Суровый отец амишей

Автор: Maks Авг 26, 2020

Американские амиши не пользуются благами цивилизации, за пределы своих земель выезжают в крытой повозке на конной тяге, носят архаичную темную одежду, женщины — белые чепцы. Они практически не контактируют с внешним миром, живут по своим законам и вступают в браки только с единоверцами. У истоков этого сообщества стоял швейцарский портной — Якоб Амман.

О жизни и семье Якоба Аммана известно очень мало. Нет даже точной даты рождения. 12 февраля 1644 года — это не дата рождения, а дата крещения ребенка мужского пола Якоба, появившегося на свет в швейцарском селе Эрленбах-им-Зимменталь у Михаэля Аммана (в другом чтении Амме) и Анны Рупп.

Патриархальный портной

О семье Амманов известно только, что Михаэль, как и его отец Ульрих, был портным, детей у него было шестеро, Якоб родился третьим. Обычно считают, что Амман был по национальности швейцарцем, но, скорее всего, он был немцем и говорил на немецком языке. Установить точно это невозможно, поскольку сам Якоб образования не получил, он не умел не только писать — в зрелые годы вместо подписи он ставил крестик, либо предоставлял эту возможность своим более грамотным соратникам, но и читать. Во всяком случае, с рукописными текстами он не справлялся, и когда на одном из молитвенных собраний должен был зачитать важное письмо, то попросил сделать это более сведущего собрата. Зато язык у этого швейцарского немца был подвешен хорошо, убеждать людей он умел. А вера у Аммана была специфическая, как и у других анабаптистов, и необычайно крепкая.

Очевидно, с традиционной религией были проблемы и у его отца Михаэля, потому что в 1655 году, когда Якоб был еще подростком, семье пришлось перебраться в городок Оберхофен-ам-Тунерзее, спасаясь от религиозных гонений в Эрленбахе. В положенный срок Якоб был обучен портняжному искусству, женился на Ферене Штюдлер, о которой тоже ничего не известно. У них родилось несколько детей, в том числе сын Бальц. Между 1671 и 1680 годами Якоб вместе с молодым поколением Амманов принял сознательное крещение в общине анабаптистов. В споре меннонитского крыла анабаптистов Якоб занял самую консервативную сторону. Очевидно, он был харизматичен и невероятно фанатичен, потому что в 1680 году из Оберхофена в Берн полетело письмо от местных властей с вопросами, что им делать с яростным проповедником Амманом. От религиозных споров Швейцарию трясло как в лихорадке.

Диспуты с оружием

Споры о вере начались в Швейцарии не в 1680-е годы. Анабаптисты впервые заявили о себе в Германии, Швейцарии и Нидерландах еще в первой трети XVI века. Имя им дали религиозные оппоненты, в переводе на русский оно звучит пренебрежительно — «перекрещенцы», потому что последователи этого учения принимали второе крещение уже в сознательном возрасте. Несмышленые младенцы, считали они, не могут проходить обряд крещения, потому что решение за них принимают родители. А выбор конфессии — дело серьезное, ребенок этого сделать не может. Анабаптисты призывали обобществить имущество и сделать его коллективным, также они предлагали обобществить и женщин, а детей от временных браков воспитывать всей общиной.

Последнее предложение сразу же раскололо ряды анабаптистов на консерваторов и радикалов. Но в 1525 году местные диссиденты, известные как швейцарские братья, выступали еще единой колонной под водительством Конрада Гребеля, Георга Блаурока, Михаеля Саттлера, Феликса Манца и даже участвовали в Крестьянской войне в Германии, куда были вынуждены бежать от постоянных гонений на родине. В немецких землях особенности их веры — отрицание церковной иерархии, присяги на верность отечеству и самой военной службы, поскольку власть хочет использовать людей втемную, одних братьев против других, — сразу пришлись по душе лидеру восстания Томасу Мюнцеру.

А в рядах анабаптистов вызрело радикальное крыло. В 1527 году, уже после немецких событий, дело дошло до первой крови мучеников за веру. Все лидеры анабаптистов, принявшие участие в Аугсбургском съезде, получившем название «Синод мучеников», были убиты или умерли в том же году — в Швейцарии свирепствовала чума. Новое поколение анабаптистов радикального толка присоединилось в 1534 году к Мюнстерской коммуне, которую возглавлял Ян Матис. Захватив город, восставшие сформировали что-то вроде теократического государства, сам Матис объявил себя Энохом и ввел ту самую общность имущества и жен, о которой мечтали анабаптисты. Подавлять новоявленного мессию с его 12 апостолами отправили войска.

