Железный тяжеловоз

Автор: Maks Авг 5, 2021

Изначально предназначенный для армии мотоцикл «Урал» время спустя стал самым востребованным гражданским транспортом в Советском Союзе. Особенно в сельской местности, где легковые автомобили по причине их стоимости не пользовались особым успехом.

История мотоцикла «Урал» началась в конце 1930-х годов, когда основой экономики СССР являлась Программа предвоенного планирования. Помимо всего прочего Красной армии был очень нужен мотоциклетный транспорт.

Секретная операция

Особенно подразделениям разведки и связи. После анализа технических возможностей существующих моделей Министерство обороны приняло решение взять за основу советской модели военного тяжелого мотоцикла немецкий BMW R71.

С этим решением Минобороны связано несколько легенд. По одной из них, во время так называемой дружбы СССР и нацистской Германии эта модель была нам добровольно передана немцами «для ознакомления». По другой — была целая секретная операция советских спецслужб. Пять немецких мотоциклов тайно закупили в Швейцарии, разобрали на детали и тайно переправили в СССР. Наши инженеры скопировали каждую деталь, сделали спецформы для производства моторов и КПП в Москве. И в 1941 году с конвейера съехал первый опытный советский военный мотоцикл М-72. Опять-таки, по легенде, сам товарищ Сталин дал добро на серийное производство этой модели для нужд Красной армии. В 1941 году Московский мотоциклетный завод начал серийный выпуск М-72, похожего на немецкий BMW R71 как брат-близнец. И в этом нет ничего зазорного! Особенное если учесть, что американцы свой легендарный «Харлей» сделали на основе все того же BMW, а японцы без стеснения копировали этот «Харлей» и называли его другими именами.

Мотоцикл «Урал» М-72В ноябре 1941 года, когда фашисты все плотнее подступали к Москве, завод эвакуировали в Сибирь, разместив его в маленьком городке под названием Ирбит. Первыми цехами стали помещения пивного завода — других просто не было. В октябре 1942 года завод уже отправил на фронт первую партию мотоциклов. К слову, в знаменитом музее Ирбитского мотоциклетного завода (ИМЗ) среди экспонатов имеется один из тех самых немецких BMW, дедушки нашего «Урала», который в эвакуацию ехал на крыше вагона главного конструктора.

Мечты стали реальностью

ИМЗ продолжал выпуск военных мотоциклов до 1953 года, и на тот момент счет перевалил за три миллиона единиц. А потом пришло время гражданских моделей. Первой из них стал М-52, компоновка и узлы которого хорошо приспособлены к быстрому движению по асфальту. Надежны были и оппозитный четырехконтактный пятисоткубовый мотор, и двигатель в 24 лошадиные силы. М-52 разгонялся до 100 километров в час.

Советские мужчины сразу оценили эту модель. Правда, каждый владелец М-52 в обязательном порядке регистрировал свой мотоцикл в военкомате и в случае войны мог быть сразу призван в армию. Но это никого не смущало.

В 1957 году ИМЗ начал выпуск М-61, который отличался повышенной вездеходностью и предназначался для сельской местности.

Мотоцикл «Урал» как таковой появился в 1962 году с началом выпуска модели М-62 с новой коробкой передач, автоматическим опережением зажигания и увеличенными ходами подвески. Имелись и другие изменения в лучшую сторону. Но эта модель оказалась непопулярной, и в 1965 году выпуск ее прекратили.

Настоящим гражданским мотоциклом производства ИМЗ стал М-72М и сразу попал в разряд самых престижных и желанных. Инженеры ИМЗ постоянно занимались модернизацией и поиском оптимальных технических и дизайнерских решений, делая упор на комфорт и удобство технического облуживания «уралов». К 1980-м годам гражданские модели стали эргономичнее, тише, маневреннее и легче и уже ни в чем не уступали зарубежным. Самой уникальной из советских «уралов» считается модель М-73. Рабочий объем двигателя М-73 — 750 кубических сантиметров, имеются пятиступенчатая коробка передач, электрозапуск и гидравлические тормоза на все три колеса с разномоментным торможением, чтобы мотоцикл не опрокинулся.

Вероника МИТИНА

Загадки истории » Люди и вещи » Железный тяжеловоз

,   Рубрика: Люди и вещи 135 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Best-Hoster.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:34. Время генерации:0,179 сек. Потребление памяти:9.03 mb