «сыном двух отцов». Вроде бы, согласно летописям, мать Святополка перед замужеством уже была в положении. Во всяком случае ни один из возможных отцов не отказался от сына. Первый не смог, потому что был убит, а вот мотивы второго остаются под вопросом.

Тройное убийство

Князь Владимир Святославич, будущий Креститель Руси, высокой нравственностью не отличался, был чрезвычайно любвеобилен, имел множество жен и наложниц. И в лучших традициях того времени участвовал в междоусобной борьбе со своими единокровными братьями — древлянским князем Олегом и киевским — Ярополком. Олег погиб в битве с Ярополком. А затем сам Ярополк пал жертвой обмана. Предатель из его ближайшего окружения, воевода Блуд, заманил Ярополка на переговоры с Владимиром, где киевский князь был схвачен и убит. Став великим князем киевским, Владимир назвал Святополка своим законным сыном и дал ему княжение в Турове.

Как бы там ни было, предположительно в 1013-1014 годах князь Владимир устроил брак Святополка с дочерью польского князя, будущего короля Болеслава I Храброго, и славянской княжны Эмнильды. Скорее всего, Владимир выбрал именно Святополка для этого брака, так как его наследственные владения граничили с Польшей.

Незадолго до смерти Владимира Святополка, его жену и ее духовника, колобжегского епископа Рейнберна, заключают в тюрьму по обвинению в заговоре против киевского князя и по отвращению Руси от византийского обряда. Заговор был «раскрыт» «греческим священнослужителем», неким Анастасом Корсунянином.

В июле 1015 года, после неожиданной кончины киевского князя, Святополк все же выходит на свободу и при поддержке народа и бояр занимает киевский престол без особых затруднений.

В этом же году, как указывается в «Повести временных лет», Святополк организовывает убийство трех братьев, сыновей Владимира, — ростовского князя Бориса, муромского князя Глеба и древлянского князя Святослава. Борис, возвращавшийся из похода на печенегов, был сначала ранен вышгородскими боярами, а затем добит по приказу Святополка. Причем нападение произошло в шатре князя, когда тот завершил молитвы и лег спать. Глеба Святополк вызвал в Киев и приказал убить по дороге. К нему убийцы явились во время совершения молитв об умершем отце и убитом брате. А Святослав был убит при попытке бежать в Венгрию.

Победа над дьяволом

Но заговорщику и убийце не долго пришлось наслаждаться властью. Уже в следующем году князь Ярослав Владимирович, позже прозванный Мудрым, выступил с новгородским и варяжским войском против Святополка. Встретились они на Днепре под Любечем, и поначалу ни одна из сторон не решалась перейти реку и вступить в бой. Ярослав дождался, пока Святополк начнет пировать с дружиной, разгромил его войско и захватил киевский престол.

Святополку же удалось бежать к тестю в Польшу. В 1018 году во главе польских и печенежских войск Святополк и Болеслав выступили в поход на Киев. На этот раз удача сопутствовала Святополку. На Буге Ярослав был разбит и бежал в Новгород, а Святополк вернулся в Киев. Поскольку Болеслав и его войска вовсе не торопились покидать город и передавать всю полноту власти Святополку, их пришлось изгнать из Киева. Оставшись без союзников, киевский князь менее чем через год вновь покинул город, узнав о наступлении Ярослава с варягами. Призвав на помощь печенегов, он вступил в битву с Ярославом на реке Альте, но потерпел поражение.

Согласно Новгородской первой летописи, Святополк бежал к печенегам и дальнейшая его судьба неизвестна. А по версии «Повести временных лет», «братоубийца» был наказан параличом и безумием и умер во время бегства.

Борис и Глеб были канонизированы в лике мучеников-страстотерпцев, таким образом, уже в XI веке они стали первыми русскими святыми и покровителями Руси и русских князей. При Ярославе Мудром на месте сгоревшей церкви Святого Василия в Вышгороде, возле которой были погребены тела братьев, была построена Борисоглебская церковь, куда были перенесены мощи святых. Летописи описывают чудесные исцеления, происходившие у их гроба, победы, одержанные с их помощью, и паломничество князей к их мощам. А вот Святополк в летописях и сказаниях получает прозвище Окаянный и представляется одной из наиболее отрицательных личностей древнерусской истории.

