Долгожитель из Дамаска

Автор: Maks Дек 15, 2020

Иоанн Дамаскин, или Юханна ад-Димашки, как его называли на родине, получил у современников лестное прозвище Хризорроас — «Золотой поток» за невероятную писательскую плодовитость и дар красноречия. Прожил Иоанн, по преданию, 104 года. И был признан святым как византийской, так и латинской церквями. Последний из отцов и учителей раннехристианской эпохи, он одинаково почитается всеми христианами мира.

На иконах Иоанн изображается глубоким старцем — с окладистой белой бородой и длинными белыми усами. Хотя, по оценке историков, Иоанн Дамаскин прожил не столь уж долгую жизнь: скорее всего, он умер в возрасте 75 лет. Что тоже, впрочем, не мало. Но в церковной традиции признан исключительный возраст святого. На том, что почитаемый старец прожил больше века, особенно настаивают православные. Ведь Иоанн происходил из семейства христиан, принадлежащего к византийской церкви.

Мансур, внук Мансура

Родился он в VIII веке, в разгар исламизации Ближнего Востока. Дамаск из византийского города, подчиненного Константинополю, разом превратился в столицу Арабского халифата. Семейству Иоанна, богатому и занимавшему высокое положение при византийском дворе, удалось, тем не менее, вписаться в исламский мир. И замечательно процветать даже при смене религиозных ориентиров. Нравы в халифате той поры были еще мягкими, да и семья Иоанна, точнее Мансура, ибо такое имя получил младенец из Дамаска при рождении, была непростая.

Достоверно неизвестно, к какой этнической группе принадлежала семья Мансура ибн Серджуна, но предки его вряд ли были греками. Дед будущего христианского святого жил еще в годы принадлежности Дамаска к Византии, был сборщиком налогов в правление императора Ираклия. Но звали его Мансур. Собственно, в честь деда и был наречен Иоанн. Знаете вы хоть одного древнего грека с таким именем? Вряд ли. Да и поведение этого первого Мансура во время осады Дамаска войсками Халида ибн аль-Валида в 635 году много о чем говорит. Он был среди тех сановников, которые сдали Дамаск арабам.

Евтихий Александрийский, патриарх X века, прямо обвинил его в предательстве. Именно дед Иоанна разрабатывал условия, на которых Дамаск стал арабским городом. Поэтому и распространено мнение, что сам Мансур тоже был этническим арабом, хотя и христианином. Без этого сделать карьеру в Византии было практически невозможно, а дед имел звание великого логофета, то есть главного казначея Дамаска. Правда, некоторые ученые считают, что дед Иоанна был сирийцем, а имя сменил после завоевания Дамаска арабами.

В арабском мире и дед Мансур, а потом и его сын Серджун занимали вполне достойное место. Они честно служили омейядским халифам, как прежде — византийским императорам. Серджун, как и его отец, занял высокий пост главного казначея при халифе Абдул-Малике ибн Марване. Семейное дело продолжил затем и сам Иоанн, тогда еще называвший себя Мансуром.

По стопам отца

Иоанн ДамаскинСемья Иоанна, как все богатые семьи Дамаска, придавала огромное значение хорошему образованию. Так что когда Мансур немного подрос, отец его Серджун приобрел для обучения мальчика учителя-раба родом не то из Калабрии, не то с Сицилии. Серджун искал хорошего специалиста, чтобы много знал и многому мог обучить — учитель Косьма был именно такой. Прежде Косьма был монахом и преуспел в науках. Учить арабского подростка он взялся с радостью, да и подросток (а Мансуру было примерно 12-13 лет) свободно говорил по-гречески, что снимало языковой барьер. Монах обучал его математике, астрономии, музыке, началам естествознания, метафизике, красноречию, литературе, философии, логике и теологии. От него Мансур узнал о сочинениях Аристотеля и трудах Пифагора и Эвклида.

Повзрослев, Мансур какое-то время исполнял обязанности секретаря при своем отце, а после его смерти получил и его должность.

Серебряная рука

Вплоть до 717 года Мансур продолжал свои нелегкие, но почетные труды в администрации халифата. Но новый император Византии, Лев III, узурпировавший трон в 717 году, объявил иконы признаком идолопоклонства и издал первый эдикт об их запрете. Мансура это возмутило, и он отправил императору гневное письмо в защиту иконопочитания. Лев решил нанести ответный удар: он оклеветал Мансура и подбросил подложное письмо, в котором Мансур якобы предлагает ему, Льву, сдать Дамаск византийским войскам. Халиф велел схватить Мансура, обвинил того в измене и приказал отсечь правую руку.

Ну а далее, конечно, свершается чудо из чудес. Оклеветанный и изувеченный Мансур бросился на колени перед образом Божьей Матери, отрубленную руку он приложил к культе и обмотал платочком. Молясь и плача, он впал в состояние, похожее на сон, а когда очнулся — рука приросла к обрубку и даже шрама не осталось. Исцеленный был так благодарен, что заказал кисть руки из чистого серебра. Икона с изображением Богоматери и серебряной руки стала называться «Троеручницей» и считается христианской святыней, самый старый ее список хранится на Афоне. Чудо с приращением руки, конечно, легенда. Но возникла она не на пустом месте. Иоанн Дамаскин, серьезно занимавшийся астрономией, создал простой способ расчета пасхалий, то есть даты Пасхи в любом году, который получил название «рука Иоанна Дамаскина», поскольку счет велся по 28 точкам на пальцах левой руки и без использования пасхальных таблиц.

Но вернемся к легенде. Халиф, узнав о происшествии и подивившись на чудо, тут же поверил в невиновность своего логофета и стал просить вернуться на службу. Мансур отказался. Он понял, что пришла пора сменить имя и принять постриг. Так он стал Иоанном, монахом монастыря Святого Саввы, или Мар Саба, рядом с Иерусалимом.

На самом деле точная дата поступления Иоанна Дамаскина в монастырь неизвестна. Называются годы от 706 по 726 включительно. По преданию, монашеская жизнь Иоанна сначала была трудной, его наставнику не нравилась исключительная образованность нового монаха. Ему даже запрещалось что-либо писать, а у Иоанна, очевидно, руки так и чесались. Лишь спустя время, поняв, что Иоанн смирил гордыню, наставник разрешил ему иметь при себе перо и бумагу. Прежде чем это случилось, разумеется, Иоанн совершил еще один «подвиг» — по приказу наставника очистил весь монастырь от нечистот.

Житие и труды

Расправившись с монастырскими отхожими местами, Иоанн занялся вычищением нечистот из голов современников. И этим делом он занимался до самой своей смерти, дата которой столь же туманна, как и время поступления в монастырь. Она колеблется от 749 до 780 года. После себя Иоанн оставил множество сочинений на самые разные темы. Он прибегал к естественным наукам, объясняя, например, что гром и молния не охотятся за драконами, а возникают при столкновении туч, причем из-за плотности воздуха гром слегка запаздывает. Или что гелуды — женщины-привидения — не пожирают печень младенцев, потому что в противном случае младенцы не смогли бы жить, да и вообще привидений не существует. И все это хорошим литературным языком, с острым словцом и язвительной издевкой.

Умер Иоанн в том же монастыре, где жил. Его, по легенде, похоронили рядом с гробницей святого Саввы, а в XIV веке перенесли мощи в Константинополь.

Михаил РОМАШКО

Загадки истории » Религии мира » Долгожитель из Дамаска

, , , ,   Рубрика: Религии мира 45 раз просмотрели

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:34. Время генерации:0,171 сек. Потребление памяти:9.03 mb