Дважды гвардейский корабль

Автор: Maks Апр 24, 2019

Судьба этого необычного корабля достойна внесения в Книгу рекордов Гиннесса. Он дважды получал гвардейское знамя и трижды менял свое название. Корабль, изначально построенный как царская яхта, через 70 лет закончил свою службу на Балтике в качестве плавучей мишени для ракетных стрельб.

История «Штандарта», «18 марта», «Марти» и «Оки» — все эти имена в разное время носил корабль, о котором мы расскажем, — похожа на историю нашего Отечества, со всеми ее неожиданными поворотами.

Место рождения — Дания

Императорская яхта «Штандарт» была заложена 1 октября 1893 года на верфи «Бурмейстер и Вайн» в Копенгагене по указу царя Александра III. При этом торжественном событии помимо царя присутствовали и его супруга — императрица Мария Федоровна, и цесаревич Николай Александрович. Имя «Штандарт» яхта получила не случайно — по еще петровской традиции так назывались корабли Балтийского флота, на которых держали царский штандарт.


При спуске корабля на воду в феврале 1895 года присутствовал уже не цесаревич Николай Александрович, а император Николай II. Достройка корабля шла быстро, уже 8 сентября 1896 года «Штандарт» с царской четой на борту отправился из Копенгагена в Британию. Экипаж яхты был укомплектован матросами и офицерами из состава Гвардейского экипажа. «Штандарт» меньше всего был похож на небольшую прогулочную яхту — по своим размерам он не уступал боевому кораблю того времени. Одногодок «Штандарта» — знаменитый крейсер «Аврора» — был даже чуть меньше по размерам царской яхты. Длина «Авроры» — 126,8 метра, длина «Штандарта» — 128 метров.

На яхте было три мачты, но они носили чисто декоративную функцию, так как корабль двигался с помощью паровых машин со скоростью до 22 узлов. Острый «клиперный» нос «Штандарта» украшала позолоченная носовая фигура, изображавшая парящего двуглавого орла.

Внутренние помещения яхты были отделаны ценными породами дерева. Императорские покои отделывались деревом вишни и ореха, а стены в императорских жилых каютах облицовывались тисненой кожей. По особому указу Николая II золочение нигде не применялось.

В кормовой части верхней палубы размещалась большая рубка, в которой находились столовая для официальных приемов, рабочий кабинет и приемная императора. На главной палубе (над машинным отделением) находились императорские каюты. Каждый блок кают императора, императрицы и вдовствующей императрицы состоял из гостиной, спальни и ванной. На этой же палубе размещались столовая, салон, каюты великих князей и княжон, офицеров яхты и корабельная кают-компания. На нижней палубе находились каюты для детей императорской фамилии, помещения для прислуги, кубрики экипажа и душевые кабины. На этой же палубе размещались радиорубка, выгородки динамо-машин, мастерские и некоторые кладовые. Ниже, в носовой части яхты, находились грузовой трюм и пороховой погреб, а в кормовой — рефрижераторы для скоропортящейся провизии.

Под красным флагом

Незадолго до начала Первой мировой войны императорскую яхту отправили для проведения капитального ремонта на Франко-русский судостроительный завод в Петербурге (ныне это АО «Адмиралтейские верфи»). После Февральской и Октябрьской революций на «Штандарте» одно время располагался Центробалт — центральный орган моряков-балтийцев.

Весной 1918 года «Штандарт» участвовал в знаменитом «Ледовом походе»: переходе в тяжелейших ледовых условиях из Гельсингфорса в Кронштадт. В том же году яхту передали на хранение в Кронштадтский порт, переименовав ее в «18 марта» — в честь даты провозглашения в 1871 году Парижской коммуны.

В Кронштадте яхта и простояла до 1933 года, когда ее перевели к стенке Ленинградского судостроительного завода имени Андре Марти (с 1957 года Адмиралтейский завод). Там началось переоборудование бывшей царской яхты в боевой корабль — минный заградитель. 28 августа 1934 года корабль переименовали в «Марти» (Андре Марти — один из руководителей восстания французских военных моряков на Черном море в 1919 году). В 1936 году все работы были завершены, и на новой боевой единице 25 декабря был поднят советский военно-морской флаг.

