Земной эдем

Автор: Maks Мар 18, 2022

Дворцово-парковый ансамбль в небольшом городке Синтра недалеко от Лиссабона по праву называют португальским Эдемом. Именно так мог бы выглядеть райский сад, если бы его проектировал Великий Архитектор. Усадьба Кинта да Регалейра с декоративной стеной, башенками и массивным донжоном, удивительно похожая на средневековый замок богатого аристократа, построена в начале XX века.

Своим появлением португальский Эдем обязан бразильскому бизнесмену Антониу Аугусту Карвалью Монтейру по прозвищу Мильхоес — «миллионер». Он происходил из богатой семьи португальцев, обосновавшейся в колониальном Рио-де-Жанейро, но всегда мечтал вернуться на родину предков — в Европу. После смерти родителей Монтейру унаследовал большое состояние, которое многократно увеличил благодаря беспошлинной торговле кофе и драгоценными камнями. Тогда и прилипло к нему это прозвище — Мильхоес, и иначе как Монтейру дос Мильхоес, то есть Монтейру-Миллионер, его и не называли.

Волшебная гора

Торговля интересовала Монтейру только как средство умножения денег, которые были необходимы для осуществления многочисленных гуманитарных проектов, как своих, так и чужих — он финансировал создание зоопарка, участвовал в национальной программе по борьбе с туберкулезом. В то же время Монтейру разделял крайне правые политические взгляды, был убежденным монархистом и видел идеал в «золотом веке Португалии», когда ни о какой республиканской заразе не было и речи, он даже участвовал как-то в монархическом заговоре и на короткое время попал в тюрьму.

Монтейру был весьма образованным и эксцентричным человеком. Он получил степень доктора права в университете Коимбры, успешно занимался энтомологией, был страстным библиофилом и прославился тем, что собрал лучшую коллекцию сочинений знаменитого поэта Камоэнса, кроме этого, он коллекционировал старинные часы и музыкальные инструменты, вел археологические изыскания. И как просвещенный человек XIX века, вступил в масонскую ложу. Вот тогда-то и зародилась у него мечта построить в Португалии «масонский дворец».

С деньгами у Монтейру проблем не было. Для своего проекта в 1892 году он выкупил за 25 тысяч португальских реалов целую гору, высившуюся рядом с Синтрой, — имение Ален Регалейры, дочки торговца из Порту, купившей себе титул баронессы.

Когда Монтейру приобрел приглянувшуюся ему гору, название он менять не стал. Но летний дворец баронессы по душе ему не пришелся, как, собственно, и необихоженные склоны, где совершенно голые, где усыпанные камнями. Дворец предстояло снести и на его месте основать целый замок, а на склонах создать террасный парк со множеством прудов, островков, ручьев, мостиков, беседок.

Масонский рай

Монтейру полностью разделял идеи масонов. Свой рай он видел местом, где смогут встречаться и свободно обсуждать животрепещущие вопросы масоны всего мира. В этом замечательном месте царила полная свобода слова, любой гость имел право на собственное мнение. Одним словом, Антониу Монтейру исповедовал идеи Просвещения, которые были присущи еще первым масонским сообществам и, как он считал, розенкрейцерам и тамплиерам. А дабы оградить эти величайшие ценности от невежественных современников, он надумал использовать в архитектуре тайные масонские знаки.

Синтра была выбрана для грандиозного проекта не случайно: она располагалась совсем рядом со столицей, в ее окрестностях жило много аристократических семейств, да и сама гора была удивительным природным образованием с водными источниками, не слишком пологими и не слишком отвесными склонами, пещерами и тоннелями. Оставалось только придать естественной красоте природы благородные формы и выстроить на вершине дворец философии. Дворец из белого камня должен был стоять среди яркой растительности и давать уму созерцательный философский настрой. В целом, поместье Монтейру должно было выглядеть как небольшое государство, запечатлевшее все этапы истории и философии от Древнего Египта и Античности до Ренессанса.

Не случайно в оформлении многочисленных беседок, бельведеров, домиков, мостиков, гротов, колодцев, тайных ходов были использованы греческие мифы, сочинения Вергилия и Данте, стихи Камоэнса, священные тексты древних египтян, гностические и христианские тексты. Литературную и историческую подоплеку имеют не только фигуры, запечатленные в витражах и скульптуре, но и количество ступенек или ниш.

