Атлантида миллиардера Онассиса

Автор: Maks Мар 25, 2023

Атлантиду искали в Атлантическом океане, у берегов обеих Америк, в Северном море, в Гренландии, около Индостана, в Сибири, на Аляске и в Антарктиде. Искали и ученые мужи, и профаны, и даже профессиональные археологи. Говорят, что Спиридон Николау Маринатос однажды отправил миллиардеру Онассису телеграмму из трех слов: «Я нашел Атлантиду»…

В юности Маринатос о поисках Атлантиды не задумывался. Он готовил себя к серьезной научной карьере и в 1925 году, вскоре после прохождения курса археологии в философской школе Афинского университета, был отправлен смотрителем древностей на Крит, а в 1929 году получил должность директора археологического музея Ираклиона. В том же году он познакомился с Артуром Эвансом, отцом критской археологии.

Древности Крита

Именно после раскопок Кносского дворца в начале XX века стало ясно, что критские древности предшествуют древнегреческой эпохе — они и не греческие, и не микенские. Эванс назвал неизвестную цивилизацию минойской — по имени царя Миноса, который построил подземный лабиринт, где содержался кровожадный Минотавр — существо с телом человека и головой быка.

Спиридон Маринатос от Крита был в восторге. В 1927 году он обнаружил недалеко от деревни Еленес в муниципалитете Амари доисторическую пещеру, которую называют чаще просто дырой Маргеле. Потом, уже в должности директора, он проводил раскопки в Аркалохори, где была обнаружена еще одна священная пещера минойской эпохи с большим количеством артефактов, в основном золотых, бронзовых и серебряных лабрисов, а также мечей, кинжалов и прочего оружия, с надписями и без надписей, и их были сотни. В 1932 году в Амниссосе, практически на местном пляже, была раскопана минойская вилла и так называемый «Дом лилий» — его стены были украшены росписями с красными и белыми лилиями, ирисами, мятой и папирусом.

Вилла когда-то была двухэтажной, состояла из 10 комнат, атриума, зала, ванной комнаты, кухни и домашнего святилища. Эти постройки погибли в результате сильного пожара около 1450 года до нашей эры, причем, слои пепла чередовались со слоями пемзы, что свидетельствовало о вулканической природе катастрофы, а стены виллы были обрушены каким-то сильным ударом, как решил Маринатос — волной цунами.

Исследуя другие минойские древности на Крите, Маринатос сделал очевидное заключение: минойская цивилизация погибла не в результате нападения каких-то воинственных пришельцев с материка, а после систематических ударов стихии — на протяжении нескольких десятилетий Крит засыпало вулканическим пеплом и пемзой, заливало водой, каждый раз люди заново отстраивали дома и очищали поля, пока, наконец, не последовало извержение такой силы, что жизнь практически прекратилась.

Вот тогда-то и пришли на Крит греки. И новая, греческая цивилизация, сменила минойскую, а на смену критскому письму пришло греческое. В 1939 году, накануне мировой войны, Маринатос опубликовал в престижном английском журнале статью «Вулканические разрушения минойского Крита», в которой назвал дату гибели минойской цивилизации — середина XV века до нашей эры, и причину — цунами. Указан был также и вулкан, погубивший прекрасный минойский мир, — Санторин на острове Санторини.

Потерянный мир

На Крит люди пришли, как считается, с соседнего архипелага Киклада, в который ныне входит и остров Санторини, к III тысячелетию до нашей эры они освоили обработку металлов, и на Крите начался бронзовый век. Родовые поселения с общими домами стали превращаться в города, появились цари, религия с культом быков и сложными жреческими обрядами, построенные по передовой технологии корабли, дворцы, снабжавшиеся водой, ремесленные мастерские, склады, забитые пифосами с провизией и прочие приметы цивилизации.

На севере лежала будущая Греция, там жили полудикие племена. На юге находился Египет, с которым критяне торговали. Крит в эпоху расцвета был талассократией, морской державой с самым сильным по тем временам флотом, способным отразить любую угрозу. Легендарный Минос основал колонии на архипелаге Киклада, назначив там правителями своих сыновей, дочерей, внуков, племянников. О культурной экспансии минойцев можно судить хотя бы потому, что их боги (в преобразованном виде) попали в древнегреческий пантеон, а минойская история — в мифы и легенды Древней Греции.

