Родственник Московского кремля

Автор: Maks Авг 21, 2019

Кастелло Сфорцеско, или замок Сфорца, — одна из главных достопримечательностей Милана. Замок был блестящей резиденцией миланских герцогов династии Сфорца. В росписи его принял участие Леонардо да Винчи. Но в последующие столетия, при испанцах (1535-1706), австрийцах (1706-1796), французах (1796-1814) и снова австрийцах (1814-1859), превращенный в казарму и склад замок был свидетелем многих осад и имел мрачную славу. В начале XX века реставраторы вернули ему былое великолепие.

На месте замка Сфорца раньше находился другой замок — Порта Джовиа, или Рокка Висконти, построенный Галеаццо II Висконти в 1368 году. За замком закрепилась дурная слава, так как Галеаццо был неразборчив в способах достижения власти, поговаривают, что он даже отравил своего брата. Ненависть к этой резиденции Висконти была столь велика, что в 1447 году восставший народ разрушил замок и образовал Амброзианскую республику. Правда, республика просуществовала недолго — уже в начале 1450 года кондотьеру Франческо Сфорца, зятю Висконти, удалось восстановить Миланское герцогство.

Яблоко раздора

Династия Сфорца правила в Милане с 1450 по 1535 год. Именно герцоги Сфорца возвели тот великолепный замок, который мы видим сегодня. В строительстве замка, которое началось в 1450 году, принимали участие все герцоги от Франческо (1401-1466) до Лодовико (1452-1508). В 1482 году по приглашению Лодовико Моро в Милан прибыл Леонардо да Винчи, предложивший герцогу ряд военных проектов, ну и заодно расписавший потолок дворца.

Правление Лодовико Моро было прервано вторжением французов. Осенью 1499 года войска короля Людовика XII осадили и захватили Милан. В феврале следующего года Лодовико Моро по иронии судьбы вынужден был осадить свой собственный город и замок. Ему удалось выбить французов из Милана, но успех был недолгим, В апреле того же 1500 года его войско было разбито под Новарой, а наемные швейцарские отряды выдали герцога французам. Французское господство в Ломбардии сохранялось до 1525 года.

В первой половине XVI века Миланское герцогство оставалось яблоком раздора между французской династией Валуа и Габсбургами, правившими Испанией и Священной Римской империей. Испано-имперская армия в 1521 году неожиданно атаковала Ломбардию и захватила Милан. Однако в 1524 году французская армия Франциска I отбила Милан. Но сокрушительное поражение французов при Павии в 1525 году предало Франциска I в руки испанцев и заставило его отказаться от претензий на Милан. После смерти последнего миланского герцога — Франческо II Сфорца — в 1535 году герцогство вошло в состав испанских владений в Италии.

Величественный, великолепный и устрашающий

Надо заметить, что одним из условий договора миланцев с Франческо Сфорца был запрет на восстановление ненавистного горожанам замка Порта Джовиа. Однако Сфорца нарушил этот запрет. Чтобы смягчить впечатление от возрождающегося из руин замка, герцог позаботился о том, чтобы фасад замка со стороны города не был мрачным и угрожающим. Поэтому с этой стороны возвели изящную воротную башню (строительство началось в 1452 году). Ее строил Антонио Филарете, поэтому она получила название башня Филарете. Первоначально эта башня несильно возвышалась над прилегающими куртинами.

Позднее, после возведения угловых круглых башен, она получила надстройку, чтобы оставаться главной доминантой фасада.

Однако на более поздних изображениях башни Филарете нет. Она была уничтожена во время катастрофы, произошедшей вечером 28 июня 1521 года: размещенный в башне порох взорвался от удара молнии, башня разлетелась на обломки, погубив то ли 150, то ли 300 человек. Проем в стене просто заложили. А башня была восстановлена только в 1905 году. Вместо большого герба Сфорца в ее верхней части разместили барельеф короля Италии Умберто I (1844-1900) на коне. Выше расположили статую святого Амвросия с гербами шести герцогов Сфорца по сторонам.

Две круглые башни по углам фасада замка были построены в 1455 году архитектором Бартоломео Гадио из Кремоны. Они имели диаметр более 20 метров, толщину стен около 7 метров, уширение-талус в основании и сильно выступали наружу за периметр стен, что в то время было новинкой в военном зодчестве. Чтобы как-то скрасить мощь этих башен, их выложили рустованным камнем. В этих башнях были устроены камеры для заключенных.

Изначально башни венчал зубчатый парапет. Но он оказался неудобным для применения артиллерии. Поэтому в первой половине XVI века его заменили специальным артиллерийским парапетом. В 1797 году сторонники якобинского движения уничтожили гербы на башнях, снесли парапет и хотели даже взорвать башни. И только в 1905 году была завершена реставрация, придавшая башням первоначальный вид.

