Екатерина: битва за власть

Автор: Maks Мар 6, 2023

Считается, что западные ленты по русской истории — это сплошь развесистая клюква. Но телефильм «Екатерина Великая» (1995) вышел весьма недурным, хотя забавных ляпов хватает и в нем.

ДОРОГА В ГОЛЛИВУД

Американский режиссер Марвин Дж. Чомски снимал кино и сериалы в разных жанрах, но его коньком были обстоятельные костюмно-исторические полотна. А после успешных мини-сериалов «Петр Великий» (1985) и «Анастасия: Тайна Анны» (1986) он стал считаться спецом по «русской теме». Неудивительно, что в качестве последнего проекта перед уходом на покой мэтр выбрал биографическую драму об императрице Екатерине II.

Деньги на постановку — 30 миллионов марок — дали немцы, которым льстило, что могущественная повелительница России была германских кровей. Съемки проходили в Германии и Австрии, где сохранилась куча дворцов XVIII века. В Россию авторы фильма заезжать не стали, вставив в свое детище несколько архивных видовых кадров из «страны балалаек».

Сначала Чомски с сорежиссером-сценаристом Джоном Голдсмитом планировали взять на главную роль белокожую голубоглазую шатенку, похожую на прототип. Но они бросили эту идею, увидев на пробах Кэтрин Зету-Джонс. Жгучий темперамент и крутые амбиции молодой актрисы произвели на них столь глубокое впечатление, что на трон в картине взошла смуглая черноглазая брюнетка, к тому же со своими 171 см роста на полголовы выше царицы.

Что ж, Кэтрин не подвела и выдала достойный портрет женщины, благодаря воле и уму выросшей из заштатной принцессы в полную величия правительницу гигантской державы. Судя по всему, именно после «Екатерины Великой» перед Зетой-Джонс открылась дорога в Голливуд.

К слову, предыдущая русская императрица — Елизавета Петровна — на экране тоже на себя совсем не похожа. Вместо голубоглазой дочери Петра ростом 180 см мы видим в кадре кареглазую миниатюрную (159 см) даму (Жанна Моро).

РЕБЕНОК ПО ПРИКАЗУ

Действие драмы начинается 21 августа 1745 года, в день свадьбы Екатерины и наследника престола Петра Федоровича (Ханнес Енике). Правда, торжество состоялось в Казанской церкви Санкт-Петербурга, а публике показывают Успенский собор Троице-Сергиевой лавры. Впрочем, не будем придираться: оригинальный храм, где проходило венчание, все равно не сохранился до наших дней.

Екатерина ВеликаяЕлизавета Петровна встревожена тем, что Петр равнодушен к жене, предпочитая ей фрейлину Воронцову, которую играет миловидная Вероника Феррес. А ведь у фаворитки, как и у великого князя, было рябое лицо (они без труда нашли друг в друге нечто общее) — последствие перенесенной оспы. Но Ханнесу Енике оспины нарисовали, а Веронике Феррес — нет.

Создатели ленты верят в версию, что сына Павла героиня родила не от мужа, а от Сергея Салтыкова (Крейг Маклахлан). Но это не доказано. Более того, в фильме Елизавета Петровна отдает прямой приказ Салтыкову заделать Екатерине ребенка, раз уж официальный супруг самоустранился. А это уже явный перебор.

Тем временем вокруг престола плетутся интриги, вызванные конкуренцией канцлера Алексея Бестужева-Рюмина (Брайан Блессид) и вице-канцлера Михаила Воронцова (Иэн Ричардсон). Если второй смахивает на прототип, то первый больше похож на усатого и бородатого купчину. Да, у настоящего Бестужева-Рюмина был период, когда он забросил парики и отпустил растительность на лице, но это случилось позже, когда аристократ впал в опалу и отправился в сельскую ссылку.

Напряженная ситуация в Европе втягивает Россию в Семилетнюю войну. Тут постановщики смухлевали: перенесли блестящую победу русских над пруссаками в Гросс-Егерсдорфском сражении с лета 1757 года на лето 1758-го, слив его с менее удачной Цорндорфской битвой. Таким образом удалось и бюджет сэкономить, и представить нам будущего екатерининского фаворита Григория Орлова (Марк Макганн), который отличился именно при Цорндорфе. Именно Орлову, как записано в источниках, поручают доставить ко двору пленного графа фон Шверина. Его сыграл пожилой актер Хорст Франк. В действительности граф тогда едва вышел из юношеского возраста.

