Советские миллионеры

Автор: Maks Окт 7, 2022

Принято считать, что в СССР все были равны. Но это не совсем так. Помимо кремлевской элиты существовала привилегированная прослойка, которая получала немыслимые доходы. Главной задачей советских миллионеров было придумать, на что тратить деньги, и не высовываться.

Зарплата Иосифа Сталина в 1953 году составляла 10 000 рублей в месяц минус партийные взносы. При этом существовали профессии, официальный оклад которых превышал доходы вождя в разы.

Акулы пера

Войти в круг избранных и разрешенных к изданию советских писателей и поэтов было, конечно, непросто. Но если это удалось, то даже выигрыш в лотерею показался бы не такой удачей.

За одну публикацию в журнале платили 250 рублей (при средней зарплате 150 рублей в месяц). Еще не попавший в опалу Сергей Довлатов вспоминал, что за один опубликованный рассказ ему заплатили 100 рублей — столько не получали в месяц даже сотрудники органов госбезопасности.

За один авторский лист книги (25 страниц на печатной машинке) платили 300-600 рублей, а то и больше. Плюс потиражные, гонорары за переиздания, а уж если твое произведение переводили на иностранный язык… Словом, на доход от издания одного романа в СССР можно было прожить припеваючи 3-5 лет.

Такие плодовитые советские литераторы, как Константин Симонов, Сергей Михалков, Михаил Шолохов, получали за свои труды легальные миллионы советских рублей. Это не считая Ленинской, Сталинской и других государственных премий.

Согласно ведомостям, за четыре года работы Константину Симонову было перечислено 2,5 миллиона рублей.

Сергей Михалков был главным редактором журнала «Фитиль», а его детские книги издавались огромными тиражами. Помимо этого, автор советского гимна не брезговал написанием пьес и сценариев, за которые платили баснословные гонорары.

«Мы были элита…»

Советский сценарист Владимир Кунин писал: «Даже зубры советской романистики люто завидуют киносценаристам… За семьдесят пять страниц сценария для полнометражного фильма киностудии платили от шести до восьми тысяч рублей. В зависимости от имени и заслуг сценариста. Когда же фильм выходил на экран, то сценаристу еще доплачивали и «потиражные»… Итого за один сценарий — пятнадцать!»

Андрон Кончаловский признавался: «Мы были элита. Больше нас, артистов, писателей, зарабатывали только атомные физики. Только у них был так называемый открытый счет. Зарплату им не платили. Можно брать денег, сколько нужно. Ну а сколько было нужно? Купил дачу, купил «Волгу», а что дальше?»

Может, поэтому творческая интеллигенция СССР предпочитала тихо спиваться в ресторане Дома писателей?.. О загулах того времени складывались легенды. Владимир Меньшов как-то проговорился, что «из 40 тысяч, полученных за фильм «Москва слезам не верит», ну пятнадцать точно было пропито: какие-то банкеты, друзья, посиделки…»

Михаил Шолохов получал миллионы, но тратил их на благотворительностьВпрочем, некоторые везунчики судьбы оставались верными идеям коммунизма. Так, автор «Тихого Дона» Михаил Шолохов отдал 330 тысяч рублей на строительство школ. Лауреат Нобелевской премии по литературе жил очень скромно и оставлял на личные нужды мизерную сумму, которой хватало на еду. А все заработанные миллионы самый высокооплачиваемый (500 рублей за авторский лист) писатель СССР тратил на благотворительность.

Односельчанин писателя И. Манский вспоминал: «Никаких особых денег у него не было. Премии свои он отдавал… А сколько всяких просителей шло к нему в дом! Особенно после войны. И надо сказать, помогал он многим. И деньгами, и одежонкой… А то, что во дворе у него видели, так все больше дареное».

Но самой элитной кастой в СССР считались драматурги. Они получали процент с каждого поставленного по их пьесе спектакля (1,5% за каждый акт). А ведь если кинотеатры были только в крупных городах, то театры существовали даже в глухих провинциях.

