10 лучших тяжёлых танков

Автор: Maks Сен 20, 2020

Опыт Первой мировой войны показал, что характер боевых действий определяет не только тактика танковых войск, но и их технические характеристики. Предположение о маневренном характере будущих сражений увлекло многие страны на путь создания легких и средних танков, ориентированных на поддержку пехоты и захват вражеской территории. Однако во Второй мировой войне бронетехнике приходилось сталкиваться и с сильной обороной противника, для прорыва которой требовались танки с сильной защитой и мощным вооружением.

В срочном порядке пришлось создавать новые модели, ориентированные именно на такие задачи. И свое слово во Второй мировой войне тяжелые танки сказали, хотя после ее окончания, из-за развития ракетной артиллерии, ушли в сторону, уступив место более универсальным моделям.

Mark 5 (Великобритания)

Танки как род войск ведут свою историю с британского Mark 1 (Mk 1), дебютировавшего 15 сентября 1916 года в битве на Сомме. В последующих модификациях особое внимание обращалось на усиление защиты.

Эта тенденция достигла апогея в Mk 5, который при массе в 30 тонн и экипаже из 8 человек может считаться первым в мире тяжелым танком. Английские пехотинцы называли его «лоханью», а российский журнал «Нива» пел дифирамбы: «Бесстрашный и неуязвимый, устремляется он всей своей громадой в самую кипень боя, под снаряды и пули, свободно берет вражьи окопы как пустое, незначащее препятствие, и, посеяв вокруг себя разрушение и смерть, преспокойно возвращается в свой полк».

Как и все английские танки, Mk 1 выпускался в вариантах «самцов» (с артиллерийско-пулеметным) и «самок» (только с пулеметным) вооружением, причем «самцов» произвели на свет вдвое больше (400 против 200). Внешней особенностью Mk 5 были воздухозаборники системы охлаждения, смонтированные по бортам танка.

«Лохань» участвовала во многих сражениях, причем 77 машин были переданы французам, а еще несколько экземпляров — американцам.

После окончания Первой мировой войны крупная партия была поставлена русским белогвардейцам. 17 июня 1919 года 17 таких машин приняли участие в атаке, закончившейся взятием Царицына.

В следующем году несколько «лоханей» достались красным в качестве трофеев. Два из них установлены на постаментах в Луганске, один — в Харькове.

A7V (Германия)

Первый германский серийный танк A7V был создан группой конструкторов под руководством Йозефа Фольмера. Однако вся серия к концу Первой мировой войны состояла всего из 20 экземпляров, каждый из которых имел свое имя — обычно в честь персонажей древнегерманской мифологии — «Мефисто», «Вотан», «Изольда».

Экипаж состоял из 18 человек, вооружение — из пяти пулеметов 7,92 мм и нарезной 57-мм пушки Максима Норденфельда. При грозных внушительных габаритах танк представлял собой удобную мишень для артиллерии. Уровень загазованности внутри машины превосходил все возможные нормы, дополняясь высокой (до +60 °С) температурой и большим шумом. Все что находилось к танку ближе 10 метров, оказывалось в мертвой зоне.

Пехотинцы прозвали A7V «тяжелой походной кухней».

Эти гиганты представляли Германию в танковом бою, который произошел 24 апреля 1918 года около Виллер-Бретонне. Три более легких английских Мк 4 этот бой выиграли, поскольку поврежденный немецкий «Никсе» был покинут экипажем. Правда, вечером другой немецкий танк «Зигфрид» подбил один Мк А и еще трем нанес повреждения. Но общий баланс все равно остался за англичанами, которые смогли утащить к себе опрокинувшийся в воронку вражеский «Эльфриде».

Всего за время войны четыре танка A7V оказались уничтожены в боях, три были захвачены противником, остальные отправили в металлолом после капитуляции Германии. Единственный оставшийся экземпляр «тяжелой походной кухни» находится сегодня в музее Квинсленда (Австралия).

