Звезда без таланта

Автор: Maks Янв 23, 2022

Ида Рубинштейн была звездой балета первой величины. Тридцать лет она блистала на сцене рядом с профессионалами уровня Анны Павловой и Вацлава Нижинского, не умея при этом танцевать.

АКТРИСА ИЗ ПСИХУШКИ

Танцовщица Ида Рубинштейн старалась сделать из своей жизни тайну. А ведь самая главная загадка заключалась в том, как ей удалось добиться успеха, не имея ни капли таланта. Однако начнем по порядку.

21 сентября 1883 года у харьковского миллионера Льва (Леона) Рубинштейна и его супруги Эрнестины родилась дочь Ида. Семье принадлежали банки, а также сахарные и пивоваренный заводы. Но своих родителей Ида почти не помнила: они умерли, когда она была маленькой.

После смерти родителей девочка переехала из Харькова в Петербург под опеку семьи Горвиц. К ее услугам были лучшие столичные педагоги. Когда Ида заинтересовалась Древней Грецией, к ней тут же пригласили ученого-эллиниста.

Она с легкостью освоила четыре языка. Ее обучали музыке и танцам. Тогда-то она и заболела сценой. В семье разразился скандал, но Ида не собиралась отступать. Ее родственники нашли своеобразное решение этой проблемы: Иду поместили в клинику для душевнобольных. Действительно, наследница миллионов хочет стать актрисой. Как тут не усомниться в ее душевном здоровье?

Ида провела в клинике месяц. В ее голове созрел план избавления. Она согласилась выйти замуж за своего двоюродного брата Владимира Горовица. Через месяц после свадьбы молодожены развелись, но остались друзьями. Родственники утешились частью наследства Иды. Она же, наконец, получила желанную свободу. И решила за свой счет поставить «Антигону».

Оформлением спектакля занимался известный художник Лев Бакст, с которым она познакомилась на одном из светских раутов. Премьера прошла почти незамеченной. Ида произносила текст манерно, пафосно, местами истерично. А ее голос был глухим и слабым. Короче говоря, премьера обернулась полным провалом, который, однако, ничуть не охладил пыл начинающей, но весьма уверенной в себе актрисы.

ГОЛАЯ И БЕЗДАРНАЯ

Ида начала обивать пороги всех крупных театров Москвы и Санкт-Петербурга, предлагая свои услуги. Но от приглашения Константина Станиславского отказалась, посчитав репертуар Художественного театра устаревшим. Зато когда ее пригласили принять участие в постановке эпатажной трагедии Оскара Уайльда «Саломея» в театре Веры Комиссаржевской, она, не задумываясь, согласилась.

Святейший Синод запретил спектакль. Но Ида Рубинштейн уже не могла остановиться. Она решила во что бы то ни стало выступить в роли Саломеи и станцевать хотя бы один танец — «Танец семи покрывал». Она обратилась за помощью к балетмейстеру Мариинского театра Михаилу Фокину, стороннику новых идей в хореографии.

Поначалу Фокин отказался работать с Идой, посчитав ее слишком старой для балета. Да и хореографической подготовки у нее не было. Но потом балетмейстер передумал, прельстившись необычной внешностью и пластикой ученицы.

Многослойный прозрачный костюм придумал Лев Бакст. По ходу танца Ида сбрасывали с себя покрывала. В конце ее наготу прикрывали только гирлянды бус.

Премьера должна была состояться в парижском мюзик-холле «Олимпия». Но состоялась в Петербургской консерватории 20 декабря 1908 года.

Станиславский, посмотревший «Танец семи покрывал» в исполнении Рубинштейн, заявил: «Более голой и бездарной я её не видел». Возможно, он просто был обижен на Иду, отказавшуюся учиться у него классическому актерскому мастерству. Во всяком случае, об исполнительнице страстного и чувственного танца много писали и говорили. Сама же исполнительница уехала в Париж.

Столица Франции в то время была буквально забита чудаками всех мастей. Чтобы не затеряться среди них, нужно было следовать девизу Иды Рубинштейн: «Ни микроба банальности».

В Париже тогда гремели «Русские сезоны» Сергея Дягилева. Но великий антрепренер страдал от отсутствия денег. Случай свел его с Идой Рубинштейн — женщиной с большими финансовыми возможностями. Дягилев подписал с ней контракт, включив непрофессиональную танцовщицу в свою труппу, где блистали балерины с безупречной техникой русской балетной школы. Ида получила роли Клеопатры и Шахерезады.

Премьера балета «Клеопатра» состоялась в парижском театре «Шатле» 2 июня 1909 года. Ида загипнотизировала Париж. Она почти не танцевала, но красиво ходила, красиво лежала, а главное — красиво раздевалась. А в сцене соблазнения Ида действительно впадала в любовный экстаз. При этом ложе любовников только в момент кульминации накрывалось полупрозрачной тканью.

