Братья по бедности

Автор: Maks Янв 25, 2019

Эти средневековые борцы за истину протестовали против мирских пороков, укоренившихся в католической церкви, и проповедовали возвращение к апостольской простоте. За это их назвали еретиками.

На рубеже XIII столетия в Италии народное недовольство, обращённое против светских и духовных феодалов, достигло угрожающего накала. Католическая церковь переживала очередной критический период: дикие злоупотребления, беспримерная распущенность и разврат церковных иерархов, безудержная роскошь — всё это воспламеняло гнев простых людей, тех, кто рождался и жил в беспросветной нищете, под гнётом нужды, поборов и унижений.

Диоген из Пармы

Неудивительно, что в среде городского и сельского населения то в одном месте, то в другом возникали и умножались стихийные движения людей, обходившихся в своей деятельности без соблюдения установленных законов. Особенную силу набрало объединение, состоявшее из простонародья и вошедшее в историю под именем апостоликов (апостольских братьев). К концу XIII столетия движение апостоликов охватило всю Северную Италию. Местом его возникновения была Парма, город, где родился основатель секты — Герардо Сегарелли (точный год рождения неизвестен).

Был он кем-то вроде юродивого, что, однако, в глазах людей придавало ему ореол святости и делало его любимцем толпы. Совсем необразованный, нищий, презиравший мирские блага, эдакий средневековый Диоген, он сумел лучше других выразить идеализм, как выразился летописец, «сборища свинопасов и гнусных прохвостов, именующих себя Апостолами…».

Судя по сообщениям хроник, Сегарелли был действительно душевнобольным человеком и вовсе не собирался становиться главой возникшего движения. Но, несмотря на шутовское поведение, слава его росла, и толпы людей, в особенности женщин, стекались в Парму из соседних областей, дабы услышать «откровения» обожаемого «отца». В частности, Сегарелли объявил всем, что с его появлением на земле наступит Царство Свободного Духа.

Религиозные анархисты обоего пола ходили босые, плохо одетые, жили под открытым небом, питались подаяниями, терпели нужду, но их вдохновляла идея, и они радовались свободе и жизни среди братьев «по вере». Стремившиеся к переустройству миропорядка апостолики утверждали, что когда Божья благодать вольётся в души людей и осветит их внутренним светом, человечеству станут не нужны законы, правительства и церковь. Многие из них жили совместно, так как считали себя носителями благодати, а потому безгрешными. Прелюбодеяние и прочие прегрешения, совершенные собственно апостоликами, не только не являлись грехом, но напротив, заслуживали поощрения, если совершались во имя любви.

Пропаганда еретиков шла на площадях и улицах, но иногда им удавалось взобраться на кафедру какого-нибудь храма. Самым важным для них было собрать толпу и держать население в непрерывном возбуждении. Рядом с мужчинами в их шествиях шагали и женщины — апостолички, утверждавшие, что обладают даром пророчества.

Война с инквизиторами

Апостоликов церковь отправляла на костры

После разгрома апостоликов Дольчино и его подругу Маргариту власти отправили на костёр

В 1279 году две ярые последовательницы Сегарелли были сожжены на костре, не пожелав, несмотря на увещевания инквизиторов, отказаться от своих убеждений. Их казнь вызвала восстание толпы и разгром доминиканского монастыря в Парме (доминиканцы, как правило, занимали кресла инквизиторов). В 1280 году Сегарелли был схвачен властями, но через шесть лет его выпустили на свободу, что придало апостоликам сил. И уже 11 марта 1286 года папа Гонорий IV издал буллу, специально направленную против секты и призывавшую духовные власти немедленно пресечь её деятельность. Пармский епископ заковал Сегарелли в кандалы и отправил в каземат. 18 ноября 1290 года в Парме ещё четверо апостоликов были сожжены; та же участь постигла и самого Сегарелли в 1300 году.

