Дилижансы: водители и грабители

Автор: Maks Фев 19, 2020

Повозка с крытым салоном, рассчитанная на несколько пассажиров, появилась в Англии четыре столетия назад. Постепенно дилижанс распространился по всей Европе, а уже оттуда перекочевал на другие континенты, в том числе и в США.

Услышав словосочетание «Дикий Запад», мы сразу представляем себе Техас, прерии, ковбоев и, конечно, дилижансы. Экипажи, запряженные четверкой лошадей, стали настоящим брендом освоения Северной Америки. Дилижансы осуществляли большинство грузопассажирских перевозок между поселениями колонистов и вызывали пристальный интерес у людей, не отягощенных почтением к закону.

Чудо на колесах

Гражданская война Севера и Юга разорила множество американцев, особенно южан, спровоцировав массовое переселение их на запад, туда, где совсем не было цивилизации, зато были никем не занятые прерии. Одной из движущих сил исхода стал принятый в 1862 году Гомстед-акт. Этот документ позволял всем желающим осваивать «бесхозные» участки на незаселенных территориях.


Тысячи переселенцев, привлеченных возможностью стать землевладельцами, ринулись заселять ничейные просторы. (Индейцы, обитавшие тут испокон веков, ясное дело, в расчет не брались.) В дополнение ко всему прочему в Калифорнии и Дакоте обнаружили золото. Поселения фермеров, скотоводов и золотоискателей росли как грибы после дождя. Десятки разбросанных на обширном пространстве городков остро нуждались в средствах коммуникации.

Вот тут-то на сцене и появился дилижанс. Крытая повозка, запряженная четверкой или шестеркой лошадей, приспособленная для движения по бездорожью, идеально подошла для условий Дикого Запада. Достаточно комфортабельный салон мог вмещать десяток пассажиров, мешок с почтой, а также «железный ящик», набитый наличностью или золотом. Не надо ходить к гадалке, чтоб понять, каким лакомым куском такой сейф на колесах сделался для людей, не отягощенных моральными принципами, но умеющих быстро и метко стрелять.

Корсары прерий

История сохранила достаточно имен грабителей дилижансов, но, пожалуй, самым знаменитым был Чарльз Боулз, по прозвищу Черный Барт. Этот отставной горный инженер и бывший сержант, почти десятилетие занимаясь своим криминальным ремеслом, преспокойно жил в Сан-Франциско и считался в высшей степени добропорядочным джентльменом.

Налетчик в маске неожиданно возникал перед почтовым дилижансом на пустынной дороге, наводил на охрану обрез двустволки и просил отдать ему «железный ящик» с ценностями. При этом Барт всегда был отменно вежлив и никогда не покушался на имущество пассажиров, ограничиваясь «железным ящиком». Удивительно, но Барт был столь убедителен, что совершил 28 ограблений, не сделав ни единого выстрела.

За голову преступника назначали награду в 800 долларов, но тот оставался неуловим и даже издевался над законом, оставляя на месте преступления стихи собственного сочинения. «Всю жизнь, как проклятый, пахал, в мозолях мои руки. Ваш выпендреж меня достал, прилизанные суки». Это стихотворение датировано 1877 годом.

Барт попался из-за случайности. Во время очередного налета он обронил платок с вышитым именем. После ареста открылись невероятные подробности: Черный Барт совершенно не умел ездить на лошади и к местам ограблений добирался пешком или на каком-нибудь дилижансе, а его знаменитый обрез так проржавел, что был вообще непригоден к стрельбе. Грабитель, отлично знавший это, даже не заряжал оружие.

Впрочем, джентльмены, умеющие писать слово «ограбление» через «а» и уступающие дамам место в транспорте, встречались среди дорожных грабителей нечасто, а вот сами дамы — попадались. Жительница города Феникс Перл Харт вместе со своим бойфрендом Джо Бутом в 1899 году совершила нападение на экипаж, курсирующий между Флоренсом и Глоубом. Грабители забрали 450 долларов, но, попытавшись запутать следы, заблудились в пустыне и спустя несколько дней были пойманы. Друг Перл получил 35 лет тюрьмы, а сама она вышла на свободу уже через полтора года, став знаменитой персоной, вовсю раскрученной газетчиками. Правда, надо отдать ей должное: Харт была единственной женщиной, грабившей дилижансы, по крайней мере, из тех, кому не повезло быть пойманными.