На судно установили мощное вооружение: четыре 130-миллиметровых орудия главного калибра, семь 76,2-миллиметровых универсальных орудия, три 45-миллиметровые зенитки и два спаренных пулемета. Главным же оружием корабля стали мины заграждения. Минзаг «Марти» мог принять на главную и верхнюю палубы и в двухъярусный трюм от 320 до 535 мин. Мины подавались к кормовым скатам специальными транспортерами. В машинном отделении корабля установили новые паровые машины. Внешний вид корабля изменился, и в английском военно-морском справочнике «Марти» значился как минный крейсер. От императорской яхты «Штандарт» на нем остались мебель и отделка красным деревом, блестящие медные части, кожаные кресла и ковры на палубах офицерских кают и в коридорах. С 1938 года минным заградителем «Марти» командовал капитан 2-го ранга Николай Мещерский.

В 1938 году корабль стал флагманом соединения заграждения и траления Балтийского флота. В 1939 году, вскоре после начала войны с Финляндией, корабль выполнил постановку мин у финского побережья, за что получил благодарность Военного совета Балтийского флота. Летом 1941 года экипаж «Марти» завоевал переходящее Красное знамя Наркомата Военно-морского флота.

«22 июня, ровно в четыре утра…»

Минный заградитель «Марти»Начало Великой Отечественной войны «Марти» встретил в Таллине. В тот же день капитан 1-го ранга Николай Мещерский (он получил это звание в 1939 году) получил приказ выставить оборонительные минные заграждения в устье Финского залива, на подходах к Ирбену и перед советской военно-морской базой в Лиепае.

Для постановки минного заграждения в устье Финского залива был сформирован отряд кораблей. В его состав вошли минные заградители «Марти» и «Урал», лидеры «Минск» и «Ленинград», эсминцы «Артем», «Володарский» и «Карл Маркс». Приняв на борт мины, отряд в ночь на 23 июня вышел из Таллина. В течение шести часов он совершил переход к месту минной постановки. Корабли выполнили постановку заграждения и благополучно вернулись в базу. «Марти» выставил на пути вероятного движения кораблей противника 380 мин.

«Марти» продолжал выходить в море для новых минных постановок. При этом он подвергался реальной опасности — стоило лишь одному осколку попасть в готовую к постановке мину, и от корабля остались бы одни обломки. 3 июля «Марти» начал постановку мин в районе острова Нарген. В этот момент по кораблю открыла огонь финская 12-дюймовая батарея с острова Мякилуото. Снаряды ложились у борта «Марти», осколки залетали на палубу корабля. Катера сопровождения срочно поставили дымовую завесу, закрыв минзаг. «Марти» выполнил боевое задание, выставив 300 мин.

В конце сентября минный заградитель стоял в Кронштадтской гавани. Корабли и форты Кронштадта оказывали артиллерийскую поддержку частям Красной армии, нанося противнику большие потери в технике и живой силе. Против советских кораблей немцы применили авиацию. 21 сентября в результате близких разрывов авиабомб на «Марти» вышли из строя три орудия. 23 сентября был самый мощный налет фашистской авиации на Кронштадт. Несколько десятков самолетов бомбили стоящие в гавани корабли. Вокруг «Марти» то и дело взметались перемешанные с илом столбы воды. Осколки выкашивали экипаж корабля, находящийся на боевом посту. Полутонная бомба, сброшенная с немецкого самолета, разорвалась в нескольких метрах от форштевня «Марти». В шкиперской начался пожар. Рядом с этим помещением находился артиллерийский погреб, и в случае опасности его следовало затопить. Однако моряки корабля, действуя решительно и умело, не дали огню распространиться дальше. Затопление погреба не потребовалось, корабль был спасен.

Огненные рейсы «Марти»

В первых числах ноября «Марти» участвовал в походе на Ханко для эвакуации защитников советской военно-морской базы. Был сформирован отряд кораблей, в состав которого включили минный заградитель «Марти», эсминцы «Стойкий» и «Славный», пять тральщиков и пять катеров. Возглавил отряд командующий эскадрой вице-адмирал Валентин Дрозд. На «Марти» находился командир отряда заградителей капитан 1-го ранга Николай Мещерский.

«Марти» в это время стоял в Ленинграде на ремонте, исправляя повреждения, полученные во время бомбежек. Получив приказ готовиться к походу, на корабле срочно закончили ремонт. 31 октября минзаг перешел из Ленинграда в Кронштадт.

