72 секунды

Автор: Maks Дек 29, 2019

К концу 60-х годов XX века США уверенно заняли лидирующую позицию в космической гонке, единственным соперником в которой был Советский Союз. 20 июля 1969 года впервые человек, гражданин США Нил Армстронг, ступил на поверхность Луны. Затем еще пять раз американские астронавты побывали на спутнике Земли. 19 декабря 1972 года возвратился на Землю «Апполон-17», проведший на Луне 75 часов. В те же годы было положено начало созданию космических кораблей многоразового использования, получивших название спейс шаттл («космический челнок»).

Серия челноков

Шаттлы предназначались для доставки на орбиту космических аппаратов и обеспечения деятельности долговременных орбитальных станций. Первый «живой» шаттл появился в марте 1979 года. Назвали его «Колумбия» в честь знаменитого парусника капитана Грея. Свой первый полет «Колумбия» совершила в 1981 году. В июле 1982 года появился «Челленджер», также унаследовавший имя морского корабля. За ним следовали «Дискавери», «Атлантис» и, наконец, последний из шаттлов — «Индевор», вступивший в строй в мае 1991 года.

До 1985 года НАСА рассчитывало, что его «космические челноки» будут совершать по 24 старта в год и каждый из них выполнит примерно по 100 полетов. Однако жизнь внесла коррективы: за 30 лет эксплуатации было осуществлено всего 135 стартов. Больше всего полетов совершил «Дискавери», побывавший в космосе 39 раз.

Шаттл состоит из трех частей: напоминающего своими формами реактивный самолет орбитального аппарата, в котором находится экипаж, огромного внешнего топливного бака с жидким топливом и двух расположенных по его бокам твердотопливных ракетных ускорителей, предназначенных для разгона на начальном участке траектории. После 2 минут полета на высоте более 40 км ускорители отделяются и на парашютах приводняются в акватории Атлантического океана. Топливный бак снабжает жидкими кислородом и водородом двигатели челнока. Опустевший бак отделяется и сгорает в плотных слоях атмосферы. Стартовая масса шаттла более 2 000 тонн, он возвышается на 56 метров над своей стартовой площадкой.

На Землю возвращается только орбитальный отсек, совершающий посадку в планируемом режиме с выключенным двигателем. Таким был и «Челленджер», успешно совершивший девять космических полетов.

Экипаж

Очередной, десятый старт «Челленджера» в 1986 году планировался на 25 января, но затем по ряду причин был перенесен на 28-е. За день до этого температура воздуха резко упала. Это вызвало беспокойство у руководителей компании-разработчика ускорителей. Там опасались, что при низких температурах уплотнительные кольца ускорителей утратят эластичность, нарушив герметичность в местах стыка секций. Накануне старта инженеры компании, обсуждая эту проблему с руководством НАСА, предлагали отложить полет, но их доводы не были приняты. НАСА не хотело откладывать полет «Челленджера», поскольку и без того подвергалось критике за срыв сроков. В итоге руководство компании скрепя сердце дало согласие на старт. Центр управления полетами разрешил готовиться к запуску. Экипаж шаттла занял свои рабочие места и после проверки всех систем доложил о готовности к выполнению программы полета, которая включала в себя вывод на орбиту спутника и проведение многочисленных экспериментов, Командиром «Челленджера» был 46-летний подполковник ВВС США Фрэнсис Скоби, в 1984 году уже летавший на этом корабле. Вторым пилотом стал новичок капитан Майкл Смит. Вместе с ними летела 36-летняя Джудит Резник — опытный астронавт, незамужняя женщина, доктор наук, любительница и знаток музыки, 35-летний афроамериканец Роналд Макнейр, доктор наук, уже летал на «Челленджере». Его профессиональным интересом были лазеры. Кроме этой четвертки, в экипаж входили летчик-испытатель Эллисон Онидзука, японец с Гавайских островов, и инженер Грегори Джарвис, специалист-ракетчик.

Седьмым членом экипажа стала 37-летняя Криста Маколифф, учительница из небольшого городка Конкорд. Она победила в конкурсе «Учитель в космосе», стала первой среди 11 000 претендентов. Криста намеревалась провести из космоса пару коротких уроков.