Schneider СА-1 (Франция)

Опытный экземпляр этого танка был продемонстрирован президенту Франции Раймонду Пуанкаре 16 июня 1915 года на полигоне компании «Шнайдер». В целом его конструкция повторяла британский Mark 1, но французы использовали гусеничное шасси трактора «Холт», и внешне он отличался от британского собрата отсутствием даже подобия башни. 75-мм орудие «Блокхаус-Шнайдер» располагалось в верхней части лобовой детали и дополнялось двумя 8-мм пулеметами «Гочкис». Выступ на лобовой части корпуса предназначался для прорыва через колючую проволоку, на практике же разбалансировал всю конструкцию, что во многих случаях приводило к опрокидыванию машины. Экипаж состоял из 6 человек.

Опробовать Schneider СА-1 французы решили в мае 1917 года во время катастрофичного «наступления Нивеля», но из-за плотного артиллерийского огня машины так и не смогли выдвинуться на линию атаки. За год было построено около 400 танков, однако негативные отзывы армейцев привели к свертыванию проекта и переходу на более легкий Renaulr FT-17.

Один экземпляр отослали итальянцам, которые собирались самостоятельно выпустить 1,5 тысячи «шнайдеров». После полигонных испытаний это желание у них пропало.

Еще шесть экземпляров продали испанцам, которые в 1923-1926 годах вполне успешно использовали их против марокканских повстанцев.

Четыре танка дотянули до Гражданской войны в Испании и сражались против франкистов. На сегодняшний день уцелел всего один экземпляр Schneider СА-1, находящийся в музее в Сомюре.

КВ-1 (СССР)

Танк КВ-1Танк КВ, названный в честь маршала обороны СССР Климента Ворошилова и запущенный в производство в 1939 году, представлял собой редкий продукт для эпохи повального увлечения легкими танками. Однако разработка имела очень большую перспективу.

Свои возможности КВ-1 продемонстрировал уже на линии Маннергейма во время Зимней войны с Финляндией. 17 декабря 1939 году опытный экземпляр, управляемый экипажем из 6 человек под командованием лейтенанта Качехина, успешно содействовал прорыву Хоттиненского укрепрайона. Правда, для борьбы с вражескими дотами его 76-мм пушка оказалась слабовата, и при создании КВ-2 предпочтение было отдано 152-мм гаубице.

Главным достоинством конструкции КВ-1 было удачное сочетание ранее уже опробованных, но не использовавшихся в одной модели решений — сильного противоснарядного бронирования, дизельного двигателя, индивидуальной торсионной подвески и мощного универсального орудия в рамках классической компоновки.

Впечатления от столкновений немецких танкистов с КВ были шоковыми, поскольку снаряды его не брали.

Так 24 июня у литовского местечка Расейняй один КВ сутки сдерживал вооруженную легкими чешскими танками кампфгруппу «Зекендорф», равную по численности половине танковой дивизии. 20 августа того же года под Гатчиной действовавший из засады экипаж КВ-1 Зиновия Колобанова уничтожил 22 танка противника.

Однако неуязвимый танк часто ломался, и этот недостаток удалось устранить только в последующих модификациях.

«Черчилль» (Великобритания)

Его появление стало результатом пересмотра прежней британской концепции, исходя из поражений 1940 года. Предполагалось, что поскольку мировая война будет носить достаточно маневренный характер, танк поддержки пехоты должен разрушать полевые укрепления противника и отражать контратаки его бронетехники. Соответственно, для решения этих задач, в ущерб скорости, следовало повысить живучесть и вооружение.

При небольшой скорости (17-25 км/ч в зависимости от местности) танк с экипажем из 5 человек был вооружен 57-мм орудием и тремя пулеметами.

Сам Уинстон Черчилль заявлял: «Танк, носящий мое имя, имеет больше недостатков, чем я сам!»

Тем не менее в 1941-1945 годах было выпущено 5640 таких танков. 253 из них сражались на Восточном фронте, и это был единственный тяжелый танк, поставлявшийся в СССР по ленд-лизу. Советским танкистам он нравился главным образом из-за мощной броневой защиты.

Характерным является эпизод, когда 22 марта 1943 года четыре «Черчилля» были подбиты на линии немецких позиций. Экипажи остались в своих машинах и четверо суток вели огонь по противнику, уничтожив артиллерийскую батарею, четыре дзота, склад боеприпасов и до двух взводов пехоты. Один из танков удалось утащить на буксире, экипажи трех других машин отошли вместе с пехотой. Потерь у танкистов не было.

