Вечно на плаву
Тамару Лемпицку по праву можно назвать художницей, поймавшей волну. В дни тяжелых испытаний, которые уготовил своим детям безжалостный XX век, эта светская дама, одна из ранних представительниц гламура, была неизменно богата, востребованна и счастлива.
Тамара Лемпицка, женщина, которую любила удача, на самом деле имела все шансы для того, чтобы попасть в жернова безжалостного столетия. Но везение, талант и характер сделали свое дело: она умерла в 1980 году, в возрасте 81 года, в своей постели.
Туманное прошлое
Мария (Тамара) Борисовна Гурвич появилась на свет в 1898 году в Варшаве. Ее отцом был адвокат еврейского происхождения. Мать художницы — наполовину полька, наполовину еврейка — после расставания с мужем служила гувернанткой. Вообще, будущая светская львица с младых ногтей всячески напускала тумана на свою биографию. По одним слухам, ее родители расстались, по другим — отец покончил с собой.
Да, мать вроде работала гувернанткой. Но тогда почему дочь гувернантки еще в России участвовала в светских мероприятиях? Правда, иногда гламурная дама говорила: ее мать также блистала в свете. Тогда становится понятно, почему она в детстве училась в швейцарском закрытом пансионе, откуда сбежала в Италию, по которой в течение долгого времени путешествовала вместе с бабушкой. Там-то, в стране Рафаэля и Данте, по словам художницы, она и решила посвятить себя изобразительному искусству, а не музыке, как того хотели родные…
После кончины звезды ар-деко биографы собирали факты из жизни гламурной дивы буквально по крупицам.
Сохранился лишь фотопортрет весьма непривлекательной пухловатой девочки с художественными кистями в руках.
Кормилец семьи
А в 1916 году она уже выхватила из лап судьбы первый жирный кусок: вышла замуж за Тадеуша Лемпицкого, богатого банкира, красавца, одного из самых завидных женихов России. В том же 1916-м родилась их дочь Мария Кристина, которую дома называли Кизеттой.
Уже в возрасте 18 лет Лемпицка предстает перед нами совсем в другом образе: пусть ее внешность не соответствовала классическим канонам красоты, но в тонком вкусе и изысканности ей отказать было трудно.
Произошла революция — большевики захватили власть. Молодая богатая парочка как будто этого и не заметила. Они все так же пропадали на вечеринках. Правда, вечеринок становилось все меньше. Но ничего, думали супруги, это временные трудности. Отрезвление наступило, когда Тадеуша арестовала ЧК. Один Бог знает, сколько денег, усилий и связей пришлось пустить в ход жене, чтобы вырвать мужа из лап чекистов. И опять же Бог знает, чего стоило Лемпицким достать поддельные документы, по которым они бежали в Париж в 1919 году.
В эмиграции пара продавала драгоценности, которые каким-то чудом удалось вывезти из России. Но ювелирные изделия кончались. А муж, вместо того чтобы бороться за семью, стал прикладываться к бутылке.
Тогда дело обеспечения семьи взяла в свои руки жена. У нее обнаружилась замечательная предпринимательская жилка. И главное — талант художника. Живопись стала для нее средством заработка, а не баловством супруги богача, как про ее увлечение думали знакомые в дореволюционной России.
В первой половине 1920-х художница развелась с мужем. Взяла себе псевдоним Тамара де Лемпицка, хотя ее супруг отродясь не был дворянином — частице «де» неоткуда было взяться. И разбогатела. Она стала зарабатывать своей кистью: писала портреты. С ее полотен на зрителя смотрели яркие лица с глазами, лишенными выражения. Но отказать в индивидуальности ей не мог никто: в сочетании красок и образов было нечто завораживающее. От картин Лемпицкой пахло богатством и роскошью. Некоторые критики отнесли ее работы к «мягкому кубизму», некоторые — к ар-деко. А некоторые считали: художница создает китч, грубые образчики массовой культуры. Тамара на все отзывы плевала. Она отлично понимала: одних способностей мало. Надо еще уметь себя продавать. А продает полотна во многом образ их автора. Вот одно из ее высказываний: «Востребованность художника во многом зависит от его харизмы. Быть гением, но без огонька — значит оставаться без работы».
