Искусство удивительного обмана

Автор: Maks Апр 25, 2021

Напомним нашим читателям, что 17 апреля во всем мире празднуют Международный день цирка. Вполне возможно, что уже много столетий назад люди владели секретами простейших фокусов. Ведь шаманы, колдуны и прорицатели существовали еще на заре человечества, и тот, кто научился фокусам, обретал власть над своими соплеменниками. Но достоверно известно, что первыми иллюзионистами были египетские жрецы.

В Древнем Египте жрецы в храме легко заставляли подниматься и закатываться солнце, а сейчас это «чудо» описано в учебниках физики. Или взять трюк с показом ошарашенным зрителям египетских богов. Да, можно сказать, что храмы и были первыми цирками в истории.

Лицом к лицу с богом

Дело в том, что древние жрецы умели пользоваться проекцией изображений с помощью «волшебного фонаря». «Чудо» с восходом солнца начиналось в полной темноте. Вдруг на стене близ алтаря появлялось небольшое светлое пятно. Постепенно оно увеличивалось, делалось более ярким и вскоре преображалось в солнечный лик. Это видение сопровождалось монотонным пением жрецов и ярко освещенным живописным или скульптурным изображением бога солнца Ра, поставленным перед вогнутым зеркалом. Но вскоре картинка начинала угасать, становилась все более тусклой и, в конце концов, растворялась в той же полной темноте.

Еще более потрясало зрителей видение, при котором изображение богов проецировалось на облаке дыма. Колеблющаяся дымная пелена была тем подвижным экраном, который создавал иллюзию живого трепета лиц и фигур. Зрители принимали эти видения за настоящих богов, вызванных заклинаниями жрецов. Для подобных проекций использовались не только живописные изображения и статуи, но и живые люди, одетые соответствующим образом.

Похожие иллюзии показывали прихожанам священники во многих языческих храмах — в индийских, греческих, японских. Но с появлением христианства магию и волшебство стали считать колдовством, и уважение к фокусникам сменилось жестокими гонениями, когда маги и чародеи порой платили жизнью за свое искусство. Предубеждение против таких «циркачей» стало исчезать только с XVIII века, когда их искусство полюбилось народу. Фокусники стали появляться на ярмарках и в театрах, демонстрируя иллюзии, которые живут до сих пор. В их числе — яичница, зажаренная в пригоршне; восстановление на глазах публики разбитых часов; цветы, расцветающие за несколько секунд; появление живых птиц и кроликов из шляпы; поедание камней и глотание огня и прочие чудеса.

«И зрители не увидят слона…»

Иллюзионисты Средневековья в своих выступлениях во многом пользовались все теми же старинными приемами, которые в свое время в совершенстве освоили жрецы Древнего Египта. Однако новое поколение магов, в том числе Мерлин, Нострадамус, Калиостро, уже применяли технические приемы, основанные на малоизвестных в то время физических явлениях! Возьмем, к примеру, Нострадамуса. Оказывается, своим возвышением он обязан Екатерине Медичи, когда в 1550 году ему удалось явить перед ее взором целую вереницу усопших монархов. Но сегодня мы знаем, что Нострадамус совершил свое «чудо» с помощью системы наклонных зеркал и переодетых статистов, спрятанных в соседней комнате.

Искусство обманаОсновной принцип иллюзиониста, казалось бы, не так уж сложен: «Говори обратное тому, что делаешь». Ибо — это было установлено еще первыми фокусниками человек не в силах внимательно следить за двумя действиями одновременно.

Любой номер основывается на едином принципе: всякое действие, как бы просто оно ни было, состоит из нескольких отдельных движений. Если иллюзионист выполняет, не торопясь и самым естественным образом, девять движений, у зрителя не будет никаких оснований считать, что десятый жест, не отличающийся от предыдущих, выполнен не так, как другие.

Каждый фокус — это правда, замаскированная под сказку для взрослых. Недаром в уставе Международной ассоциации магов ныне записано: «Умение показывать фокусы — отнюдь не детская забава. Это прежде всего искусство для взрослых, искусство утонченное и захватывающее настоящих ценителей, искусство, оттачивающее ум и дающее наслаждение».

Психологи говорят, что иллюзионное искусство выполняет важную социальную функцию: развивает воображение, вызывает восхищение всемогуществом человека, гордость за него, преодолевающего законы природы и хоть на миг делающего невозможное возможным. Тот, кто, видя фокусы, удивляется фантастическому, сможет удивляться и реальному — тем подлинным чудесам природы и искусства, которые обступают нас со всех сторон.

