Ассоль без алых парусов

Автор: Maks Ноя 21, 2019

Трагизм судьбы Анастасии Вертинской заключается в том, что к 20 годам она достигла апогея своей славы и сыграла такие культовые роли, что многим актерам за всю жизнь не достаются.

Ее популярность, пожалуй, превзошла даже славу ее отца — известного барда, кумира эстрады. А что же было потом?..

19 декабря 1944 года в Москве, в гостинице «Метрополь», где остановились вернувшиеся ив эмиграции родители, родилась девочка необыкновенной красоты. Ее матерью была 20-летняя грузинская красавица-актриса Лидия Циргвава, а отцом — 54-летний бард с мировым именем Александр Вертинский.

«Маленькая стерва»

Большая разница в возрасте между родителями сказывалась и на маленькой Насте, и на ее старшей сестре Марианне. Молодая жена была Вертинскому вместо дочери, он ее всячески баловал и выступал против появления в семье детей. Но Лидия его слушать не стала. «Мы звали ее Лиля, — вспоминает актриса. — Она была не матерью, а третьей дочкой в нашей семье, причем самой младшей и избалованной. В отличие от нас, ей прощалось все: капризы, прихоти, дурное настроение…»

Настя воспитывалась в строгости — мать на нее не только кричала, но и руку могла приложить. И было за что. По воспоминаниям самой актрисы, характер у нее был абсолютно невыносимый. Детство Насти прошло в режиме ожидания отца с гастролей и конкуренции за его любовь со старшей сестрой, с которой она постоянно дралась. «Конечно, только любимую дочку можно назвать Марианной! А нелюбимую — Анастасией… — дулась маленькая кокетка. — Всех уборщиц всегда зовут Настеньками». За несносное поведение и острый язык Вертинский прозвал Настю «моя маленькая стерва». Но непременно привозил ей из поездок подарки — орешки в сахаре, лакированные ботиночки, шубку, фарфоровых куколок, диковинные фрукты.

Маленькая Настя жила в атмосфере роскоши. У Вертинских была квартира в элитной московской многоэтажке рядом с Елисеевским магазином. На завтрак подавали красную и черную икру, на обед — ветчину со слезой, на ужин — копченого сига. По воскресеньям девочек водили в ресторан, где отец заказывал им суфле или мороженое в серебряных вазочках. У Насти всегда были карманные деньги — после уроков она каждый день забегала в кондитерскую и покупала конфеты, которые съедала по дороге домой. Конечно, на ее аппетите это сказывалось, а на фигуре нет. «Тощая и бледная!» — ругала ее мама.

Поскольку легкомысленная и своенравная Лидия заниматься хозяйством не умела, на помощь из Грузии была выписана бабушка. И в доме воцарилась почти армейская дисциплина. Бабушка воспитывала Настю как настоящую грузинскую девушку, единственное предназначение которой — быть хорошей, а главное — кроткой женой. Следить за порядком в доме, идеально готовить — все это Анастасия Вертинская умела с детства. А буйный характер красотки старушка всегда исправляла розгами.

«Не такая, как все» — этот ярлык приклеился к Насте раз и навсегда. Девочка из интеллигентной семьи, которая цитирует классиков, знает картины всех художников, разбирается в музыке. Красавица, дочь профессиональной художницы и актрисы, известном по роли птицы феникс в фильме-сказке «Садко». Умница, отец которой был кумиром советских граждан. «А ты случайно не дочка Александра Вертинского?» — этот вопрос Настя слышала миллион раз и была готова убить любого, кто его задавал. Незнакомые и малознакомые люди каждый раз били по больному месту — ведь голос отца Анастасия чаще слышала из динамиков. А она так мечтала, чтобы он пел ей колыбельную на ночь… Авторитет отца для девочки был абсолютным. Александр Николаевич не ругал дочь за плохие отметки в школе. Особенно у нее страдало поведение. А вот по пению у Насти должно было быть только «отлично».

Вертинский понимал, что его капризная и избалованная дочь должна бьпъ более приближенной к советским стандартам. Он периодически брался за ее воспитание, но в силу характера и частых командировок это удавалось плохо. Однажды отец стукнул кулаком по столу: «Все, ты едешь в пионерский лагерь! Причем сразу на все лето».