«А зачем им деньги?..» — справедливый вопрос о советских литераторах. Ведь они и так были обеспечены всеми благами. Так, Алексей Толстой получил бесплатную жилплощадь (особняк в Москве), шикарную дачу в Барвихе и два автомобиля, водители которых получали зарплату от государства. А бесплатные путевки в санатории и на курорты, обучение детей в колледжах, лечение в элитных больницах были доступны даже для малоизвестных провинциальных графоманов.

Примечательно, что даже дети советских писателей после их смерти не знали нужды — жили на проценты с родительских гонораров.

Гребли деньги мешками!

Не бедствовали в СССР и шахматисты. Гарри Каспаров тщательно скрывал свои доходы, но как-то не выдержал и пожаловался, что только чиновникам Госкомспорта он отстегнул миллион долларов из своих гонораров. Это сколько же у него тогда осталось?.. Его соперник Анатолий Карпов тоже был официальным советским миллионером. По слухам, Карпов был страстным филателистом и спускал свои гонорары на самые редкие в мире марки. Его частная коллекция марок оценивалась в 13 миллионов долларов.

За поединком Каспарова и Карпова в сентябре 1985 года следила вся страна. Победу одержал Каспаров, ставший тринадцатым чемпионом мира по шахматам. Советская пресса не писала о том, что приз чемпиона составил 662 000 долларов, а Карпов получил 541 000 долларов. Анатолий Карпов признавался, что за каждый региональный турнир он получал около 100 000 долларов.

К официальным советским миллионерам относились и труженики эстрады. Но больше всех получали не звезды, а те, кто стоял в тени, — поэты и композиторы, в чьи карманы капали отчисления с каждой исполненной песни.

Шутили, что авторы песни «День Победы» Давид Тухманов и Владимир Харитонов каждое 9 Мая зарабатывали на новый автомобиль. Только это была не шутка…

Одним из первых легальных миллионеров стал певец Юрий Антонов, сторонившийся левых концертов (за которые можно было оказаться за решеткой) и честно плативший налоги. В месяц певец получал зарплату 15 000 рублей (при средней по стране 120 рублей). За один концерт Антонов получал невиданные по тем временам доходы в 50 000 рублей.

«У меня была большая зарплата вовсе не потому, что я работал в «Росконцерте». Секрет крылся в другом, — признавался Антонов. — Мне платили большие деньги как композитору. Всесоюзное агентство по охране авторских прав. Деньги, которые приходили туда, были значительно больше, чем я зарабатывал концертной работой. Причем все было официально. Деньги клались на мою сберкнижку…» Юрий Антонов был не только очень талантливым, но и плодовитым автором. Народ его творчество обожал. Песни Антонова звучали из каждой форточки, а исполнителю за очередной доптираж пластинок выплачивали кругленькую сумму, а ведь он даже не был членом Союза композиторов СССР. Певец говорил: «К счастью, была фирма «Мелодия», хоть единственная и государственная, но ей надо было «делать план», и этот план она делала не на песнях советских композиторов, а на мне… Из-за этого, скрипя зубами, с моим «миллионерством» приходилось мириться!»

Помимо авторских отчислений, певец часто гастролировал за границей. Оттуда он привозил аппаратуру и сбывал ее на родине. Приятель музыканта Юрий Николаев вспоминал: «Дело пошло настолько хорошо, что у него были буквально мешки денег. Они лежали стопками под кроватью. И Юра мне говорил: «Я не знаю, куда мне их потратить!»» Та же проблема была и у других советских толстосумов: Владимира Высоцкого, Муслима Магомаева, Людмилы Зыкиной. А сколько в советском шоу-бизнесе было подпольных миллионеров, точно никто не знает…

Анна ГОЛУБЕВА

  Рубрика: Назад в СССР 236 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,216 сек. Потребление памяти:9.3 mb