Мухтар и его команда

Автор: Maks Янв 14, 2020

С картиной «Ко мне, Мухтар!», снятой в 1965 году, поначалу все пошло не так. причем настолько «не так», что ее вообще хотели закрыть.

Тем бы все и кончилось, если б после публикации в журнале «Советский экран» о предстоящих съемках не пришло на «Мосфильм» странное письмо из Киева: «Моя собака хочет сниматься в вашем фильме!» Его сочли шуткой, посмеялись и отложили в архив. К счастью, не потеряли. Ведь это письмо в дальнейшем и спасло проект…

Ищейки умеют брать след в любую погоду и могут обезвредить преступника и днем, и ночью в самых суровых условиях. Зачастую ценой собственной жизни. Но вот актерский талант — это уже совсем другое. Овчарки из Ростовского питомника МВД Урал с Байкалом, лишь заслышав на съемках рев авиапропеллера, который разгонял снег и создавал искусственную пургу, прижимали уши и ложились. А обойтись без сцены, где в лютую непогоду Мухтар брал бандита и получал рану, было никак нельзя. Словом, съемки буксовали, замаячил перерасход средств, а начальство забило тревогу.

«Мухтар постарается…»

Режиссер Семен Туманов хватался за голову, а директор картины кричал, что «этих сволочных собак он завтра же снимет с питания и будет жаловаться на них министру»! Обстановка накалялась. Один Юрий Никулин сохранял спокойствие, он вообще этим славился, умея поднять дух на съемочной площадке. Но потом кто-то вспомнил о киевском письме и собаке, которая «хотела сниматься» в кино. Срочно отправленный в Киев кинолог телеграфировал, мол, да, собака по кличке Дейк, похоже, подойдет! Вскоре Дейк прилетел на самолете с хозяином инженером-сантехником, дрессировщиком-любителем Михаилом Длигачем.

«Этот Дейк плевал на ветродуй, — вспоминал Юрий Никулин. — Он и ухом не повел в его ревущую сторону!»

Причина была проста донельзя: Дейк много летал с хозяином по разным собачьим выставкам и к шуму авиамоторов привык с детства. Хозяина своего Длигача пес слушался идеально, но на своего «киношного» проводника Юрия Никулина вообще не реагировал.

Однако все получилось, потому что Никулин как артист цирка был со всеми животными «на ты», а собак просто обожал. С детства он жалел чеховскую Каштанку и пытался проникнуть в ее мысли, мол, «зачем она ушла от клоуна и почему вернулась к столяру, где… ее снова могли мучить?» Теперь Юрию Владимировичу предстояло понять Дейка, ведь без их дружбы на съемках ничего бы не вышло.

Никулин приносил Дейку еду и давал хозяину, а тот кормил собаку, приговаривая: «Ешь, Дейк, — это тебе Юра принес». Так продолжалось, пока пес не начал при виде Никулина пусть еле заметно, но все же вилять хвостом и брать еду из его рук. Тогда Длигач положил на голову собаки руку, а актера попросил накрыть ее своей ладонью. Потом хозяин потихоньку свою руку убрал, и Никулин почувствовал «работающую динамо-машину» — это рычал, но терпел Дейк. И вот настал час истины: Юрия Владимировича посадили в один вольер с собакой, а ассистенты принялись колотить по сетке палками. И тут Дейка будто подменили — он бросился на решетку вольера, защищая нового хозяина! Съемки можно было начинать…

«Внимание! Мотор!»

Никулин и Дейк в роли МухтараВидно, киевлянин ни на йоту не приврал в письме — собака и правда страстно желала сниматься в кино. Лишь раздавалась команда «Внимание! Мотор!», как Дейк уже сидел под камерой. Никулин утверждал, будто пес обожал крупные планы и мог «играть» мохнатой мордой и радость, и грусть.

Правда, став киноактером, он от служебно-разыскных навыков не отрекся, в чем первой убедилась Алла Ларионова. Она играла «предательницу» — Марию Колесову, которая «забывает» надоевшую собаку в поезде, а потом еще и торгуется с милиционерами, как бы подороже ее продать в питомник, мол, вы же говорили «сто двадцать рублей»! «А ведь мой Мухтар еще умеет приносить газету…» Так вот, когда эта гламурная, но бессовестная дама Мария Колесова (Алла Ларионова) под ручку с мужем адмиралом (актер Сергей Голованов) решает «великодушно» навестить в питомнике свою бывшую овчарку через год, то собака по сценарию бросается на нее, валит с ног и рвет шубу.