Настя рыдала в углу, пока мать и бабушка паковали нарядные платьица и всяческие деликатесы в немецкий чемодан из натуральной кожи. В качестве группы поддержки с Настей отправили и Марианну. В конце августа личный водитель доставил домой два грязных существа с всклокоченными волосами и в драной одежде. Даже не заметив шокированных родителей, сестры бросились на кухню и с жадностью набросились на все съедобное, что смогли наиа. Вместе с собой они привезли тканевую сумку, единственным содержимым которой были нейлоновые трусы какого-то пионера из 4-го отряда, о чем свидетельствовала вышитая бирка. Больше педагогических экспериментов над дочерьми Александр Вертинский не проводил.

Конечно, маленькая Настя часто посещала и театр, и оперу, и балет. Но о карьере актрисы даже не думала. Она мечтала стать балериной и упросила маму отвести ее в балетную школу. «Девочка слишком грузная!» — услышала Настя приговор какой-то тетки из приемной комиссии. Спорить с теткой не стали и отдали Анастасию в школу с углубленным изучением иностранных языков, благо ей они давались легко. Не станет балериной, так станет переводчиком. Тоже хорошая профессия.

Насте было 13 лет, когда ее привычный уютный мирок рухнул: умер отец. Ее мать стала вдовой в 34 года и замуж больше не вышла. После ухода отца его любимым девчонкам было тяжело не столько материально, сколько морально. В памяти Анастасии он навсегда остался идеальным мужчиной. Настолько идеальным, что, когда много лет спустя ее сын захочет взять фамилию Вертинский, Анастасия не позволит: «Мой отец был настолько великим, что для российской культуры достаточно одного его имени». Но ее саму судьба поведет по стопам отца — она станет актрисой, хоть уже и без его протекции и благословения.

Оглушительный успех

Анстасия ВертинскаяОднажды в школу, где училась Настя, пришли ассистенты режиссера Александра Птушко — они искали девушек на главную роль в фильм «Алые паруса». Среди прочих выбрали и Вертинскую. На пробы красотка, у которой была короткая стрижка под мальчика, пришла в модном тогда спортивном костюме. «Эту я даже смотреть не буду!» — заявил режиссер. И все же ассистенты показали ему Настю — в романтичном платье и парике с длинными волосами. «Вот же наша Ассоль!» — воскликнул Птушко. Роль отдали Вертинской, но на съемках с ней намучились. Абсолютно деревянная Настя не знала, куда шагнуть, что сказать. Она словно каменела перед камерой. Что уж говорить про сложную работу над озвучанием — ее Вертинская просто провалила. В итоге Ассоль говорит голосом другой актрисы.

Но фантастической красоты Анастасии Вертинской оказалось достаточно — фильм «Алые паруса» имел оглушительный успех у публики. На улице ее сразу же узнавали, задавали кучу вопросов, дергали за одежду, даже признавались в любви и звали замуж. Единственным плюсом такой оглушительной славы было то, что дома ее перестали отправлять в магазин за хлебом. Но на характере 15-летней школьницы все это сказалось не лучшим образом: Настя стала замкнутой, недоверчивой. А после того, как одна ревнивая баба чуть не выплеснула ей в лицо кислоту, и вовсе перестала выходить из дома. Однако мир киносъемок показался ей настолько волшебным, что Вертинская сразу же согласилась на вторую предложенную работу — роль Гуттиэре в фильме «Человек-амфибия». На этот раз Настя поклялась себе подойти к задаче серьезно и трудиться, не покладая рук. Так и сделала. Она не только научилась плавать, но и нырять на большую глубину, а также подолгу держаться в ледяной воде. Все страдания не прошли зря — фильм имел колоссальный успех, а Анастасия Вертинская проснулась настоящей советской кинозвездой.

В 1964 году вышел фильм «Гамлет», в котором Вертинская сыграла Офелию. Многие актрисы мечтают об этой роли. «Сыграть и умереть» — говорят о работе такого уровня. Но студентка театрального вуза Анастасия Вертинская согласилась на нее нехотя. Она понимала, что ее пригласили не из-за признания ее таланта, а исключительно благодаря внешним данным. Мадонна Возрождения — так называл молодую Вертинскую режиссер. Фильм получил множество престижных наград и премий. Слава «советской Вивьен Ли» стала международной. Между тем советские кинокритики с издевкой писали, что молодой актрисе не хватало духовности. Успокоил Анастасию ее партнер по фильму Иннокентий Смоктуновский, сказав, что «профессия актера — это не ремесло, а скорее таинство», и не посторонним людям судить, что удалось, а что нет.

Потом были менее знаковые, но не менее красивые роли: Кити Щербацкая в «Анне Карениной», Лиза Болконская в «Войне и мире», Джемма в «Оводе». Конечно, уровня своей юношеской славы актриса достичь уже не могла. Да, пожалуй, это было и невозможно. Сказки кончились. Ее гламурная, несоветская внешность больше не была востребована в фильмах о колхозницах и активистках.