ВСТРЕЧА С ПУГАЧЕВЫМ

Екатерина, конечно, обращает внимание на красивого и статного капитана Орлова (тогда еще на самом деле поручика, но режиссеры авансом повысили его в звании). И падает в его объятия, счастливо проводя время с любовником вплоть до рокового 1761 года, когда от болезни умирает Елизавета Петровна. Ей даже поставленные врачом стеклянные банки не помогли. И неудивительно, ведь эту процедуру введет в практику лишь врач-новатор Николай Пирогов в XIX веке.

На трон восходит Петр III. Екатерина понимает, что муж вскоре избавится от нее, если она не устроит переворот и не возьмет власть в свои руки. Орлов и его братья сплетают заговор, гвардейцы присягают новой царице, Петра же берут под стражу и убивают. Заметим, что обстоятельства смерти свергнутого монарха неизвестны, но Чомски и Голдсмит четко показывают: беднягу задушили.

Екатерина II коронуется в сентябре 1762 года, возлагая на себя венец, очень похожий на тот, что использовали в реальности. И ее платье повторяет дизайн коронационного наряда из серебряной парчи, расшитого двуглавыми орлами. Зете-Джонс даже выдали весьма приличные копии скипетра с державой. Только позже она путает их местами, взяв скипетр в левую руку, а державу — в правую.

Описывая начало правления Екатерины, постановщики допускают главный ляп, тянущий за собой целую череду нелепиц. Мы знаем, что царица никогда не встречалась с Емельяном Пугачевым. Однако в фильме он является к ней на прием с наглым требованием

ДВУГЛАЗЫЙ ПОТЕМКИН

Годы идут, и у Екатерины появляется новый фаворит. Неотесанный Орлов уступает место образованному Григорию Потемкину (Пол Макганн). Все окружающие почему-то называют его лейтенантом, хотя в описываемую эпоху такое звание существовало только на флоте, а Потемкин на момент знакомства с царицей был вахмистром Конной гвардии. К тому же к началу романа с самодержицей Григорий Александрович уже заработал себе бельмо на правом глазу из-за дурного лечения. В кадре же у него со зрением все в порядке — виден только шрам в углу глаза, причем левого.

Занятную ошибку допускают авторы, когда в 1763 году Екатерина рассказывает за обедом анекдот Вольтера про даму, решившую, что до Вавилонского столпотворения все говорили по-французски. Философ действительно упомянул этот случай в письме к императрице, но позже, в 1767 году.

Занятно, что во время восстания Пугачева (1773-1775) политику при дворе по-прежнему определяют Бестужев-Рюмин и Воронцов. Это при том, что первый умер в 1766-м, а второй — в 1767-м.

Стоит режиссеру вернуться к образу Емельяна Пугачева, как он тут же норовит завраться. Так, нам рассказывают, будто Потемкин поругался с государыней, отказавшись воевать с мятежным казаком. Тот, мол, некогда спас ему жизнь. Чушь, не было такого! Как не было и второй встречи Екатерины с уже схваченным и брошенным в застенок Пугачевым.

Финалом картины становится казнь вождя крестьянской войны, окончательно превратившая героиню в абсолютного монарха. Казнь почему-то происходит в каком-то тесном скверике и летом. Хотя известно, что дело было в январе на Болотной площади Москвы.

Несмотря на изрядное количество ошибок, «Екатерина Великая» оставляет приятное послевкусие. В фильме мало откровенно «мыльных» сцен, зато много интриг и борьбы за власть. А также отражена уйма малоизвестных, но верных исторических фактов (вроде игры Петра III на скрипке и изучения государыней трудов Монтескьё). Для западной телепродукции середины 1990-х — это почти подвиг.

Александр ЧЕКУЛАЕВ

 

  Рубрика: Искусство и телевидение 360 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,278 сек. Потребление памяти:9.66 mb