Помните еще, лейтенант милиции Глазычев (Юрий Никулин) изрекает: «Вероятно, собаки так же, как и люди, не любят, когда их продают…» Ясно, что такую агрессивную сцену сыграла сначала дублерша-кинолог. Но прима сочла, что сделает это выразительнее, и решила сняться сама. Тут-то и появился сотрудник по технике безопасности, который не разрешил Ларионовой идти «в зубы» к собаке. Тогда Длигач подписал бумагу, что берет ответственность за жизнь и здоровье актрисы на себя, и… в результате запорол три дубля! Потому что лишь Дейк-Мухтар бросался на Ларионову (с защитными пластиковыми кольцами на руке, за которую пес должен был ее схватить), хозяин его сразу оттаскивал. При этом оправдывался (может, сраженный красотой Ларионовой!): «Не могу я иначе, ведь за ее жизнь отвечаю!» Кончилось тем, что Никулин в решающий момент схватил и держал неуемного Длигача, дав возможность Ларионовой сыграть сцену до конца. И кстати, без единой царапины.

Как бы там ни было, съемки уже заканчивались, и пора было прощаться. И тут кто-то пошутил, что у Дейка теперь два хозяина. Михаил Длигач хмуро возразил, мол, «главный и единственный хозяин — это я». И тут же в доказательство кликнул пса — тот, конечно же, подошел. Тогда и Никулин скомандовал: «Дейк, ко мне!» Пес не менее послушно двинулся к нему. Длигач настаивал, что все равно хозяин он. Никулин вроде согласился, но добавил, что только вот почему-то последнее время пес будит по утрам его на прогулку, а не спящего в соседней комнате Длигача. Дрессировщик рассмеялся и объяснил: «Каждое утро он будил меня, а я ему говорил: «Иди к Юре. Он с тобой погуляет…»

Прообраз героя

Не все знают, что у «киношного» Мухтара был реальный прототип, описанный литератором Израилем Меттером в журнале «Новый мир» в 1960 году, а после и в киносценарии. Это был милицейский пес Султан, который нашел добра на три миллиона рублей, задержал тысячу преступников и в результате из-за боевых ран не смог больше нести службу. А его проводник, реальный майор Петр Бушмин (в фильме Никулин) не дал усыпить Султана, ходил по инстанциям и просил для него пенсию. Ему-то и сказал один добрый начальник фразу: «Сегодня, знаете ли, наплевать на заслуженного пса, а завтра, глядишь…» (которая вошла в фильм и стала крылатой). И через три недели судьба израненной собаки решилась: «Наконец-то он ел свой суп на совершенно законном основании» и сурово смотрел «сквозь проволочную сетку», как выгуливали вновь прибывших щенков, а «они были еще совсем глупые, неопытные, необученные». Над этой сценой фильма рыдало как минимум полстраны. Ведь его посмотрели в 1965 году 29,6 миллиона зрителей!

Кличка Мухтар приобрела в народе бешеную популярность. Например, в Подмосковье некий Мухтар спас троих провалившихся под лед людей, а в Башкирии уже другой — служебноразыскной Мухтар при обыске дома прыгнул в подвал и взял преступника ценой собственной жизни. Мухтаром назвала свою собаку певица Эдита Пьеха.

Через три года звезда советского экрана Дейк умер. Его щенок, тоже Дейк, уже проявлял актерские таланты. И хозяин Михаил Длигач опять писал на «Мосфильм»: «Моя собака хочет играть в кино!»…

Людмила МАКАРОВА

Никулину поверили

После роли Балбеса к Юрию Никулину так крепко приклеилось «воровское» амплуа, что, когда ему предложили сыграть в фильме «Ко мне, Мухтар!», он долго колебался: «Я в предыдущих картинах играл исключительно жуликов — кто поверит в меня как в милиционера?» Однако миллионы зрителей поверили…



, ,   Рубрика: Искусство и телевидение

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,228 сек. Потребление памяти:8.68 mb