Хороший иллюзионист, как правило, одновременно и тонкий психолог. Много раз было проверено, что сотни зрителей, присутствовавших на демонстрации ка-кого-либо фокуса, потом не могли одинаково рассказать о нем — каждый видел представление по-своему. Французский фокусник XIX века Буатье де Кольта говорил: «Я привлекаю внимание зрителей какой-нибудь мелкой деталью, таинственной манипуляцией руки — и они не видят слона, которого в этот момент проводят по сцене».

Тысяча фунтов за веревку

Своими фокусниками всегда славилась Индия, причем некоторые из номеров индийских факиров имеют историю в сотни лет. Так, бельгийский писатель и драматург, автор знаменитой пьесы-притчи «Синяя птица» Морис Метерлинк поразил всю Европу рассказом об удивительном фокусе. По его словам, в одном из увиденных им представлений факир бросил в небо веревку — и она не упала, а повисла в воздухе, остановленная движением руки мага. Затем по ней пополз вверх мальчик — и, добравшись до верха, неожиданно исчез там же.

Другие путешественники, описывая этот же номер с веревкой, свидетельствовали: мальчик не просто исчезал в небе, а через некоторое время сверху начинали в беспорядке падать куски его тела, которые подручные факира убирали в мешок. А под конец представления из этого мешка появлялся живой и невредимый… все тот же мальчик.

Психологи пытались разобраться в этом чуде, и им многое удалось разгадать.

Представление всегда проходило на закате, на открытом воздухе, на поляне, под кронами деревьев. Перед тем как показать зрителям свой номер, факир поджигал благовония в большой чаше, из-за чего поляна быстро окутывалась синим сладковатым дымом. Многие считают, что в этом дыме содержались легкие наркотические вещества, настраивающие зрителей на благодушный лад. И вот в пелене синего дыма никто из присутствующих не замечал тонкую, но прочую шелковую нить, протянутую между деревьями. Именно за нее цеплялась веревка, как бы повисая в воздухе. А в дыму, пропитанном благовониями, никто не видел, как мальчик, поднявшись наверх, моментально исчезал в кроне ближайшего дерева — с тем чтобы, тайком спустившись вниз, влезть в мешок и там «воскреснуть». Ничего этого, конечно же, не знали европейские зрители, которые, приезжая в Индию, уже были готовы к здешним чудесам.

Говорят, королева Виктория предлагала тысячу фунтов стерлингов тому, кто в ее присутствии повторит этот фокус с веревкой. Английский иллюзионист Джон Маскелайн увеличил награду до пяти тысяч, а одни из лордов — до десяти, но все было безрезультатно. Даже премия королевы Виктории не помогла найти в Европе иллюзиониста, который смог бы исполнить этот фокус.

Выбирался из любых оков

В Европе расцвет иллюзионного искусства наступил в XIX веке. В этот период были созданы замечательные фокусы, живущие более столетия.

Иллюзионисты всегда изобретали собственные монопольные номера, секрет которых они ревниво охраняли. Так, знаменитый трюкач Гарри Гудини, называвший себя «королем бегства», демонстрировал неподражаемую ловкость. Его запирали в чемодане, ящике или завязывали в мешке, опутывали цепями с массой замков, и все же он через несколько минут освобождался от всех запоров и пут. Дело в том, что в его костюме прятались многочисленные отмычки и стальные стержни, и он ловко открывал ими все замки. Он точно так же легко освобождался, даже когда его запирали в камере совершенно голым, потому что связку своих инструментов умудрялся прятать… в собственном пищеводе, заранее привязав ее к зубу. Лишь в старости Гудини раскрыл технику своих номеров, но, поскольку дело заключалось главным образом в исключительной ловкости рук, никто не мог повторить его выступления, и только брату Гудини удалось частично освоить его репертуар.

Другой фокусник, англичанин Чарлз Морритт показывал зрителям пустую клетку, которая на глазах у публики покрывалась матерчатым чехлом, а затем из нее выходили охотники, псари, стая гончих и даже всадник.

Американский иллюзионист Чарлз Йеркс во многих странах мира показывал номер «Феникс». Он вводил в пылающую печь свою жену, а затем «воскрешал» ее (в печи было двойное дно). Впрочем, этот номер много раз повторял известный советский иллюзионист Игорь Кио, который своей изобретательностью преумножил число замечательных фокусов и классические традиции этого любимого зрителями старинного вида циркового искусства.

Валерий ЕРОФЕЕВ

  Рубрика: Необычная история 590 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,281 сек. Потребление памяти:9.67 mb