Картины оказались чем-то новым. И быстро нашли свою нишу, несмотря на разноречивые отзывы критиков. Творила яркие полотна настоящая дива с тонким орлиным профилем, холодными голубыми глазами и в изысканных нарядах. Заказы были расписаны на годы вперед. За каждое полотно художница брала по 20 тысяч долларов современными деньгами. Что бы ни говорили все те же тонкие ценители искусства о Тамаре, но двери лучших светских гостиных в один прекрасный день открылись для нее настежь. Вскоре и знаменитые кутюрье выстроились в очередь к Лемпицкой с подарками: они хотели, чтобы модная художница и светская львица щеголяла в свете в их нарядах. Это повышало их популярность и приносило новые дорогие заказы. Трудиться пришлось много. Тамара позже говорила о том времени: «Я работала по 10 часов подряд, а во время коротких перерывов позволяла себе выпить бокал шампанского или принять расслабляющую ванну».
К 30 годам художница заработала свой первый миллион. Она без лишней скромности говорила о себе: «Я украсила Париж не меньше, чем Эйфелева башня…»
Романы следовали один за другим. Притом художница не скрывала своих связей ни с мужчинами, ни с женщинами. Для 1920-х годов, задолго до сексуальной революции, которая свершилась в 1960-х, это было более чем дерзко.
А потом на горизонте Лемпицкой замаячил новый брак. Венгерский барон, богач Рауль Куффнер самолично явился в ее мастерскую. Пришел не один, а со своей любовницей — андалусской танцовщицей Наной Эррерой. Тамара сразу поняла: крупная рыба не должна ускользнуть из ее рук. Куффнер заказал художнице портрет Наны. Лемпицка заказ взяла. И устроила из него Эррере настоящую вивисекцию. Она заставляла танцовщицу часами ждать ее, пока она принимает ванну. Измучила бедную Нану позированием в неудобной позе. В итоге состояние любовницы миллионера отразилось на полотне: Эррера вышла практически карикатурно. Все прошло, как и задумала интриганка: Рауль, увидев свою испанскую любовь на картине, разлюбил ее раз и навсегда. А место Наны заняла Тамара.
И она стала не любовницей, а законной женой. В то время ее уже занимали не столько деньги барона, сколько его статус. Правда, для порядка она немного поломалась, изображая, что не принимает его ухаживания всерьез, — аристократ созрел довольно быстро.
Тамара была высокого мнения о своем втором муже. Она говорила уже после его кончины: «Мой первый муж был очень красив. У второго был характер».
Безупречное чутье
В первой половине 1930-х чутье опять не подвело Лемпицкую. Она смогла уговорить мужа продать всю недвижимость в Европе, положить деньги в швейцарский банк и отбыть в США. Суть фашизма она, в отличие от многих своих гораздо более умных соотечественников и соплеменников, оценила сразу — интуитивно. Вот как она писала об этом: «Мы завтракали на балконе роскошного австрийского отеля и внезапно услышали странную и пугающую песню. В городе проходил парад гитлерюгенда. Тогда я поняла, что пора уезжать». В конце 1930-х они с мужем были уже за океаном.
Ее дочь Кизетту растила мать Тамары. Художница любила рисовать девочку, но заниматься ребенком ей не нравилось. В начале войны она все же вызволила дочь из Парижа, ставшего опасным. Дочь же почему-то всю жизнь питала необычайную любовь к своей холодной матери.
В Америке Лемпицка была популярна недолго. Сначала весь Голливуд выстроился за портретами ее кисти. А потом в моду вошел сюрреализм — работы Тамары стали считать китчеватыми обложками журналов.
В 1961-м скончался Рауль. После его смерти Тамара сделала последний рывок: влюбила в себя молодого мексиканского скульптора Виктора Контрераса, который долго сносил ее кошмарные истерики. Она, например, со скандалом заставила убрать из дома все зеркала, чтобы не видеть в них себя стареющую. В конце концов, терпеливый возлюбленный не выдержал. Пришлось Тамаре вернуться к Кизетте, которая к тому времени мирно жила в Техасе с мужем и детьми. Художница мотала нервы дочери до самой своей смерти. Согласно ее последней прихоти, прах Тамары развеяли над мексиканским вулканом Попокатепетль…
Кизетта кротко сносила истерики матери. Впрочем, судьба ее вознаградила за терпение: она получила богатое наследство. Сегодня картины Лемпицкой стоят миллионы. В числе ее поклонников — певица Мадонна и актриса Барбра Стрейзанд.
Олъга СОКОЛОВСКАЯ
Предыдущая⇐ ⇐Импичмент по советски⇐ ⇐
Следущая⇒ ⇒Забег в вечность⇒ ⇒
https://zagadki-istorii.ru