Беседы с доном Хуаном
Великим Шаманом западная пресса окрестила антрополога, писателя, мыслителя-эзотерика Карлоса Кастанеду, который на протяжении двух десятков лет считался властителем умов, а его литературные творения, изданные миллионными тиражами, мгновенно исчезали с книжных прилавков. О Кастанеде написаны десятки книг, сотни статей, сняты документальные и художественные фильмы. Но нашлись и скептики, которые пытались доказывать, что Кастанеда — всего лишь хитрый мистификатор.
Судьбоносная встреча
На пике бешеной популярности Кастанеда называл себя «проводником высшего знания об устройстве мира». Именно такой термин он ввел для определения своей функции в этой быстротекущей жизни. Ученики боготворили его и жадно ловили каждое слово учителя.
А начиналась легенда по имени Кастанеда летом 1960 года, когда он, студент факультета антропологии Калифорнийского университета, прилетел в Мексику собирать материалы для дипломной работы. Эта поездка и сформировала того Кастанеду, который теперь известен всему миру. В мексиканской глубинке он встретил дона Хуана Матуса, старого индейца из племени яки. Эта встреча — по мнению Кастанеды — стала поворотной в его судьбе.
Хуан Матус был самым настоящим шаманом, последним представителем уходящей вглубь веков линии тольтекских магов. Дон Хуан увидел в пришельце человека, способного принять и понять систему его знаний, и начал процесс обучения. Часами он вещал, с удовольствием наблюдая, как визитер жадно впитывает древний индейский опыт.
Дон Хуан учил: нужно прожить правильную жизнь «воина», чтобы после смерти не пропасть навсегда, а стать существом иного порядка. Для этого надо встать на «путь воина» и идти к «состоянию безупречности». Такие утверждения еще больше заинтриговали Карлоса, и он принялся с удвоенной энергией записывать в путевой дневник мысли дона Хуана.
Индейцу явно льстило такое внимание, а быстрота восприятия Кастанеды, его поразительная способность анализировать полученные знания заставили дона Хуана отнестись к внимательному гостю с огромным пиететом и даже наделить его титулом «нагваль». В мифологии индейцев нагваль — это дух-хранитель знаний, истинный творец мироздания. Древние индейские художники изображали нагваля в виде крадущегося ягуара, а иногда — гордого орла.
Мистические ритуалы
Пройдя курс обучения у индейского гуру, осенью 1965 года Кастанеда вернулся в Лос-Анджелес, где опубликовал первую книгу — «Учение дона Хуана». Книга сразу же стала бестселлером.
Автор называл ее «анализом в области оккультизма и мистицизма». Он писал: «Для меня представление о том, что человек может превратиться, к примеру, в птицу, означает, что человек воспринимает какое-то влияние и адаптируется к нему. Это влияние реально существует. Каждый, кто принимает галлюциноген, получает опыт искаженного восприятия. Мы называем это искажением реальности. Индейские шаманы за тысячи лет научились классифицировать и кодировать эти влияния».
Через три года Кастанеда продолжил общение с индейцем, результатом стали книги «Отдельная реальность» и «Путешествие в Истлан». За последнюю Кастанеда получил докторскую степень. Всемирно известный профессор антропологии Уолтер Голдшмидт написал восторженное предисловие к «Путешествию в Истлан», в котором называл Кастанеду «ученым с широким кругозором».
В последующие годы вышли еще девять книг Кастанеды. Энергичную дискуссию вызвал опус Великого Шамана «Искусство сновидения» (1993 год), описывавший комплекс практик, которые необходимо выполнять во сне для расширения знаний об окружающем мире. По мнению автора, сновидение — это особый процесс восприятия, который выходит за пределы воображаемого.
Литературные и научные критики назвали творение Карлоса «практикой осознанных сновидений». На волне популярности его пригласили читать лекции по шаманизму в Университет Ирвина (штат Калифорния). Здесь Карлос оказался в своей стихии, излагая студентам свои представления о черной магии и древних мистических ритуалах.
Лирики и циники
Со временем читатели Кастанеды разделились на два больших лагеря. Первые (их условно можно назвать лириками или романтиками) безусловно принимали фантастические истории Великого Шамана, цитировали его и восхищались глубиной его миропонимания. Еще при жизни Карлоса были опубликованы солидные научные труды, доказывавшие подлинность и огромную значимость для человечества его учения. Другие (их, безусловно, можно назвать циниками) сочли труды Кастанеды скучными, фальшивыми и неинтересными. Нашлись и те, кто доказывал в своих статьях: Великий Шаман на самом деле — ловкий мистификатор и беззастенчивый плагиатор. Известный профессор Даниэль Ноэль издал книгу под названием «Видеть Кастанеду. Реакции на учение дона Хуана», в которой собрал множество нестыковок в трудах Кастанеды.
«Карлос и дон Хуан путешествуют по знойной пустыне Сонора, — писал Ноэль, — но их не беспокоят ни жара, ни злобные москиты, ни изнуряющая жажда. Да и топография описываемой местности выглядит насквозь фальшиво. Галлюциногенные грибы, которыми якобы лакомились эти два путника для расширения сознания, не растут в пустыне. Это научно доказанный факт. Скорее всего, Кастанеда никогда не был в пустыне и все описания высосал из пальца!»