Ров мертвецов

Замок Сфорца в МиланеПомимо главных ворот Филарете, в большой двор замка вело еще двое ворот по бокам — Санто Спирито и Кармини. Их любопытной особенностью было наличие трех (!) подъемных мостов у каждых ворот. Большой мост для всадников и колесного транспорта и маленький мостик на том же уровне для пешеходов были нормой и встречаются во многих замках. Но вот третий маленький подъемный мостик, расположенный уровнем ниже, — явление необычное. Этот последний использовался для связи с прикрытым путем (дорогой между контрэскарпом рва и гласисом), где во время осады размещались защитники. Под прикрытым путем проходила облицованная камнем контрэскарповая галерея, снабженная боевыми окнами для огня в спину прорвавшемуся в ров противнику. Эти внешние укрепления были связаны с основными укреплениями замка длинными подземными галереями. Парапет замка венчают зубцы в форме ласточкиного хвоста. По всему замку их насчитывается 583.

Внутренняя стена с высокой квадратной башней Бона, приземистой воротной башней Джовия и рвом разделяет замок на две части — большой двор и комплекс жилых строении с двумя маленькими двориками. Последний комплекс — фактически цитадель — занимает меньшую территорию и находится дальше от ворот Филарете и города соответственно. Это был последний оплот обороны герцогов Сфорца. Поэтому здесь применены дополнительные меры защиты: не только ворота, но и двери между строениями были защищены подъемными мостиками с маши кулями сверху. Фактически перед каждой дверью замка был устроен подъемный мостик. Современники насчитывали в замке 62 подъемных моста! А боевой ход куртин открытого двора в местах примыкания к цитадели прерывается ямами-ловушками. Из-за этих ловушек попасть с боевого хода куртин в цитадель было невозможно, а упавший в ловушку несчастный падал в ров к основанию стены. В одной из куртин двора цитадели под названием Роккетта ловушка еще более ужасающая — под ней прямо в стене устроена очень длинная яма-канал, выводящая в ров, а примерно в трех метрах от отверстия ловушки размещены острые железные клинки и шипы. Недаром внутренний ров в замке получил название Ров мертвецов!

С противоположной от города стороны замок защищен куда скромнее. Здесь расположены лишь две прямоугольные угловые башни, равной с куртинами высоты и почти не выступающие за периметр стен замка. Фланговый огонь с них явно был малоэффективным. В целом замок Сфорца планировался для обороны, в первую очередь от восставших горожан, а не от внешнего врага.

С юго-западной стороны к куртине главного двора примыкает так называемый равелин Санто Спирито. Это напоминающее башню прямоугольной формы сооружение во рве, соединенное подъемными мостиками с одной стороны с замком, а с другой стороны с остатками городских укреплений. Показательно, что городские укрепления примыкали к куртине главного двора замка, а герцогская цитадель оказывалась вынесенной за городские стены. Это опять же свидетельствует о том, что Сфорца больше боялись горожан, чем внешних врагов.

Во времена Сфорца и позднее замок был свидетелем самых темных дел. Нередко здесь совершались покушения, убийства и казни. Поэтому неудивительно, что Кастелло Сфорцеско имеет секретные ходы. Под главным двором замка расположены секретные проходы большой протяженности, а во времена Леонардо да Винчи был построен секретный подземный ход, который выводил из замка к церкви Сан-Марко.

Похож, но не очень

Есть версия, что миланский Кастелло Сфорцеско послужил образцом при строительстве Московского Кремля. Это вроде бы подтверждается сообщением Апевиза (одного из итальянских архитекторов, принимавших участие в строительстве Московского Кремля) герцогу Сфорца о том, что великокняжеский «замок» (Кремль) строился по образцу Миланского.

Однако не исключено, что это лишь желание польстить Сфорца. Безусловно, черты сходства есть — это форма зубцов (ласточкин хвост), башен, цоколь-талус в нижней части стен, арки с внутренней стороны стен и пр. Однако все эти архитектурные элементы встречаются в большинстве замков Северной Италии того времени. Итальянское влияние на Московский Кремль несомненно. Однако вряд ли именно Кастелло Сфорцеско послужил прототипом Московского Кремля. Отличий последнего от миланского замка больше, чем сходств. Московский Кремль не имеет регулярной планировки, в нем нет отделенной от остальной части цитадели, нет облицовки башен рустированным камнем, нет машикулей на стенах (только на башнях), нет ловушек на боевом ходу (последние в России встречаются только в И ван городской крепости).

Кроме того, в Московском Кремле бойницы, как и консоли машикулей, другой формы, все угловые башни круглые или многогранные, прямоугольных угловых башен нет, перед воротными башнями были устроены отводные стрельницы оригинальной конструкции, а равелина никогда не было. Даже кладка отличается — в Кастелло Сфорцеско оставили отверстия от балок строительных лесов, в то время как в крепостях Московского государства такие отверстия не встречаются и кладка сплошная.

Александр ФЕДОРОВ



, ,   Рубрика: Без рубрики

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:58. Время генерации:0,809 сек. Потребление памяти:8.58 mb