Известно 18 модификаций «Черчилля», включая инженерный и огнеметный варианты. Некоторые экземпляры до конца 1960-х годов состояли на вооружении армий Ирака и Ирландии.

Char В1 bis (Франция)

В 1921 году французы решили создать «боевой танк», представляющий собой нечто среднее между «танками-крепостями» и легкими танками поддержки пехоты. Свои предложения представили пять потенциальных подрядчиков, включая выступавшие тандемом фирмы «Рено» и «Шнайдер».

Однако денег на работу над проектом выделили мало, и работы затянулись на десятилетие. За это время в сторону утяжеления и усиления защиты изменилась и концепция самого танка.

Предпочтение было отдано разработке «Шнайдер-Рено» Char В1, причем в серию в 1936 году пошла доработанная модификация bis.

Масса конечного продукта, по сравнению с изначальными параметрами, выросла с 22 до 32 тонн. Толщина бронирования — с 47 до 60 мм. Вооружение состояло из двух нарезных пушек калибра 75 мм и 47 мм, а также двух пулеметов 7,5 мм.

В экипаже из четырех человек командир являлся одновременно стрелком и наводчиком 47-мм орудия.

До середины июня 1940 года было выпущено 403 танка и еще 3 экземпляра Char В1 ter с дополнительной броней и системой горизонтальной наводки 75-мм орудия.

В попытках противостоять «блицкригу» В1 bis проявил себя вполне достойно. 16 мая 1940 года танк под командованием Пьера Бийота (будущего главы миссии «Свободной Франции» в Москве) выдержал 140 попаданий.

Немцы пытались использовать 160 трофейных машин до появления собственного тяжелого танка, оборудовав их огнеметами. Один такой батальон сражался в Крыму, другой на Балканах, третий оставался во Франции.

ИС-3 (СССР)

Танк, названный в честь Иосифа Сталина, априори должен был стать самым мощным среди танков стран антигитлеровский коалиции. Таковым и являлся ИС-2 — второй представитель серии, выпускавшийся с 1943 года.

Его преемник ИС-3 поступил в войска в мае 1945 года и в боях с фашистами поучаствовать не успел. Зато эти танки участвовали 7 сентября в параде Победы, организованном у Бранденбургских ворот, произведя большое впечатление на союзников.

По сравнению с предшественником ИС-3 имел более обтекаемую конструкцию башни и корпуса, а также более дифференцированную броневую защиту.

Клинообразная носовая часть получила наименование «щучий нос». Люк разместили в крыше над водителем. Перископические приборы позволили отказаться от сквозной смотровой щели в лобовой броне.

Количество пулеметов уменьшилось с 3 до 2, включая зенитный турельный пулемет 12,7 мм на крыше башни. Калибр пушки остался прежним — 122 мм, но повысились ее точность и скорострельность. Позже на модернизированных вариантах появился прибор ночного видения.

Известно, что несколько танков ИС-3 были подбиты при подавлении антикоммунистического мятежа в Венгрии (1956).

Союзникам по Варшавскому договору они не поставлялись, зато шли в Китай и Северную Корею и поучаствовали в военных действиях на Ближнем Востоке.

В 2014 году стоявший на постаменте ИС-3 был приведен в рабочее состояние и использовался частями ДНР в бою под Ульяновкой.

Pz.Kpfw. Tiger VI Ausf. В «Тигр» (Германия)

С началом вторжения в СССР германское командование обнаружило, что панцерваффе не имеют танка, способного на равных сражаться с КВ. Самый мощный из имеющихся в германском арсенале T-IV не дотягивал даже до уровня Т-34, который считался по советской классификации средним танком. Разработка Фердинанда Порше выглядела перспективной, но слишком сложной в плане организации серийного производства.

И в серию решили запустить разработку Эрвина Адерса из конкурирующей фирмы «Хеншель». Его детище имело разные индексы, сквозную для панцерваффе нумерацию T-VI и ставшее легендарным прозвище «Тигр».

