Дочери бога войны

Автор: Maks Апр 24, 2021

Согласно одной из легенд, некогда на берегах Тавриды жило племя амазонок. Когда полуостров был завоеван греками, воительницы предпочли рабству добровольную смерть и бросились со скал в бурное море. Но не погибли, а превратились в чаек. Когда Светлейший князь Потемкин пересказал эту легенду Екатерине II, императрица якобы тут же повелела создать женскую роту амазонок.

Участие женщин в военных походах не такое уж редкое явление. Достаточно обратиться к истории завоевания обеих Америк. Индейские женщины сражались с европейскими конкистадорами наравне с мужчинами. Первым тамошних амазонок увидел еще Христофор Колумб, когда его корабли подошли к Виргинским островам. Кстати, название островов происходит от слова virgo, то есть — дева.

С оружием в руках

Именно целую армию вооруженных копьями и луками длинноволосых женщин с перьями на голове созерцали изумленные мореплаватели из Европы. Впрочем, Колумб мог и ошибиться в половой принадлежности островитян. Мужчины-индейцы тоже любили отращивать длинные волосы. Но вот на громадной южноамериканской реке, которую Франсиско Орельяна думал назвать собственным именем, его войско вступило в бой с целым отрядом бесстрашных индейских женщин. Живыми в руки врага они не давались. Событие было настолько впечатляющим, что река Орельяна тут же получила то имя, которое сегодня известно каждому школьнику, — Амазонка.

Свои «амазонки» были и в Юго-Восточной Азии, и в центральной Европе, и на Кавказе. Во время войн женщины вынуждены были брать в руки не прялку или веник, а лук и меч. В некоторых местах, где войны тянулись не годы, а десятилетия и столетия, девочек с раннего детства обучали воинскому искусству наравне с мальчиками. Против завоевателей они сражались вместе со своими мужчинами. И были так же отважны, как они. В Индии при царе Ашоке лучшая дворцовая стража, личная охрана государя, набиралась исключительно из женщин. В Африке вплоть до XIX века властители предпочитали доверять охрану дворцов женской гвардии. Во времена древних греков у соседних народов Малой Азии тоже существовали воинские подразделения из женщин. Только вот греки не считали этих воительниц амазонками.

Женщины с одной грудью

Амазонки, о которых упоминали греки, жили не в Египте и не на Балканах, а в совершенно конкретном регионе — на берегах Черного моря, то есть Понта Эвксинского. Греческие колонисты появились там в VIII-VI веках до нашей эры. Их общество было уже патриархальным, то есть, основанным на власти мужчин, но многие местные народы, с которыми они столкнулись, пребывали еще на стадии матриархата. Быт матриархальных племен резко отличался от того, к чему привыкли греки. Женщины распоряжались имуществом племени, вершили суд, сражались, а мужчины… те были незаметны и занимались хозяйством. Вероятно, это настолько потрясло первых греческих путешественников и торговцев, что они «создали» страну амазонок, в которой жили одни лишь женщины, исполняющие совершенно мужские функции. Даже внешне эти дамы должны были отличаться от гречанок — хранительниц домашнего очага.

Геракл и амазонкиОни и отличались. Амазонки еще в пубертатном возрасте прижигали девочкам правую грудь, чтобы можно было легче натягивать тетиву лука. Недаром один из возможных переводов названия племени амазонок звучит как «не имеющие груди». Хотя одногрудые воительницы были известны среди африканских племен и в XIX веке, ученые считали, что это какой-то поздний обычай местного населения Конго и Дагомеи и к античным временам неприменим. Однако на открытых в 1930-е годы фресках в Сахаре, которым не одно тысячелетие, изображены воительницы с одной грудью. Как и у греческих амазонок.

Легенды приписывают амазонкам основание Смирны, Эфеса, Синопа, Мирины и других малоазийских городов. Мифы не рождаются на пустом месте. Амазонки, о которых первым упомянул Гомер в поэме «Илиада», действительно жили в Малой Азии и принимали участие в Троянской войне. Даже известно, где находился центр их царства — город Фемискира между реками Ирида и Фермодонт на южном берегу Черного моря. В греческих мифах Фемискира упоминается дважды. В первый раз сюда отправляется Геракл за золотым поясом Ипполиты, во второй раз — здесь завязывается битва Тезея с амазонками.

