Златоуст из Малороссии

Автор: Maks Мар 1, 2022

Святитель Димитрий Ростовский, один из авторов знаменитых Четьих-Миней («Жития святых»), прожил суровую, но очень плодотворную жизнь. Сын запорожского казака, он стал одним из образованнейших людей своего времени, прекрасно знающим средневековую философию, этику и даже антропологию. Еще в 1757 году митрополита Димитрия причислили клику святых…

Под самое Рождество 1651 года (ст. ст.) в семье именитого сотника из Малороссии Саввы Туптало, отважного казака и сподвижника Богдана Хмельницкого, живущего в городе Макарове Киевской области, родился наследник. Нарекли младенца в честь памяти святого Даниила Столпника, знаменитого аскета, жившего в V веке.

Незаурядный талант

Когда мальчику исполнилось 11 лет, его отдали на обучение в Киевскую Братскую коллегию. Учебное заведение возглавлял религиозный деятель и мыслитель ректор Иоанникий Галятовский. Отрок сразу же проявил свои незаурядные способности — он владел латынью, настойчиво изучал греческий язык, риторику.

Но обучение он не завершил — в эти годы Киев оказался под властью польской шляхты. Мальчик вернулся в родительский дом, но прежней жизнью он уже жить не мог. Прожив с родителями около двух лет, он попросил их благословения и в 1668 году оказался в киевском Кирилловском монастыре. Там он и принял монашеский постриг, получив имя Димитрий — в честь великого христианского воина Димитрия Солунского.

Монастырская братия сразу оценила не только ораторское мастерство нового поселенца, но и его знания и постоянное стремление учиться. И вскоре молодой инок вошел в круг наиболее образованных людей своего времени. О нем знали не только в Малороссии, но и в Беларуси и Литве.

Сначала Дмитрий был иеромонахом Прилуцкого монастыря. А овладев ораторским искусством, стал проповедником кафедрального собора в Чернигове. Затем судьба отправила Дмитрия в Беларусь, где он два года служил проповедником Слуцкого церковного братства.

В марте 1681-го его возвели в сан игумена и назначили в Максаковский Спасо-Преображенский монастырь на Черниговщине, в нынешнем Менском районе. Через два года оставил игуменство и по предложению Варлаама (Ясинского) переехал в Киев.

Грандиозный труд

Рака с мощями Дмитрия РостовскогоЗа его деятельностью внимательно следил архимандрит Лазарь Баранович, местоблюститель Киевской митрополии. Он оценил незаурядные способности молодого иеромонаха и пригласил Туптало на жительство в Киево-Печерскую лавру. В 1684 году ему поручили писать сборник «Четьи-Минеи», или «Житие святых», как сегодня его все называют. Этот труд и стал главным в жизни 33-летнего иеромонаха.

Над составлением этого важного для православной церкви сборника трудились Петр Могила, Лазарь Баранович, Иннокентий Гизель, Варлаам Ясинский, а главным редактором сборника стал Дмитрий Туптало. Написание этого труда занимало у него так много времени, что на сон у него уходил всего лишь один час перед утренней службой. «Четьи-Минеи» («четьи» — это предназначенные для чтения, но не для богослужения) — книги о жизни святых, изложенные по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и название «минеи». Периодически он оставлял работу над сборником, поскольку люди жаждали видеть любимого проповедника у себя, да и церковное руководство постоянно переводило его в разные монастыри. Первый том «Миней» напечатали в 1688 году в Киево-Печерской лавре. Сборник рассмотрели собранием некоторых старцев и митрополитов и отправили на одобрение патриарху.

В 1695-м типография Киево-Печерской лавры напечатала вторую часть сборника, а через год вышел еще один сборник трудов Димитрия «Руно орошенное».

О малороссийском златоусте скоро узнал в Москве и царь Петр Алексеевич. В 1701 году его вызвали в Москву и ввели в архиерейский сан. Церковное начальство решило отправить Туптало в Сибирскую и Тобольскую епархии. Но тут Дмитрий простудился и заболел, и отправлять великого подвижника в Сибирь никто не рискнул. В это время в Ростове умер глава местной епархии, и церковное начальство направило в 1702 году Дмитрия Туптало в Спасо-Яковлевский монастырь.

«Поучения к иереям»

За семь лет митрополит провел здесь много кардинальных реформ. Он хотел, чтобы вверенные ему приходы процветали. Честный, ответственный, требовательный, святитель каждый раз объезжал монастыри и храмы, выступая с проповедями, узнавал о нуждах своих прихожан. С болью в сердце смотрел Дмитрий на проповеди своих нерадивых священников, которые часто путались в церковных понятиях. Чтобы облегчить их участь, он написал «Поучения к иереям», что и стало спасительным инструментом для малограмотных клириков. Туптало понимал, что этого мало, и по киевскому образцу решил организовать семинарию, где можно было обучать и воспитывать будущих церковнослужителей. Это была уникальная школа, в ней обучалось около 200 детей священников, самым бедным выплачивали пособие за усердие и прилежание. В школе преподавали латынь, греческий, риторику, правописание, церковное пение, Закон Божий.

Димитрий был в хороших, дружеских отношениях с гетманами Украины Иваном Самойловичем и Иваном Мазепой. Но не мирился, когда государство вмешивалось в дела церкви.

Все это время он продолжал работу над «Житиями», которые хотел завершить до своей смерти. Третью и четвертую части «Житий» издали в типографии Киево-Печерской лавры в 1700 и 1705 годах. Доступность издания сделала этот сборник популярным как в Украине, так и во всем славянском мире. Завершив свой основной труд, Туптало начал писать книгу «Летописец», исследования по Священной истории, предназначенные для образования простого духовенства.

В 1705 году вышли «Размышления об образе Божьем в человеке» и «Розыск о раскольнической Брынской вере». Наряду с управлением епархией, контактами со светской властью, наведением порядка в архиерейском хозяйстве, написанием книг, Туптало творил и аскетический подвиг, ограничивал себя в пище, оказывался от многих земских благ, пешком путешествовал по Украине, часто шел из Ростова в Ярославль. В этом невысоком, худеньком, седом человеке с небольшой бородкой, в простой зеленой рясе, таился могучий, неодолимый дух.

28 октября 1709 года (ст. ст.) Дмитрий Туптало умер в келье во время молитвы. Согласно завещанию, он был похоронен в Троицком соборе Яковлевского монастыря. Монастырский приказ повелел устроить в могиле каменный склеп и сделать каменный гроб. Но ученики святителя соорудили деревянный сруб. А в деревянный гроб Димитрия положили черновики его незаконченных произведений.

Виктор ВОЛЫНСКИЙ

  Рубрика: Религии мира 129 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,222 сек. Потребление памяти:8.99 mb