По мощности танк не имел аналогов, но стоил слишком дорого (250 тысяч рейхсмарок) и до конца войны был выпущен в сравнительно небольшом количестве 1347 экземпляров. Толщина лобовой брони достигала 100 мм. Вооружение состояло из пушки калибра 88 мм и двух-трех пулеметов 7,92 мм. Скорость по шоссе достигала 45,4 км/ч.

Боевой дебют «тигров» состоялся 22 августа 1942 года у станции Мга под Ленинградом. Четыре танка были подбиты на подходе к советским позициям. Один из них красноармейцы захватили в качестве трофея, хотя немецкие танкисты успели снять оборудование. Грозную репутацию «тигры» завоевали в Тунисе, после того как в боях с 20 по 24 апреля 1943 года уничтожили 75 танков союзников. 13 июня 1944 года у Виллер-Бокаж (Нормандия) Михаэль Виттман за 15 минут уничтожил 11 танков, 1-2 самоходки и до 13 бронетранспортеров союзников.

Спасти Третий рейх «тигры» не смогли, но успешно сражались до самого его краха.

Pz.Kpfw. Tiger VI Ausf. II В «Королевский тигр» (Германия)

Опыт применения «тигров» привел командование панцерваффе к выводу о необходимости создания отдельного «истребителя танков». Главным его «козырем» считалось 88-мм орудие, имевшее, в отличие от обычного «тигра», большую длину ствола — не 56, а 71 калибр. Из-за сложной трансмиссии предпочтение снова было отдано Эрвину Адерсу, которому посоветовали включить в свою модель ряд конструкторских находок Фердинанда Порше. И даже первые 50 экземпляров «Королевского тигра» были оснащены выпущенными под модель Порше башнями, которые в противном случае пришлось бы пустить на переплавку. Последующие партии оснащались уже башнями Адерса, более простыми по конфигурации.

Танк весил 69,4 тонны, имел максимальную толщину брони 150 мм. Экипаж состоял из 5 человек. Вооружение, помимо основной пушки, включало два пулемета калибра 7,92 мм и 26-мм мортиру для ближнего боя. В общей сложности было выпущено 487 экземпляров.

«Королевский тигр» был способен поражать в лобовой проекции любой танк союзников с расстояния 2,5 километра. Однако возлагаемые на него надежды, по большому счету, не оправдались.

Уже во время боевого крещения, произошедшего 13 августа 1944 года в районе Сандомирского плацдарма, три завязших в грунте немецких танка были уничтожены «тридцатьчетверками», один получил повреждения.

Последний из уничтоженных в бою «королевских тигров» был подбит 2 мая 1945 года в Берлине возле моста Шпандау.

М-26 Pershing (США)

В Соединенных Штатах концепция мобильного «кавалерийского» танка плавно корректировалась в сторону утяжеления, что привело к появлению в 1942 году среднего танка «Шерман».

Эта модель вполне себя оправдывала, пока американская армия сражалась на Тихом океане и в Северной Африке, где ей просто не приходилось сталкиваться с сильной позиционной обороной.

Правда, конструировались и более внушительные модели с боевой массой более 32 тонн. Время одной из таких разработок пришло в 1944 году, после высадки союзников во Франции, где им пришлось столкнуться с «истребителем танков» самоходкой «Фердинанд».

Доработанная модель T26E1 пошла в серию как М26, получив имя американского генерала Первой мировой войны Джона Першинга.

Это был действительно мощный танк с экипажем из 5 человек, массой 43 тонны, толщиной лобовой брони 102 мм и более крупным, чем у машин аналогичного типа, 90-мм орудием. Специально разработанный двигатель фирмы «Форд» позволял развивать скорость по шоссе до 48 км/ч.

Однако в войска эти танки поступили лишь в феврале 1945 года и как следует проявить себя просто не успели.

Пересаживанию на них противодействовал любитель «шерманов» Джордж Паттон, в честь которого уже в 1948 году создали новый средний танк М46, представляющий собой развитие конструкторских решений «Першинга».

Что касается М-26, то они отличились в Корейской войне. Несколько участвовавших в ней «першингов» до отправки в 1950 году в Корею успели постоять в Форт-Ноксе в качестве мемориалов.

  Рубрика: 10 самых... 437 просмотров

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,366 сек. Потребление памяти:9.72 mb