А еще Ноэль привел в своей книге две сотни цитат из произведений других авторов, которые ловкий Карлос вложил в уста мифического дона Хуана. Отсюда Ноэль сделал жесткий вывод: Кастанеда — просто внимательный читатель, который умело трансформировал прочитанное в свои произведения.
Убежденные ортодоксы критиковали Кастанеду также за пропаганду галлюциногенов, пренебрежительное отношение к последователям и обвиняли в художественном вымысле. Бензина в костер критики подлила статья Ричарда де Миллеса, в которой доказывалось: никакого дона Хуана вообще в природе не существовало, сам Кастанеда в Мексику не ездил, а сварганил свои книги на базе богатой оккультной литературы, которую находил в калифорнийских библиотеках.
Посвященные
Несмотря на укусы критиков, лекции-сеансы Кастанеды пользовались огромным успехом и сопровождались фокусами и иллюзионными трюками. Если они не получались, Кастанеда говорил, что испытывает «недостаток энергетических потоков» от зрителей. Люди, прослушавшие цикл его лекций, и стали основой «Магической партии», созданной Кастанедой.
Постепенно партия расширялась, сформировался надежный круг в основном почитательниц его таланта. Женщины и девушки добивались не только духовой близости со своим гуру, но и телесной. Представители сильного пола называли подобное содружество «гаремно-сектантским» и откровенно завидовали Карлосу. Своих учениц Кастанеда делил на три категории:
— посвященные — те, кто были близки к мэтру на протяжении долгих лет и публиковали книги, в которых трактовали учение Кастанеды,
— приближенные — те, кто был знаком с учителем и мог иметь свою точку зрению на его учение,
— сторонние читатели — те, что участвовали в семинарах и имели в распоряжении только всем доступную информацию.
Самыми посвященными Кастанеда считал Регину Тал и Мэриэнн Симко, которые написали книги об учителе. Кастанеда отличался многими странностями. К примеру, скрывал дату и место рождения. Согласно одной версии, он появился на свет в Перу в 1925 году, другая версия утверждает, что он родился в 1935 году в Бразилии. Кастанеда повторял: «Я стер личную историю!» — и уверял, что этому научил его дон Хуан, который говорил:
— Надо быть текучим, гибким, неуловимым, не позволять заключать себя в тесные рамки шаблонов, стереотипных реакций и правил. В этом и заключается настоящая свобода. Свобода от прошлого и настоящего! Стоит отметить, что связывать труды Кастанеды исключительно с наркотическим опытом было бы ошибочно. В «Путешествии в Истлан» он пропагандировал расширение сознание без использования наркотиков в качестве вспомогательного средства. В своих поздних публичных выступлениях не раз заявлял: наркотики очень опасны! Фокус Кастанеды состоит в том, что он первые свои книги позиционировал не как художественные произведения, а как антропологические труды.
Ложь и адюльтеры
На Западе Кастанеду запоем читали миллионы, а в СССР он проник в виде самиздата. Энтузиасты-переводчики подарили читателям возможность познакомиться с книгами Великого Шамана. Читали его тайком, передавали машинописные листки друзьям и знакомым «на одну ночь». Писатель Виктор Пелевин утверждал: «Говоря «самиздат», многие имеют в виду Александра Солженицына, но на самом деле настоящий «самиздат» означал Карлоса Кастанеду!» На протяжении жизни Великий Шаман запрещал себя фотографировать, и во Всемирную сеть просочилось не так уж много его снимков. Он редко давал интервью, а если и давал, то всячески мистифицировал свое бытие, фантазировал, иронизировал и откровенно потешался над интервьюером. Близкие знакомые, посмеиваясь, говорили с оттенком иронии:
— Наш Карлос — самый большой лгун на свете!
Словно доказывая эту характеристику, Кастанеда яростно отрицал факт своей женитьбы на Маргарет Раньян, хотя она в своих разоблачительных воспоминаниях рассказывала, как он ухаживал за ней, просил руки и даже какое-то время слыл примерным семьянином.
Отрицал Великий Шаман и факт отношений с юной перуанкой Долорес дель Росарио, которая родила ему дочь Марию. После исчезновения из ее жизни ветреного Шамана Долорес вынуждена была отдать дочь в монастырский приют.
В ответ на обвинения в наплевательском отношении к «родной кровинушке» Карлос показывал документ, подтверждающий, что он добровольно стерилизован и детей иметь никак не может.
В этой связи вполне логично выглядит и загадочная смерть Кастанеды 27 апреля 1998 года. Ее официальная причина — рак печени. По свидетельствам близких друзей, сразу после перехода в загробный мир тело усопшего самовозгорелось и быстро превратилось в невесомый пепел, который разнес по миру ворвавшийся в дом сильный ветер.
Так что могилы Кастанеды не существует.
После его ухода пять самых преданных ему женщин ушли в калифорнийскую Долину Смерти и там погибли от жары, голода и жажды. Позднее их скелеты были обнаружены и идентифицированы.
Владимир ПЕТРОВ
Предыдущая⇐ ⇐Неотразимый бабник⇐ ⇐
Следущая⇒ ⇒«Форточка» в Европу⇒ ⇒
https://zagadki-istorii.ru