Такова традиционная версия.

С точностью до наоборот

Святополк ОкаянныйНо существует и другой вариант развития событий.

Известно, что в последние годы жизни Владимир приблизил к себе любимого сына Бориса. Он даже передал ему командование княжеской дружиной, что можно было рассматривать как признание Бориса наследником. Хотя по праву старшинства киевский престол должен был бы достаться Святополку. Таким образом, причиной ареста Святополка вполне мог быть план Владимира завещать престол Борису.

К тому же человек, раскрывший заговор, Анастас Корсунянин, личностью был весьма сомнительной и особого доверия не вызывает. Его происхождение достоверно не известно. Именно этот «грек» в свое время путем предательства помог Владимиру Святославичу взять Корсунь. Затем он стал духовником Владимира и фактическим главой православной церкви. А в 1018 году Корсунянин встречал вступающих в Киев Болеслава и Святополка. «Защитник византийских обрядов» перешел на сторону поляков, стал хранителем украденной княжеской казны, а затем уехал в Польшу, получив там имение.

Кроме того, приблизительно в это же время князь Ярослав неожиданно отказался платить дань отцу и нанял варяжские войска для борьбы с ним. Эти действия Ярослава могли быть связаны с намерением Владимира передать престол одному из младших сыновей, а именно ростовскому князю Борису.

Еще интереснее дело обстоит с историей об убийстве братьев Святополком. Так, скандинавская «Сага об Эймунде», датируемая XIV веком, описывает войну между князем Ярицлейвом из Хольмгарда (Новгорода) и его братом Буриславом, которому достался Кенугард (Киев), где Ярицлейв нанимает варягов для борьбы с братом и в итоге побеждает. События происходят после смерти отца Ярицлейва. Варяги Эймунд и Рагнар с большим войском нанимаются на службу к Ярицлейву и активно помогают ему в борьбе с Буриславом. После первого столкновения с Буриславом Ярицлейву достаются владения брата, затем он успешно защищается от нападения Бурислава, а накануне следующего нападения Эймунд убивает Бурислава при помощи хитрости.

В образе Ярицлейва многие распознают Ярослава, а в Буриславе — Святополка или Бориса.

Также интересна хроника Титмара Мерзебургского, в которой описывается бегство Святополка в Польшу, но нет ни слова о его княжении в Киеве и каких-либо действиях против Бориса и Глеба, что часто интерпретируется в пользу его невиновности.

Не нужно забывать, что Борис и Глеб были готовы признать нового киевского князя Святополка и «чтить его как отца своего». Таким образом, смерть братьев была выгодна Ярославу, но никак не Святополку. Сомнения вызывает и тот факт, что княжеские сыновья, жившие в эпоху междоусобиц и воспитанные как воины, смиренно приняли смерть и не оказали ни малейшего сопротивления «злодею». При этом вполне возможно, что Борис стал даже союзником Святополка.

К тому же у историков есть все основания полагать, что на момент смерти князя Владимира Святополк был старшим из сыновей. А возраст Ярослава в летописях был завышен, чтобы представить Ярослава старше Святополка и обосновать его право на киевское княжение.

Более того, история о том, что Святополк был вовсе не сыном Владимира, вполне могла быть выдумана, чтобы еще больше очернить «убийцу» и поставить под сомнение его право на киевский престол.

Скорее всего, полувымышленные истории об ужасном злодеянии Святополка и о победе Ярослава над ним, как о победе добра над злом, были внесены в летописи в третьей четверти XI века, когда происходило становление культа святых Бориса и Глеба. А позже выдуманные рассказы использовались составителями житий этих якобы «невинно убиенных».

Нужно помнить и том, что, расправившись с «заговорщиком-братоубийцей», Ярослав продолжил борьбу и с другими родственниками, стремясь править самовластно.

Наталья ТИЩУК

  Рубрика: Заговоры и мятежи 168 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,191 сек. Потребление памяти:9 mb