Кстати, в числе не прошедших отбор претендентов на участие в полете был 31-летний Стив Джобс — основатель компании Apple. Неудача в конкурсе продлила ему жизнь на четверть века.

Роковой старт

Катастрофа «Челленджера»28 января старт был отложен на 2 часа — хотели дождаться потепления. В 11:38 под аплодисменты зрителей, среди которых был почти весь класс Кристы Маколифф, «Челленджер» стартовал.

Поначалу все шло нормально. На высоте более 10 км, когда остался позади самый напряженный участок траектории — фаза максимального разгона, прошла команда: «Двигатели на полную мощность». И вот уже в Центре управления полетами прошел очередной доклад: «72-я секунда. Полет нормальный».

Все это время один из разработчиков ускорителей, инженер Роджер Бойсджоли, с тревогой наблюдал за стартом «Челленджера» по телевизору. Он был за отмену полета, понимая, что все может закончиться трагически. Когда корабль устремился в небо, он вздохнул с облегчением — кажется, повезло.

На 73-й секунде полета в ясном небе Флориды вспыхнул огненный шар, и облако белого дыма заполнило телеэкран. «Потом настала тишина, — вспоминал Бойсджоли. — Казалось, все в этом мире замолкло. Я неподвижно стоял в своем кабинете, пытаясь прийти в себя. Если бы только меня послушали!» В Хьюстоне, откуда велся репортаж о старте, диктор, видимо, не смотрел постоянно на монитор. В тот момент, когда ошеломленные зрители увидели взрыв, он продолжал читать заготовленный текст: «75-я секунда полета. Скорость корабля 2 900 футов в секунду, высота 7 миль». После этих слов наступила пауза, затем диктор растерянно произнес: «Как нам только что сообщили, «Челленджер» взорвался».

Люди были потрясены, Невозможно передать состояние родственников астронавтов, на глазах которых произошла эта ужасная трагедия. После катастрофы еще в течение нескольких дней мировые телеканалы прокручивали жуткие кадры взрыва «Челленджера». Вся Америка погрузилась в траур.

А в районе мыса Канаверал велись поиски. Большие фрагменты «Челленджера» были разбросаны по океанскому дну, Невероятно, но, несмотря на огромную силу взрыва, кабина экипажа не разрушилась и продолжила по инерции набор высоты до 19 км, и только потом при скорости не менее 520 км/ч рухнула в океан. Шансов на спасение у экипажа не было.

Скафандры астронавтов были снабжены аварийной подачей кислорода в шлем. Расследование показало, что у троих членов экипажа она сработала и, вероятно, в течение 150 секунд они были еще живы.

После того как были собраны обломки, президентская комиссия приступила к расследованию причин катастрофы. Выяснилось, что ни управляющий полетами шаттлов, ни руководитель данного полета «Челленджера» не знали о том, что инженеры возражали против старта из-за холодной погоды. Член комиссии, физик Ричард Фейнман в ходе расследования на опыте доказал, что при низких температурах резиновые уплотнители теряют свою эластичность и не способны обеспечить герметичность в местах соединения секций твердотопливного ускорителя.

Комиссия пришла к заключению, что авария произошла из-за возгорания кольца, выполненного из синтетической резины. Вырвавшееся наружу пламя прожгло соединение правого ускорителя с внешним топливным баком. Корпус ускорителя ударил по верхней части топливного бака и, разрушив его, вызвал взрыв жидкого водорода.

Константин РИШЕС

Уроки или потери

После катастрофы «Челленджера» программа была приостановлена на 3 года. В конструкцию челноков внесли множество изменений. Корабли были оснащены системой спасения астронавтов при аварийной ситуации во время старта, а конструкция уплотнительных колец ускорителей была изменена в корне. Запуски военных и коммерческих спутников были исключены из программы для снижения нагрузки на челноки. Кроме того, была создана независимая комиссия по надзору за безопасностью полетов. Однако, несмотря на все эти меры, 17 лет спустя США пришлось пережить ещё одну катастрофу — гибель «Колумбии».

 

  Рубрика: Катастрофы и катаклизмы 627 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:1,563 сек. Потребление памяти:11.58 mb