Например, в знаменитом «Колодце посвящения», сугубо масонском объекте, списанном с «Божественной комедии», существует девять уровней ведущей вниз винтовой лестницы с 15 ступенями в каждом пролете. Более того, на одной из стен имеется набор из 1, 7, 15 ниш, что составляет 1715 год, когда гора была приобретена в частную собственность. А многочисленные растения, размещенные в парке, соответствуют тем бразильским деревьям, которые упоминал Камоэнс. Античная Леда держит в руке христианского голубя — символ непорочного зачатия, а по прудам, через которые нет мостиков, можно перейти, не замочив ног, по камням, но только в том случае, если начинать движение с левой ноги. Все здесь имеет свой смысл. Тайный.

Проект и воплощение

Кинта да РегалейраПланы по созданию этого Эдема Монтейру вынашивал с 1895 года, но нанятый им архитектор Анри Люссо не справился с грандиозностью замысла. В истории португальской архитектуры он разбирался плохо, придать проекту национальный колорит не смог. Другой архитектор, итальянец Луиджи Манини, оказался гораздо продуктивнее и понял замыслы нанимателя, вник в самую их суть. Он решил использовать для построек архитектурные стили разных эпох — романский, готический, времени Ренессанса, в том числе и португальского, известного как мануэлину. Само строительство заняло в основном около 6 лет — с 1904-го по 1910 год.

Главным зданием, центром «рая» является, конечно, четырехэтажный дворец Регалейра, выполненный в готическом стиле. Он украшен многочисленными башенками, колоннами и горгульями и когда-то использовался по назначению. Хозяин горы в нем жил. Гостиная, в которой он принимал посетителей, столовая и спальня располагались на первом этаже, кабинет — на втором, подвал и верхний этаж отводились для хозяйственных нужд и слуг. Дворцовая лестница символизировала мировую ось. Перед фасадом дворца находится католическая капелла, украшенная многочисленными христианскими декоративными элементами, в том числе фресками и витражами с изображениями святых. Но если приглядеться, можно заметить в ее оформлении символику тамплиеров. Капелла соединена из крипты подземным ходом, ведущим во дворец.

Впрочем, подземные ходы идут под всей территорией парка и соединяют многочисленные гроты и наземные постройки между собой. Наиболее впечатляющей среди них выглядит, конечно, «Колодец посвящения», он уходит на глубину около 30 метров.

Эта полая башня, как упоминалось ранее, имеет девять уровней, символизирующих круги ада, чистилища и рая. А на самом нижнем ярусе, на полу, изображен герб Монтейру — восьмиконечная звезда с тамплиерским крестом. Башня просто предназначена для тайных сборищ. Правда, хотя сооружение и называется «Колодцем посвящения», ни о каких масонских обрядах, которые здесь проводились, неизвестно.

Кроме колодца на территории парка много удивительных и очень симпатичных построек. Есть там своя «Терраса небесных миров», скрывающая проход в подземный тоннель, над которой высятся «Ворота стражников» — с двумя башенками по бокам и резным балкончиком с беседкой, есть «Фонтан изобилия» с алхимическими символами розенкрейцеров, есть искусственные водоемы с водопадами, есть «Променад богов» с многочисленными античными божествами, есть «Грот Леды», над которым поднимается очаровательная башенка, есть два «Зиккурата» в вавилонском стиле, есть «Грот девственницы» и «Грот лабиринта» — всего и не перечислить.

Это основные постройки были возведены с 1904-го по 1910 год, на самом-то деле созданием своего особого, масонского или, скорее, фантастического мира Монтейру занимался до самой своей смерти в 1920 году. И настолько преуспел, что сегодня Кинта да Регалейра, выкупленная у последних собственников, японской корпорации Аоки, городским советом Синтры в 1996 году, служит верой и правдой туристическому бизнесу. И приносит отличный доход. Особенно после того, как в 2002 году иллюзорный мир Монтейру был причислен к лику архитектурных памятников Португалии.

Николай КОТОМКИН

  Рубрика: Невероятные артефакты 179 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,230 сек. Потребление памяти:9 mb