К черту всех мужиков!

В театральном вузе Настя Вертинская чувствовала себя не в своей тарелке. Слава мешала: преподаватели ее недолюбливали, однокурсники завидовали. И только с одним молодым человеком у них возникло взаимопонимание. Никита Михалков тоже был яркой личностью и происходил из известной интеллигентной семьи. Его брат Андрон Кончаловский ухаживал за сестрой Насти. «Марианна была раскованная, веселая, компанейская. Настя рядом с ней выглядела закрытой, сдержанной», — вспоминал Михалков. Она была всесоюзно известна, знала себе цену и держала поклонников на расстоянии. По ней сходили с ума миллионы, она могла выбрать любого. За ней ухаживали Андрей Миронов и Иннокентий Смоктуновский! «Я мог разве что набить морду кому-нибудь из очередных Настиных ухажеров. Так сказать, «для самоутешения». И бил…» — говорит Никита. Однажды на одной из вечеринок их словно магнитом притянуло друг к другу. Между молодыми людьми вспыхнул бурный роман. Они стали жить вместе, а потом Настя поняла, что беременна. В 1966 году у Вертинской и Михалкова родился сын Степан, а через полгода они расписались. Это был единственный официальный брак в биографии Анастасии. «Мы жили и дышали друг другом…» — вспоминает актриса.

Но вскоре их юношеские амбиции победили желание быть вместе. Каждый хотел сделать успешную карьеру. Никита ждал, что Настя посвятит себя семье, станет его надежным тылом. Но она была для этого слишком независима, а может, и слишком талантлива. Через три года супруги расстались. Было много взаимных обид и претензий. Но много лет спустя ради сына Анастасия Вертинская смогла наладить дружеские отношения с Михалковым.

Поклонников у красивой актрисы всегда было много, среди них находились и очень обеспеченные, и надежные мужчины. Но Настю всегда привлекали лишь таланты. На отдыхе в Крыму у нее закрутился курортный роман с певцом Александром Градским. Два года гражданского брака закон-
чились болезненным разрывом. Знакомые утверждают, что его причиной стало неуважительное высказывание Градского о покойном тесте, Александре Вертинском.

О романе создателя «Современника» Олега Ефремова и актрисы Вертинской судачил весь театр. Говорят, что их роман закрутился во время гастролей, когда влюбленный режиссер залез в номер Анастасии через окно, по водосточной трубе. Но одной романтики оказалось мало. Вскоре стало ясно, что они принадлежат разным мирам. Изысканная Настя пыталась переделать Олега, рожденного в простой рабочей семье. То костюм импортный ему купит, то галстук подарит, то парфюм. За свой счет сделала модный ремонт в его квартире. Но все это Ефремов не ценил. Работа для него была на первом месте. Он был официально женат, разводиться не собирался, часто уходил в запои. Роман с режиссером прошел пунктиром по судьбе Вертинской на долгих 20 лет, пока Настя не поняла: роль няньки — не для нее.

Своих алых парусов Вертинская так и не дождалась. Всех мужчин на своем пути Настя поневоле сравнивала с отцом — образованным, заботливым, любящим. И конечно, любой кавалер был заранее проигравшим. Уставшая от запутанных отношений Анастасия однажды решила: «К черту мужиков, к черту все эти драмы!» Она будет жить ради себя, ради искусства. А главный мужчина ее жизни у нее уже есть -это ее сын Степан, который вырос настоящим мужчиной, заботливым отцом семейства и удачливым бизнесменом.

В интервью Анастасия признается, что считает брак дикостью и пережитком прошлого. А себя называетярой противницей официального супружества. После ярких юношеских ролей в кино актриса понимала, что ничего равнозначного ей уже не сыграть. И посвятила себя театру. Радовалась, даже когда ее ставили в массовку. Сегодня 74-летняя актриса нашла себя в воспитании внуков, благотворительной деятельности и заботе о наследии своего гениального отца.

Елена ПЕТРОВА

 

Не хватало адреналина

Вертинский никогда и ни в чем не отказывал Насте. Но ей было куда интереснее под покровом ночи красться в прихожую, где висело его пальто, в карманах которого лежали мелкие монеты, и вытаскивать их. «Я специально отмечала половицы, которые не скрипели, и смазывала дверцы шкафа», — признавалась позже актриса.



,   Рубрика: Легенды прошлых лет

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:61. Время генерации:1,048 сек. Потребление памяти:10.7 mb