1 ноября с наступлением темноты отряд вышел в море и взял курс на запад. Кораблям трудно было удерживаться в узкой протраленной полосе, и при пересечении северной части минного заграждения в правый параван-охранитель «Марти» попала мина, которая взорвалась в 7-8 метрах от борта. Минзаг застопорил ход, походный строй отряда нарушился. При осмотре помещений корабля выяснилось, что пробоины нет, но взрыв вызвал на корабле многочисленные повреждения. Все котлы сдвинулись с фундаментов, а три котла дали течь. В рубке сорвало штурвал с тумбы рулевого управления. Силой взрыва был погнут шток цилиндра высокого давления машины, и выправить его вне заводских условий не представлялось возможным. Вышел из строя пожарный насос, повреждены два дальномера. Не действовали телефоны и машинный телеграф. Вышел из строя носовой гирокомпас. Экипаж устранил неисправности. Течь в двух котлах устранили. Однако нужно было обеспечить ход 12 узлов, лишь тогда можно было прийти на Ханко еще затемно. Уже по возвращении в Ленинград, когда «Марти» поставили к стенке судостроительного завода, ремонтники удивились тому, как он вообще мог двигаться.

Корабль с тяжелыми повреждениями выполнил боевое задание. 2 ноября отряд в полном составе прибыл на рейд Ханко. Минзаг с помощью буксиров вошел в гавань и встал у стенки под погрузку. Под огнем финской артиллерии «Марти» принял на борт 2029 бойцов, 60 орудий, 11 минометов, снаряды и продовольствие и около 800 тонн груза.

На обратном пути «Марти» 10 раз уклонялся от плавающих мин, по нему вела огонь вражеская артиллерия. 4 ноября корабли вошли в Морской канал.

Зимой 1941-1942 годов «Марти» стоял на Неве. Экипаж своими силами ремонтировал корабль. В апреле 1942 года немцы провели операцию «Айштосс» — массированные налеты авиации на корабли Балтфлота, скованные льдами. Зенитчики «Марти» отражали атаки самолетов противника, корабль не получил больших повреждений.

3 апреля 1942 года корабль снова стал гвардейским. В числе прочих, наиболее прославленных, боевых кораблей советского ВМФ «Марти» получил гвардейский флаг. Всего за время Великой Отечественной войны «Марти» совершил 12 боевых походов, прошел 4359 миль. Им было поставлено 3159 мин, зенитчики корабля сбили шесть самолетов противника.

В послевоенный период минный заградитель продолжал находиться в строю. В 1948 году он был переименован в «Оку». В конце 1950-х годов минзаг разоружили, переоборудовали в плавучую казарму, а в 1961-м — в корабль-мишень для отработки ракетных стрельб. После получения при этом значительных повреждений корабль был разобран на металлолом.

Александр ЕГОРОВ

Краснознамённый их Сиятельство

В периоды с 1938 по 1942 год и с 1945 по 1948 год минным заградителем «Марти» командовал капитан 1-го ранга Николай Иосифович Мещерский. Точнее, князь Мещерский. Самый настоящий, чьи предки согласно «Бархатной книге» появились на Руси еще в XII веке.

Несмотря на свое знатное происхождение, Николай Мещерский, окончивший в марте 1918 года Морской корпус, вступил в ряды Рабоче-Крестьянского Красного флота (РККФ) и честно служил своей Родине. За время службы в рядах РККФ он дважды награждался именными часами и наградным пистолетом. В 1941 году, командуя минзагом «Марти», был награжден орденом Боевого Красного Знамени. Во время Великой Отечественной войны капитан 1-го ранга Мещерский, за проявленные доблесть и мужество был награжден орденом Отечественной войны I степени, орденом Ушакова II степени и орденом Нахимова II степени. За выслугу лет он был также награжден орденом Ленина.

Никаким репрессия Николай Мещерский не подвергался. Лишь в 1947 году, когда он командовал крейсером «Чапаев», его привлекли к уголовной ответственности. Причина — несчастный случай. 1 октября 1949 года во время сильного волнения на таллинском рейде перевернулась шлюпка крейсера и погибли люди. Самого Мещерского в это время не было на «Чапаеве», но он взял всю вину на себя и был осужден к пяти годам лишения свободы. Однако уже в 1952 году он был помилован.

Николай Мещерский умер в 1973 году в возрасте 76 лет.



,   Рубрика: История оружия




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:60. Время генерации:0,173 сек. Потребление памяти:8.38 mb