С точки зрения греков

Древнегреческий историк Плутарх считал Тезея реальным историческим лицом, сыном афинского царя Эгея. Тезей был воином и мореплавателем, согласно мифу, он умыкнул из Фемискиры царицу амазонок Антиопу и сделал ее своей женой. Амазонки были так возмущены, что отправили на Афины большое войско, которое добралось до Греции по суше и окружило город. К их ярости Антиопа вышла на стены Афин сражаться вместе с Тезеем! Амазонки обиделись и взяли Афины в осаду, через четыре месяца им даже удалось ворваться в город, но главную битву у Акрополя они проиграли и вынуждены были заключить перемирие. Павшие в битве воительницы были погребены в гробнице, получившей название Амазония.

Сталкивались с причерноморскими воительницами греки и в последующие эпохи. Но амазонки, заметьте, всегда выступали на стороне их врагов. О быте амазонок греки писали, что они не знают женской работы, зато отлично управляются с оружием и обладают большой силой. Даже в римские времена идиома «сражаться как амазонка» использовалась для обозначения высшей воинской доблести. Амазонки жили отдельно от мужских племен и сходились с ними только раз в год, весной. Сексуальные игры продолжались два месяца, после чего мужчин отправляли назад, к их семьям. Детей, рожденных от этих союзов, отбирали по полу: девочек оставляли, мальчиков либо отсылали к отцам, либо кастрировали, либо убивали.

По легенде, изложенной биографом Александра Македонского Курцием Руфом, к великому завоевателю однажды явилась царица кавказских амазонок Фалестрис, которая решила произвести от него потомство и была крайне удивлена неказистостью греческого героя. На Александра царица тоже впечатления не произвела, выглядела она как дикарка. Но две недели амазонки и Македонские воины предавались оргиям, после чего царица со своими дамами отбыла на родину. Это последнее упоминание греков об амазонках, к тому же недостоверное.

Мифы и реальность

Существование племени, и уж тем более — царства амазонок, можно было бы отнести к области мифов, если бы не реальные археологические находки. От погребений амазонок в Афинах, Фессалии, Херонее и Мегарах, конечно, не осталось и следа, хотя об их существовании упоминал Плутарх. Однако в 1928 году во время раскопок причерноморского селения Земо-Ахвала была найдена могила воина с хорошо сохранившимся погребальным инвентарем, включавшим полный доспех, лук и двойной топор. Воин же при детальном изучении оказался воительницей. Спустя 43 года на Украине было обнаружено погребение женщины и девочки с большим количеством золотых украшений и предметов вооружения, а также двумя мужскими скелетами, лишенными всяких погребальных даров.

В 1993-1997 годах в Казахстане вскрыли погребения нескольких женщин в полном воинском облачении и с оружием. А в 2019 году под Воронежем обнаружили захоронения нескольких женщин в доспехах и полном вооружении, с золотыми головными уборами. И относились эти могилы к той самой эпохе, когда, согласно греческим мифам, и существовало царство амазонок.

Конечно, маловероятно существование целого государства, состоящего сплошь из женщин. Но существование племени, где роль мужчин сведена только к работе по хозяйству и продолжению рода, — вполне вероятно. И мы знаем, что за амазонок греки могли принять скифских и сарматских женщин, привыкших сражаться наравне с мужчинами. Тем более, что зона расселения этих племен простиралась от Крыма до Монголии, по всей степи, а примерно пятая часть всех военных погребений скифов на Дону и Волге принадлежит женщинам, процент таких захоронений среди сарматов и того выше — четвертая часть!

Но, может быть, все не так просто? По одной из легенд, когда греки захватили амазонок в плен и пытались увезти их на кораблях, женщинам удалось захватить суденышки, только управлять ими они не умели и положились на волю волн. Корабли прибило к берегу во владениях скифов. Там они и обосновались, но жили относительно обособленно и отличались от скифов обычаями. Позже потомки скифов и амазонок стали известны как савроматы, а еще позже — как сарматы.

Николай КОТОМКИН

, , , ,   Рубрика: Исчезнувшие цивилизации 82 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:31. Время генерации:0,702 сек. Потребление памяти:9.02 mb