Однако еретики не сдавались. Наоборот, вся их предшествующая деятельность была только прологом к открытой войне с Римом. Война эта, привлекшая внимание всего ошеломлённого христианского мира, развернулась среди долин и скалистых вершин Пьемонта — гор на севере Апеннинского полуострова.

Против апостоликов папа объявил крестовый поход. Место юродивого Сегарелли занял человек иного склада и душевного здоровья — сын священника, Дольчино. Его полное имя неизвестно, сведения о его жизни практически отсутствуют. Возможно, какие-то события заставили его затаить злобу против представителей церкви, и он, приняв «новую весть» апостоликов, стал её ревностным распространителем. Неизвестно, встречался ли он с Сегарелли в Парме, но, как бы то ни было, став вождём и стратегом движения, Дольчино взял на вооружение осторожность, скрытность и расчётливость. Вокруг него собралась кучка верных ему людей — мужчин и женщин. Среди них выделялась некая Маргарита, молодая и красивая девушка, ставшая его любовницей или женой — последнее было уже не существенно для вероучителя, не признававшего таинств.

В 1304 году Дольчино во главе боевого отряда сектантов внезапно появился в долине Сезии, где встретил поддержку у населения. Но и местные власти не остались в стороне. Для начала они попробовали задобрить опасного еретика и привлечь на свою сторону. Не достигнув ничего добром, феодальное ополчение приступило к военным действиям. Армия, собранная по инициативе епископа Райнерио и насчитывавшая около 2 тысяч человек, разделилась на три колонны с целью окружить силы Дольчино. Но тот, ворвавшись со своими сторонниками в городок Романьяно, перебил там 2 тысячи католиков, чем внёс смятение и ужас в ряды войска епископа, которое в конце концов разбежалось.

Лишь спустя полгода получилось вновь собрать провластную коалицию, и ей удалось принудить Дольчино отойти в замок на горе Сан-Лоренцо. Маргарита повсюду следовала за своим возлюбленным.

После разгрома апостоликов Дольчино и его подругу Маргариту власти отправили на костёр

Плен и казнь

Папа римский Климент V издал буллу, в которой обещал индульгенцию всем, кто примет участие в походе епископа Райнерио. Апостолики поднялись на гору Балмара, возвели укрепления и несколько месяцев провели там, но и это место вынуждены были покинуть, уходя от большего по численности войска епископа.

Новая позиция имела лучшие преимущества: вершина Лысой горы представляет собой изолированную точку на высоте около 1660 метров над уровнем моря. Со всех сторон её окружают отвесные и голые скалы, и лишь небольшая часть доступна для восхождения. Между тем приближалась зима, армия Райнерио окружила Лысую гору, решив изнурить противника.

В марте 1306 года Дольчино тайно покинул Лысую гору. Этот манёвр надо было совершить незаметно, чтобы не возбудить внимания неприятеля. Кучка людей (около тысячи человек) после нелёгкого перехода во мраке и холоде достигла вершины горы Цебелло. Здесь-то и разыгрался последний эпизод войны «за свободу духа». В решительной трёхдневной битве, 23 марта 1307 года, был положен конец секте апостоликов. Почти все они были убиты, кое-кому удалось уйти из тисков неприятеля, но хуже всего было тем, кто оказался в плену.

Епископ Райнерио передал Дольчино, его беременную подругу Маргариту и других попавших в плен апостоликов в руки светских властей. После жестоких пыток всех приговорили к смерти на костре. Маргарита была сожжена первой, привязанная к высокому железному столбу на берегу реки Сервио в присутствии большой толпы, на глазах у своего возлюбленного. Затем на костёр взошёл сам Дольчино. Хроники единогласно свидетельствуют, что он встретил мучения и смерть с невозмутимым мужеством и, несмотря на долгие увещевания, не согласился отречься от своих заблуждений.

Ирина СТРЕКАЛОВА



,   Рубрика: Религии мира

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:61. Время генерации:0,148 сек. Потребление памяти:8.35 mb