Падение Икара

Автор: Maks Мар 18, 2022

Всемирно известный летчик Валерий Чкалов трагически погиб 15 декабря 1938 года при испытании нового истребителя И-18о. Однако факты его гибели слишком противоречивы, и потому существуют предположения, что это была не трагическая случайность, а преднамеренное убийство…

Прославленный летчик Валерий Павлович Чкалов в июле 1936 года вместе с Георгием Байдуковым и Александром Беляковым совершил беспосадочный перелет из Москвы в Петропавловск-Камчатский и далее на дальневосточный остров Удд. В июне 1937 года во главе этого же экипажа за 63 часа он перелетел из Москвы в Ванкувер (США) через Северный полюс. Валерий Чкалов разработал новые фигуры высшего пилотажа (замедленную бочку и восходящий штопор), испытал больше 70 типов самолетов. За его достижения ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

«Великий летчик эпохи»

По воспоминаниям дочери Чкалова, Валерии, к концу жизни он был не только комбригом, прославленным на весь мир, «великим летчиком эпохи», как его называли в прессе, а уже государственным деятелем. Его авторитет среди простого народа был очень высок, ему приходили мешки писем; после избрания Чкалова в конце 1937 года в Совет национальностей Верховного совета СССР ему приходилось, кроме испытания самолетов, часто встречаться с делегациями от рабочих, крестьян, интеллигенции.

«Самолет-убийца», скоростной одномоторный истребитель И-180 конструкции Поликарпова спешно готовили к эксплуатации, ссылаясь на приказ от 16 августа 1938 года наркома оборонной промышленности Кагановича. Но по документам, имеющимся у дочери Чкалова, такой самолет в перспективных планах наркомата обороны не фигурировал. Причин для спешки не было, возможно, это была инициатива директора авиазавода №156 Михаила Усачева. Он, возможно, хотел выслужиться, получить премию и другие привилегии. А может, не обошлось и без взяток.

Макет И-180 сделали всего за пару недель, а 22 сентября комиссия вынесла решение, что он «должен быть доделан с устранением указанных недостатков».

Впоследствии, когда расследовали катастрофу, комиссия установила, что «подготовка самолета к полету с момента вывода на аэродром 7.XII.1938 г. происходила в условиях исключительно вредной спешки при фактической обезличке и безответственности за это ответственное дело». В результате такой подготовки летчик шел в полет, не представляя себе всех особенностей самолета, его состояния и обстановки, в которой происходила подготовка. Чкалов всегда доверял конструкторам и техникам.

Последний полет

15 декабря 1938 года было морозным днем, но на самолете не было системы регулируемого кондиционирования, что увеличивало опасность особенно при наборе высоты.

В 12 часов 58 минут Чкалов поднял самолет в воздух. Весь полет длился минут 10. Внезапно самолет сделал резкий вираж влево и исчез из поля зрения наблюдателей.

Его нашли на территории дровяного склада возле Хорошевского шоссе. При снижении самолет развернулся и врезался в кучу дровяных отходов. Передняя часть была разбита, Чкалова при ударе о землю выбросило вперед вместе с хвостовой частью фюзеляжа, деталями системы управления и сиденьем. Он был еще жив, но умер по дороге в больницу (по другой версии, как только его доставили в Боткинскую больницу) через несколько минут.

Причиной экстренной посадки самолета стал «отказ мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом». Нормально посадить самолет из-за недоработки его конструкции Чкалов уже не мог. Оставалась возможность увести самолет подальше от жилых построек, чтобы избежать жертв.

Созданная комиссия при расследовании трагедии сделала заключение, что в самолете, допущенном к полету, было больше 50 неустраненных дефектов.

В итоге комиссия постановила: «Гибель т. Чкалова является результатом расхлябанности, неорганизованности, безответственности и преступной халатности в работе завода №156».

Что могло быть?

Депутат Верховного совета СССР Чкалов В.П.Но друг и член экипажа Чкалова по полетам Георгий Байдуков, проведя собственное расследование, нашел ряд документов, не попавших в поле зрения комиссии. Они позволяют сделать вывод, что Чкалова убили, заставив лететь на недоработанном, негодном к полету самолете.

Например, из документов видно, что из 12 пунктов программы наземных испытаний не были выполнены 11: обмер крыла и двигателей, проверка закрылков и механизма управления ими и другие испытания. В конструкцию двигателя М-88 без согласования с заводом-изготовителем внесли технические изменения. Как объяснялось, для уменьшения веса. В целом, делает вывод Байдуков, на подобном самолете после таких изменений нельзя было не только летать, но даже совершать пробные пробежки с отрывом от земли на метр-два. Он отмечает: о том, к каким трагическим последствиям могли привести подобные деструктивные изменения, знали и понимали вожди партии. И Каганович, и Молотов, и Берия (в то время глава НКВД), и сам Иосиф Сталин.

Дочь Валерия Павловича вспоминала: «Моя мама, Ольга Эразмовна, рассказывала, что последние месяцы отец спал с револьвером под подушкой, у него изменилось выражение глаз, что хорошо видно на фотографиях того времени. После его известных на весь мир перелетов к нему был приставлен охранник, который сопровождал его все время, даже во время отпуска. Тем не менее на Чкалова было совершено несколько покушений, последнее из которых «сработало» уже после его гибели. Отцу, как заядлому охотнику, подарили патроны, которые оказались очень странными: при выстреле они давали осечку, зато стреляли потом, когда охотник заглядывал в ствол, чтобы выяснить причину сбоя. Эти патроны мама направила вместе с письмом к Берия, но ответа так и не получила».

Некоторые исследователи считают, что причиной убийства Чкалова была не только халатность, но и коррупция, злоупотребления властью среди высшего эшелона Советского государства. Чкалов, заняв государственную должность, в силу своего характера и будучи популярным среди советского народа, мог бескомпромиссно вести борьбу и выводить на чистую воду доносчиков, расхитителей и тех, кто злоупотреблял властью. И из-за своего позитивного имиджа Чкалов мог составить конкуренцию самому Сталину.

Интересно сравнить таинственную смерть Чкалова в результате авиакатастрофы со смертью Юрия Гагарина, тоже популярного и погибшего примерно таким же образом при испытании самолета.

По мнению писателя и исследователя Александра Рыжова, несчастный случай мог быть спланирован из-за отказа Чкалова занимать государственные должности, якобы предложенные ему самим главой партии Сталиным в начале 1938 года.

Показательно, что партийная и военная верхушки сделали все возможное, чтобы обелить себя и уйти от ответственности. Летом 1939 года был вынесен секретный приказ, где особо подчеркивалось, что вина за авиакатастрофу лежит полностью на летчике: «…Новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полет в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чем Чкалов был полностью осведомлен. Больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолета, т. Сталин лично дал указание о запрещении т. Чкалову полетов впредь до полного устранения недостатков самолета, тем не менее комбриг Чкалов на этом самолете с неустраненными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но и начал совершать свой первый полет на новом самолете и новом моторе вне аэродрома, в результате чего, вследствие вынужденной посадки на неподходящей захламленной местности, самолет разбился и комбриг Чкалов погиб».

Урну с прахом Чкалова торжественно похоронили в Кремлевской стене. Он навсегда остался всемирно известным героем, легендарным летчиком, непричастным к государственным интригам.

Валерий Чкалов был известен своей бескомпромиссностью, честностью и неподкупностью. А атмосфера тех лет требовала совершенно других людей и других черт характера.

Мария КОСОРУКОВА

  Рубрика: Историческое расследование 685 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,343 сек. Потребление памяти:9.68 mb