Странная картина

Автор: Maks Фев 17, 2022

Есть у великого Диего Веласкеса загадочная картина — «Венера с зеркалом». У картины замечено мистическое свойство: пагубным образом влиять на судьбу своего владельца, обрекая его на разорение и даже смерть.

Загадки Венеры

Первое письменное упоминание о картине «Венера с зеркалом» датировано 1651 годом — в описи коллекции маркиза дель Карпио. Искусствоведы полагают, что полотно было создано в Италии во время второй поездки художника. Веласкес тогда переживал личный кризис, жену в поездку он не взял. Есть свидетельства, что у него в Италии была возлюбленная, и она, уже после отъезда Диего Родригеса в Испанию, родила сына, на содержание которого Веласкес потом отправлял деньги. Не исключено, что именно эта итальянка позировала художнику для его Венеры.

Правда, есть и другая версия: картина была создана в Испании, и на ней изображена известная мадридская актриса и танцовщица Дамиана, любовница упомянутого маркиза дель Карпио, по просьбе которого Веласкес создал эту работу.

«Венера с зеркалом» — единственное сохранившееся изображение обнаженного женского тела кисти Веласкеса. Подобные греховные сюжеты резко осуждались испанской инквизицией. Работа над такой картиной не исключала печальных последствий: в лучшем случае ее могли конфисковать для сожжения, а в худшем — наложить на художника огромный штраф или даже отлучить от церкви.

Размер картины 122 х 177 см, она написана маслом по холсту. В работе ощущается влияние итальянской школы (в первую очередь творчества Тициана). Полотно изображает обнаженную женщину, лежащую спиной к зрителям, облокотившись на правую руку, смотрящую на себя в зеркало, которое перед ней держит ребенок-Купидон. Картина не напоминает ни один известный мифологический сюжет. Более того, первоначально она вообще называлась Dona Desnuda (исп. «нагая женщина») — и уже потом получила названия «Венера с зеркалом» или «Туалет Венеры». В отличие от устоявшегося образа богини любви у женщины темные волосы, да и вообще она не очень похожа на богиню. Это прежде всего изображение женского тела, прекрасного и зовущего к наслаждениям.

«Венера с зеркалом» Диего ВеласкесаОдна из загадок картины: в нарисованном на ней зеркале отражается лицо женщины — но, увы, совсем не такое молодое и прекрасное, как тело. Искусствоведы выдвигали гипотезу, что художник намеренно скрыл настоящее лицо, написав поверх него другой образ. Но исследования не подтвердили этого факта. Лицо женщины было написано сразу таким, каким мы видим его сейчас.

Несоответствие отраженного в зеркале лица и тела — не единственная тайна картины. Уже современники отмечали, что зеркало под таким углом должно отражать низ живота Венеры. Обвинить столь известного мастера в грубом нарушении законов перспективы невозможно. Это явно намеренное искажение — и художник вложил в него какой-то смысл. Но какой?

Проклятие

По легенде, «Венера» была показана Филиппу IV — и ему понравилось, что в зеркале отражается лицо не слишком красивой женщины. Даже святая инквизиция не могла перечить одобрению короля.

После кончины маркиза дель Карпио полотно досталось его дочери Каталине. Она вышла замуж за герцога Альбу, и шедевр Веласкеса стал достоянием дома Альба — вплоть до 1802 года, когда его владелицей была Каэтана Альба.

Семейство Альба разорилось — и король Карл IV, чтобы покрыть его долги, приказал продать работу Веласкеса своему фавориту и первому министру Мануэлю Годою. А вскоре того изгнали из страны, конфисковав имущество.

Новым владельцем картины стал купец из Мадрида. Однако вскоре после ее приобретения несколько его судов утонули, а остальные были захвачены пиратами. Купцу пришлось все продать.

Картину приобрел другой богатый испанец, хозяин торговых складов. Но спустя несколько дней его склады загорелись от ударившей молнии — и богач разорился.

Полотно выкупил состоятельный ростовщик. Через три дня в его дом забрались грабители и убили хозяина.

За права женщин

Вскоре картина оказалась в Лондонской национальной галерее. 10 марта 1914 года одна из посетительниц галереи подошла к шедевру великого испанца, выхватила из-за пазухи мясной тесак и буквально набросилась на картину. Она успела нанести семь ударов, а после ареста заявила: «Меня зовут Мэри Ричардсон. Я суфражистка, борец за права женщин. Вы можете купить еще одну картину, но ни за какие деньги не купите вторую Эммелин Панкхерст, если убьете ее в тюрьме».

Панкхерст была главой движения суфражисток и в это время находилась под арестом.

Мэри Ричардсон получила полгода тюрьмы. «Венеру» Веласкеса восстановили, через три месяца она вернулась на прежнее место в экспозиции. После реставрации сотрудники Лондонской национальной галереи во всеуслышание объявили, что злые чары картины отныне потеряли свою силу. Но так ли это на самом деле?

Платон ВИКТОРОВ

  Рубрика: Невероятные артефакты 654 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,363 сек. Потребление памяти:9.69 mb