Минойское искусство разительно отличалось как от египетского, так и от греческого, пришедшего ему на смену. Минойские красотки носили широкие длинные юбки, стянутые на талии поясами, и полностью обнажали грудь, минойские атлеты ходили полуголыми, едва прикрыв интимные части тела чем-то вроде фартука. И, хотя фигуры часто изображались в профиль, египетской условности в них не было. Минойцы блюли чистоту тела и принимали ванны в специальных комнатах, стены которых были расписаны дельфинами и рыбами. Хозяйственные расходы заносились на глиняные таблички и архивировались. Записывались важные события. Эванс нашел в Кносском дворце более 3000 таких табличек.

От этого мира не осталось ничего. Все города и поселения минойцев внезапно погибли. В тронном зале Кносского дворца все было перевернуто вверх дном — по словам ученика Эванса Пендлбери, «все имело такой вид, будто царь в смятении поспешил сюда, желая в последний момент совершить какую-то религиозную церемонию, чтобы спасти свой народ». Спасти народ царю не удалось. И минойская цивилизация прекратила существование.

Точнее, как считал Маринатос, продолжила развитие на островах и в материковой Греции, и эта новая цивилизация нам известна как микенская. Именно микенцами занялся Маринатас после 1939 года, когда он стал профессором археологии Афинского университета. Еще в 1934 году в деревне Монополата в материковой Греции он обнаружил микенский некрополь XIII-XI веков до нашей эры с большим количеством артефактов и настоящим мраморным саркофагом.

Островок с вулканом

Маринатос стал присматриваться к острову Санторини еще до Второй мировой войны. И не только как к причине гибели минойцев. Дело в том, что еще в XIX веке на острове Санторини стали находить древности. Самый большой «урожай» находок пришелся на 1866-1867 годы, когда на Санторини стали добывать пемзу для строительства Суэцкого канала. После 1900 года, когда Эванс раскопал Кносский дворец на Крите, эти находки атрибутировали как минойские, современные критским.

Но Маринатоса заботило другое: вулкан Санторин периодически просыпался, его бодрствование сопровождалось землетрясениями, что приводило к вполне осязаемым разрушениям. После серии толчков едва не рухнул археологический музей на Крите, директором которого Маринатос тогда был. Срочно пришлось строить новое здание. Ибо то, что погубило минойцев, могло погубить теперь и археологическое наследие Крита. Маринатос даже пришел к выводу, что периодические пробуждения вулкана Санторин могли лечь в основу мифа о потопе. А за этим как-то сама собой появилась связь между этим потопом и рассказом Платона о гибели Атлантиды.

Очень уж остров Санторини с прилегающими островками вулканического происхождения хорошо ложился в канву этой легендарной истории.

Современный Санторини в Эгейском море — это вулканический остров с действующим вулканом Санторин. В минойскую эпоху на этом месте был более крупный и круглый остров, получивший имя Стронгиле. 3500 лет назад вулкан, на котором покоился Стронгиле, взорвался — это и привело к минойской катастрофе. Вместо Стронгиле образовалась кальдера в форме полумесяца с островками, самым большим из которых и является Санторини.

Последующие 1250 лет вулкан блаженно спал, но во II веке до нашей эры снова пробудился и на протяжении девяти веков порождал новые островки, после чего снова затих на семь веков. Активизировался он в 1452 году и с тех пор хотя бы раз в столетие напоминал о своем существовании. Мощные пробуждения вулкана Санторин происходили регулярно. Маринатос воочию видел, что способен натворить этот вулкан.

Извержение 1956 года было катастрофическим: почти все постройки на острове Санторини рухнули или были смыты приливной волной высотой в 17 метров, 50 человек погибли, жители в страхе бежали, население сократилось до 400 человек. Уехали даже те, чьи предки жили здесь веками. Но был и приятный момент: многометровые слои пемзы раскололись и обнажили археологические артефакты минойской эпохи.