Париж сходил с ума. Иде Рубинштейн подражали, началась мода на кошачью походку, томные позы и восточные наряды. Женщины стали принимать гостей, лежа на диванах среди огромного количества подушек. Ида играла Клеопатру в синем парике — парижанки начали носить синие волосы.

ЛИЧНЫЙ ДРАМАТУРГ

Ида РубинштейнВ Россию Ида Рубинштейн не вернулась. Париж стал ее домом. Она купила особняк и наполнила его экзотикой: занавески с золотыми кистями, африканские маски. Спальню Иды охраняла настоящая пантера.

На пике успеха она бросила Дягилева, заявив, что создаст собственную труппу. Ида мечтала о своем театре. Мечтала превзойти Элеонору Дузе и Сару Бернар.

В общем-то, Иде повезло — ей удалось найти личного драматурга. Им стал скандально известный поэт Габриэле д’Аннунцио.

Иду и Габриэле познакомил граф де Монтескьё. Он пригласил д’Аннунцио на репетицию дягилевской труппы. Наблюдая за действом, Габриэле неожиданно спросил, что он может сделать для Иды. Граф ответил, что поэт может написать пьесу, что-нибудь «мучительно прекрасное и отвратительное».

Д’Аннунцио полагал себя священнослужителем культа красоты, но одновременно тянулся к уродству (в эпоху декаданса это было в порядке вещей). А по тогдашним канонам красоты Ида Рубинштейн была скорее уродлива. Сейчас в это трудно поверить, ведь внешность Иды вполне соответствует нынешним канонам — высокая, худощавая, андрогинная. Но тогда красавицами считались пухлые и большеглазые девушки.

Да и сам д’Аннунцио, надо сказать, к моменту знакомства с Идой выглядел карикатурно: лысый череп, рыбьи глаза, мощный нос и усики Веласкеса.

Габриэль и Ида стали любовниками. А вскоре к ним присоединилась Ромейн Брукс — французская художница американского происхождения. Впрочем, публика больше обсуждала не ее картины, а ее лесбийские наклонности.

Они стали открыто жить и появляться вместе. Но в 1915 году трио распалось. Ромейн влюбилась в писательницу Натали Бэрни, а Ида устала от ревности Габриэле.

Но еще до этого, 22 мая 1911 года, в Париже под стеклянным куполом театра «Шатле» состоялась премьера мистерии «Мученичество святого Себастьяна». Музыку написал Клод Дебюсси, текст — Габриэле д’Аннунцио, автором декораций стал Лев Бакст.

За две недели до премьеры архиепископ Парижа предал спектакль анафеме, потому что мужскую роль христианского святого играла женщина-иудейка — Ида Рубинштейн. Католикам было запрещено не только смотреть спектакль, но и читать какие-либо произведения д’Аннунцио. Сам же он был отлучен от церкви.

Не успел отгреметь скандал с постановкой «Святого Себастьяна», как из России пришла весть о скоропостижной смерти художника Валентина Серова. Годом ранее он написал портрет Иды Рубинштейн. Серов попросил танцовщицу позировать обнаженной. Она легко согласилась.

Соотечественники увидели картину на выставке «Мира искусства». Никто не ожидал от Серова, первого портретиста России, такого «безобразия и порнографии». Художника поносили последними словами. А когда через несколько месяцев Серов скончался, портрет Иды Рубинштейн сразу признали шедевром.

ВДВОЕМ С СЕКРЕТАРШЕЙ

Тем временем началась Первая мировая война. Д’Аннунцио написал для Иды две пьесы, не оцененные публикой, и вернулся в Италию. Она осталась одна. Ида продолжала выступать. В сорок лет она впервые встала на пуанты — удивительных штрих в биографии танцовщицы. А в последний раз она вышла на сцену в 1938 году, когда ей было 55 лет. Ида исполнила роль Жанны д’Арк — 70 минут она стояла привязанной к столбу.

Накануне Второй мировой войны Рубинштейн, опасаясь прихода во Францию нацистов, эмигрировала в Англию. Там она сторонилась людей, жила тихо и уединенно. Вместе со своим близким другом — британским политиком Уолтером Гиннессом — открыла военный госпиталь.

После войны с ней произошла очередная перемена: Ида отказалась от иудейской веры и приняла католичество. На ее решение повлияла гибель Уолтера Гиннесса. Его убили сионисты за то, что он, будучи министром по делам Ближнего Востока, препятствовал эмиграции евреев в Палестину.

Парижский особняк Иды разбомбили, поэтому по окончании войны она поселилась на Французской Ривьере, где жила, сторонясь всех, с верной секретаршей — госпожой Ренье.

Ида Рубинштейн умерла 20 сентября 1960 года от сердечного приступа. Она завещала не указывать на могиле даты своей жизни. На ее надгробии есть только инициалы — I.R.

Надежда АРТОНКИНА

  Рубрика: Женщина в истории 75 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,385 сек. Потребление памяти:9 mb