В одной из вылазок Матис был убит, власть тут же перехватил апостол Иоанн Лейденский, который провозгласил себя царем и ввел многоженство. Неизвестно, сколько бы продержался Мюнстер против сплоченных сил противников, но победили коммуну вовсе не войска, а разруха, голод и чума. Но следом за Мюнстером вспыхнул Амстердам, а за ним Гент. Эти мятежи были подавлены еще быстрее и с большой кровью.

В этих трех выступлениях против системы погибли самые активные радикалы. Новый всплеск анабаптистского учения приходится уже на вторую половину XVII века. Это было время Якоба Аммана.

Раскольники и эмигранты

Община амишейК 1693 году Якоб Амман уже прочно занял ведущую роль в той части анабаптистов, которые называли себя меннонитами, то есть последователями Менно Симонса, нидерландского пацифиста того времени. Эти непротивленцы казались Амману беззубыми конформистами, а Амман уже знал, чего хочет — сильной общины, строившей жизнь согласно заповедям.

Амман подписал петицию против недавних союзников, потребовал безоговорочного соблюдения правил и изгнания из общин нарушителей. Ханс Райст, рукоположивший Аммана, возмутился. Все это шло вразрез с тем, чему учил он. Между двумя лидерами возникла страшная склока, которая закончилась для меннонитов расколом. Последователи Аммана получили имя амманитов или амишей. Амман вышел из анабаптистского движения Райста и провозгласил собственный путь. Это перепугало власти в Берне, они боялись нового витка Реформации.

Начались гонения. И самому Якобу, и его отцу, и большинству сторонников пришлось бежать в Эльзас, который тогда находился под властью Франции. И король Людовик XIV был совершенно не рад появлению в католическом государстве такого протестантского подарочка, да еще и с очень нетривиальными идеями. Амишами объявили себя практически все меннониты Эльзаса.

Впрочем, в Эльзасе они не чувствовали себя спокойно. Когда умер отец Якоба, хоронить его пришлось в соседнем поселке, поскольку жители Эдольсайма пообещали выкинуть его труп из могилы. Самому Амману тоже пришлось перебраться в Сент-Мари-о-Мин, где он жил до 1712 года. Он был уже немолодым человеком, но все так же яростно призывал не разделять крова и трапезы с предателями, среди которых числил всех, кто не разделял его воззрений или вообще принадлежал к другой конфессии.

Общество, которое он хотел создать, было сугубо консервативным, патриархальным, послушным лидеру и принимающим веру не разумом, а сердцем. Очевидно, эти мысли были близки последователям, поскольку, когда в 1712 году Людовик XIV издал эдикт об изгнании еретиков-амишей за пределы королевства, те от своей веры не отреклись и отправились в вынужденное изгнание. Сам Амман уехал в Нижний Эльзас, который не входил в состав Франции. Больше никаких сведений о нем история не сохранила. В любом случае мятежный патриарх благополучно дожил до старости.

Судьба же амишей сложилась вполне счастливо. Спасаясь от гонений, они перебрались из Эльзаса в Нидерланды, а оттуда за океан. В Германии, Франции, Нидерландах и прочих европейских государствах амишей практически не осталось. Французские власти в 1770-е годы приняли ряд законов, глубоко возмутивших верующих-протестантов. Они, амиши, обязаны были выплачивать жалованье учителям-католикам, в школах которых не учились дети анабаптистов!

Они не желали поднимать руку на суде во время клятвы на Библии, поскольку считали недопустимым давать такую клятву. Они избегали социальных контактов вне собственной общины. Вот эти разногласия с местными властями и вынудили их покинуть Европу. В США они оказались в благоприятной среде. Там они создали очень замкнутые сообщества, отказались от контактов с соседями, сохранили пенсильванский диалект немецкого языка, на котором говорили переселенцы в XVII-XVIII веках. Амиши образовали своего рода государство в государстве, где живут по собственным законам и подчиняются собственным «отцам». Американские федералы стараются лишний раз к ним не соваться…

Елена ФИЛИМОНОВА

Загадки истории » Религии мира » Суровый отец амишей

, , ,   Рубрика: Религии мира 9 раз просмотрели

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:27. Время генерации:0,626 сек. Потребление памяти:8.63 mb