Одним словом, налетчики, вне зависимости от гендерной принадлежности или умения писать стихи, наносили серьезные убытки и владельцам ценностей, и компаниям-перевозчикам. Молодцы вроде Тома Белла, по прозвищу «Док-вне-закона», Сэма Басса или Джоэля Коллинза сколачивали банды, без рассуждений пускавшие в ход оружие. За пять лет, с 1870-го по 1875 год компания Wells Fargo в результате грабежей потеряла почти полмиллиона долларов. И решать проблемы утопающих, как правило, приходилось самим утопающим.

С кнутом и кольтом

ДилижансЕсли самым зубодробительным приключением для европейского путешественника была поломка колеса и тряска, то в США пассажиру дилижанса угрожали непроходимые снежные заносы, дикие звери, нападения индейцев и налеты вооруженных грабителей. Само собой, за извоз в подобных условиях брались сорвиголовы, зачастую не менее опасные, чем бандиты с большой дороги.

На поясе любого возницы висел неизменный револьвер, а на крыше фургона была закреплена винтовка. Рядом с возницей сидел стрелок, вооруженный обрезом двустволки с зарядом картечи — самым эффективным оружием против скачущих за тобой всадников. В случае особой ценности груза на задней площадке салона ставился пулемет Гатлинга, который обслуживала еще пара стрелков.

Кучером почтового дилижанса какое-то время работал Неистовый Билл (Джеймс Батлер Хикок) — самый смертоносный стрелок Дикого Запада. В 1860-х знаменитый шериф Уайетт Эрп и его брат Вирджил служили возницами в Калифорнии, а спустя десяток лет Уайетт устроился в одну из двух крупнейших в США транспортных компаний — Wells Fargo — охранять перевозимые сейфы с золотом. Правда, поговаривают, что, уволившись из Fargo, он со своим другом Доком Холлидеем организовал несколько нападений на ее фургоны, маршруты которых знал досконально. Кстати, второй крупнейшей компанией, контролировавшей перевозки на дилижансах, была (пусть не удивляется читатель) American Express, а один из ее основателей, Джон Баттерфилд, в юности сам водил дилижансы в штате Нью-Йорк.

Если самым неординарным среди грабителей считают Черного Барта, то слава самого нетривиального возницы принадлежит Мэри Филдс по прозвищу Дилижанс.

Рожденная рабыней, Мэри получила свободу и перебралась на Дикий Запад. Ей было уже 60 лет, когда она вызвалась возить почту между городком Каскад и близлежащими поселениями на территории штата Монтана.

За 10 лет безупречной службы Мэри ни разу не опоздала с доставкой, не потеряла ни одного письма. Ни снегопады, ни волки, ни грабители, ни индейцы не могли заставить отважную женщину выбиться из графика. Если снег оказывался слишком глубок для лошадей, она надевала снегоступы, вешала на плечо винчестер и взваливала мешок с почтой на плечи. Мэри проработала до 70 лет и стала первой темнокожей женщиной-возницей, официально нанятой в Почтовую службу США. Уважение к Мэри было столь велико, что мэр Каскейда издал специальное распоряжение, согласно которому пожилой негритянке должны были бесплатно наливать в любом городском баре в любое время суток.

Убийца по имени «форд»

История Дикого Запада насчитывает меньше 50 лет. Уже в конце 1890-х годов большинство городков переселенцев и золотоискателей прекратило свое существование, уступив место пастбищам для скота. На земли штатов пришел крупный капитал: сталелитейные, нефтяные, угольные компании. Набирающая силу государственная власть положила конец полувековой истории первопроходцев, ковбоев и бандитов. Прекратил свое существование и дилижанс, постепенно вытесненный железными дорогами. Хотя смертельный удар конному экипажу нанесли все же не паровозы, а шумный и чядящящий бензиновыми выхлопами автомобиль «форд», снабженный двигателем внутреннего сгорания.

В наши дни крытый фургон, когда-то месивший пыль между городками Додж-сити и Тумстоун, возивший старателей или удиравший под градом пуль от стремительной кавалькады разбойников, можно встретить разве что в музее или на экране кинотеатра.

Виктор ШТЕРН

, ,   Рубрика: Забытое ремесло

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:61. Время генерации:0,688 сек. Потребление памяти:10.09 mb