Минойский Крит постоянно трясло из-за близости к вулкану Санторин, тем не менее когда-то на острове Стронгиле жили люди, более того — по форме остров удивительно напоминал описанную Платоном столицу Атлантиды. Эту связь заметил не только Маринатос, но и многие «атлантологи» XIX и XX веков. Правда, большинство из них от этой догадки отказалось, поскольку остров Стронгиле никак не мог быть больше «Азии и Ливии вместе взятых» и он явно не лежал за Геркулесовыми столпами в Атлантическом океане.

Минойский город АкротириНо как раз после извержения Санторина 1956 года соотечественник Маринатоса, сейсмолог Галанопулос нашел решение, как превратить остров Санторини в Атлантиду. Солон, на которого ссылался Платон, считал Галанопулос, просто неправильно понял египетских жрецов, и все даты и размеры нужно уменьшить ровно в 10 раз, тогда гибель Атлантиды случилась не за 9000, а всего за 900 лет до Солона, новые размеры круглой столицы Атлантиды вполне соотносились с разрушенным круглым островом.

Маринатос, который готов был душу черту заложить, лишь бы доказать невероятную древность греческого народа, наследника минойской цивилизации атлантов, мечтал лишь об одном: доказать теорию на практике. В 1967 году ему это удалось. Он открыл минойские древности в погибшем городе Акротири на острове Санторини. Вот тогда-то, согласно легенде, он и дал телеграмму Онассису. А тот вроде бы даже начал финансировать проект своего соотечественника.

Плановая эвакуация

Маринатосу необыкновенно повезло. Уже в первый день раскопок на острове Санторини он наткнулся на руины погребенного под слоем пемзы города, который назвали по имени близлежащей деревушки — Акротири. За несколько археологических сезонов он обнаружил двухэтажные и даже трехэтажные здания, сложную систему водоснабжения и канализации, мощеные улицы, медеплавильные мастерские с тиглями, мебель, керамику и невероятной красоты фрески.

Росписи сохранились гораздо лучше, чем на Крите, поскольку были законсервированы под слоем пемзы, художники использовали те же цвета, что и в Кноссе — белый, желтый, красный, коричневый, синий и черный, и те же сюжеты — цветы, животных, рыб, жанровые сценки вроде боксирующих мальчиков или собирающих мирт женщин, обезьян, карабкающихся по стенам, а также «портреты» соплеменников и жителей Африки.

Деревянные предметы практически стали прахом, но, как в Геркулануме и Помпеях, сохранились их «отпечатки» в вулканическом пепле, и в Акротири тоже применяли заливку полостей гипсом, чтобы получить гипсовые столы, стулья, кровати и прочие предметы мебели. Но, в отличие от Помпей и Геркуланума, в Акротири не нашли ни единого человеческого скелета, как не нашли ничего сколько-нибудь ценного. На месте осталось лишь то, что нельзя было эвакуировать, — ванны, масляные лампы, жаровни, другие обиходные предметы и множество керамики — сосуды для хранения зерна, вина, масла, посуда для еды, емкости для приготовления пищи.

На берегу, откуда отправлялись корабли, увозившие беженцев, так и остались стоять наполненные снедью пифосы. Но это было не паническое бегство, поскольку не было жертв. Жители покидали остров, который стал непригоден для жизни. По одной из современных версий, подземные обвалы просто перекрыли выход пресной воды незадолго до извержения. Это-то и спасло жителей Акротири от верной смерти.

Для самого Маринатоса Акротири стал последним местом раскопок: в 1974 году он погиб во время работ под обвалившимся слоем пемзы. Но успел заложить основы музея, демонстрирующего экскурсантам минойский город таким, «каким он был где-то около 1500 года до нашей эры в момент, когда нить его жизни резко оборвалась». И считал до конца своих дней, что остров Санторини и есть искомая Атлантида, точнее, то, что от нее осталось.

Миллиардер Аристотель Онассис, который финансировал поиски Атлантиды на Санторини, так и не получил официального подтверждения тому, что утонувший город-государство найден. Если бы Онассис поручил провести раскопки английскому археологу, такому как Артур Эванс, история, возможно, могла бы стать другой и мир бы признал найденные на Санторини развалины Атлантидой.

Елена ФИЛИМОНОВА

  Рубрика: Историческое расследование 537 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,304 сек. Потребление памяти:9.73 mb